Журнальный клуб Интелрос » Исламоведение » №4, 2019
Нурмагомед Гаджиалиевич
Перспективы исламского новаторства и модернизма
Дагестанский государственный университет;
nur3555@yandex.ru
В статье анализируется открытость ислама для нововведений, модернизации, осмысливается то, насколько исламский принцип «бид’а» совместим с таухидом и абсолютным монотеизмом. В ней отмечается, что по этому вопросу в умме нет единства, и он остается источником канонических противоречий между классическим исламом, ваххабизмом-салафизмом, суфизмом и другими исламскими концептами. В связи с этим подвергается критике «милитаристское» содержание джихада, закрывающее дорогу для нововведений в исламе и комфортному его включению в мировой цивилизационный процесс. В статье показывается, что в религиоведении часто доминирует эксклюзивное мышление, направляющее конфессиональный процесс по разделительной траектории и служащее глубинной причиной различных экстремистских отклонений; обосновывается важность перехода к инклюзивному мышлению, формирующему толерантную культуру. В ней подчеркивается, что при современных неомодернистских преобразованиях ислама чрезвычайно важным является нахождение оптимальной меры в соотношении между традиционализмом и новаторством, что необходимо для сохранения своей культурной и конфессиональной идентичности.
Magomedov N.G.
The Prospects of Islamic Innovation and Modernism
Dagestan State University; nur3555@yandex.ru
The author considers Islam’s openness to innovation and improvements and shows how the Islamic principle of bid’a correlates with Tawheed and absolute monotheism. It is noted that Ummah has no common view thereof. The issue remains a source of canonical contradictions between the classical Islam, Wahhabism-Salafism, Sufism and other doctrines in Islam. In this context, the militarist content of Jihad closing the way to the introduction of innovation to Islam and its appropriate integration into the world civilization is critisized. The author believes that in religious studies exclusive thinking often dominates, directing the confessional process along the dividing trajectory and contributing to the emergence of extremist deviations. The necessity of the transition to inclusive thinking forming a tolerant culture is substantiated. The author concludes that it is important to find a balance between traditions and innovation in Islam in order to preserve its cultural and confessional identity in contemporary neo-modernistic transformations.