Современный похоронный обряд горожан Дагестана: синкретизм ислама, традиционных верований и новых обычаев
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН; ruslan-seferbekov@rambler.ru
В статье приводится современный похоронный обряд горожан Дагестана с учетом локальной специфики, а также традиционных и новых элементов и обычаев. Основываясь на установлениях исламской правовой школы шафиитского масхаба, которого придерживается большинство мусульман Дагестана, автор анализирует современные похоронные и поминальные обряды и обычаи ряда дагестанских этносов, проживающих в городах. Они имеют синкретический характер и представляют собой синтез доминирующих исламских религиозных правил, традиционных верований и новых обычаев. Этот синтез был обусловлен как внешними (глобализация), так и внутренними (усиление позиций ислама) причинами, а также живучестью традиционных верований. Мусульманские религиозные установления проявляются в строгом регламенте похоронного ритуала, сроках и порядке траура и поминок, проведении обряда «зикр», раздаче заупокойной милостыни «садака», оформлении по определенным стандартам надмогильного памятника, посещении могил умерших на кладбище в сакральные для мусульман дни и во время религиозных праздников. В статье устанавливается, что, несмотря на доминирование исламских религиозных правил, в похоронных обрядах дагестанцев сохранились реликты прежних религиозных форм, связанных с погребальным культом и культом предков. К ним относятся приметы о скорой смерти и внешних ее признаках, представления о легкой и тяжелой смерти; этика оплакивания и существующие на этот счет запреты; традиция передавать вести с покойником ранее умершим; обязательность ритуальной мучной халвы; обычаи отпускания бороды мужчинами и ношения темной одежды женщинами в знак траура. В эпоху глобализации в погребальных обрядах закрепились и некоторые новые обычаи. В целом похоронный обряд горожан Дагестана имеет сходные черты, но существуют небольшие локальные особенности.
Seferbekov R.I.
Contemporary Funeral Tradition of Dagestani Townspeople: Syncretism of Islam, Traditional Beliefs and New Customs
The Institute of History, Archeology and Ethnography of Dagestan Research Center, Russian Academy of Sciences; ruslan-seferbekov@rambler.ru
The author describes a contemporary funeral tradition in Dagestan taking into account its local specifics as well as its traditional and new elements and customs. Relying on the regulations of the Islamic law school of the Shafi’i madhhab, which most Muslims of Dagestan adhere to, the author consistently studies today’s funeral and memorial rites and customs of a number of Dagestani ethnic groups living in the cities of Dagestan. According to the author, they are syncretic in nature and are a synthesis of the dominant Islamic religious rules, traditional beliefs and new customs. This synthesis is due to both external (globalization) and internal (strengthening positions of Islam) causes, as well as the vitality of traditional beliefs. Muslim religious norms are manifestedin strict regulations of the funeral ritual, the time and procedures of mourning and commemoration, the zikr ritual, almsgiving (sadaka), the design of a tombstone according to certain standards, visiting the graveson sacred days and on the days of religious holidays. Despite the dominance of Islamic religious rules, the relics of the former religious forms associated with the burial cult and the ancestor cult are preserved in the funeral rites. These include the warning signs of impending death and its external indications; beliefs about easyand difficult death; the ethics of mourning and taboos; the tradition ofsending messages with the dead man to those who died earlier; a compulsorypreparation of ritual flour halva; the custom of growing a beard by men and wearing dark mourning clothes by women as a sign of mourning.In the era of globalization, some new customs were introduced to the burial rites. In general, the funeral ceremonies of Dagestani townspeopleare similar, with small local variations.