Журнальный клуб Интелрос » История философии » №17, 2012
И.Д.Джохадзе. Ричард Рорти как историк философии
В статье исследуются историко-философские идеи Ричарда Рорти, дается критический анализ его концепции прагматической герменевтики как метода «игрового экспериментирования» с текстами. Задача историка, по мнению Рорти, состоит не в воссоздании аутентичного смысла произведения, а в создании смыслов заново – «переописании» текста. Примером такого вульгарного «историцизма» служит развернутая Рорти в «Последствиях прагматизма» (1982) интерпретация философии Джона Дьюи.
Ключевые слова: историография, рациональная и историческая реконструкция, анахронизм, герменевтика, интерпретация, переописание, историцизм.
А.М.Руткевич. История античной философии А.Кожева («Историческое введение в Систему Знания»)
В данной статье рассматриваются историко-философские сочинения А.Кожева, его трактовка античной (языческой) философии, место истории философии в неогегельянской системе знания.
Ключевые слова: история философии, античность, языческая и христианская мысль, неогегельянство, система знания.
И.С.Вдовина. Поль Рикёр: история философии как самопонимание философии
Выясняя вопрос о специфике истории философии, П.Рикёр обсуждает ряд проблем: познание истины в истории и истории философии; история философии и социология знания; история философии и историческая наука; роль субъективности исследователя в историческом и философском познании; специфика философского вопрошания. Ответом на поставленные вопросы стала сама теоретическая и практическая деятельность мыслителя, являющаяся важнейшим этапом современной философии и истории философии.
Ключевые слова: история философии, социология знания, историческое знание, объективность, истина, скептицизм, эклектика, диалог, смысл творчества.
И.И.Блауберг. История философии и философия истории в концепции Анри Гуйе
В центре внимания автора статьи – теоретические работы известного французского историка философии Анри Гуйе. В них выявляется диалектика ретроспекции как метода исторического познания, рассматриваются проблемы теории и методологии историко-философского исследования.
«Философии истории» как ретроспективной рационализации, открывающей в истории некий план или смысл, Гуйе противопоставляет собственно исторический подход, нацеленный на обретение «утраченного времени» – времени описываемой исторической реальности.
Ключевые слова: история, философия истории, история философии, ретроспекция, А.Гуйе, непрерывность и прерывность, видение мира.
Ю.Г.Россиус. О теории интерпретации Э.Бетти
Статья предваряет публикацию перевода отрывка из книги Бетти «Общая теория интерпретации», посвященного анализу исторической интерпретации. Статья знакомит читателей с основными понятиями и принципами герменевтики Э. Бетти, а также с некоторыми событиями, связанными с созданием и разработкой его «Общей теории интерпретации».
Ключевые слова: герменевтика, интерпретация, методология, репрезентативная форма, Бетти, Гадамер
Эмилио Бетти. Историческая интерпретация
Предлагаемый вниманию читателей текст представляет собой перевод отрывка из книги Э.Бетти «Общая теория интерпретации», посвященного исторической интерпретации. Особенность данного вида интерпретации Бетти усматривает в ее «распознавательном» характере: ее задача – распознавание мыслей и идей, заключенных в репрезентативных источниках, применительно к данной исторической эпохе. Проблема, с которой сталкивается здесь интерпретатор, заключается в нетождественности мысли и ее речевого или письменного выражения. Большое внимание уделено специфическим критериям исторической интерпретации, а также применению герменевтических канонов к этому виду интерпретации.
Ключевые слова: герменевтика, интерпретация, репрезентативная форма, исторический вопрос, Бетти.
Е.К.Карпенко. Изобретение «я»: деструктивные извлечения из архива метафизики
Настоящая статья является введением и презентацией исследования Венсана Карро «Изобретение “я”» (2010). В.Карро – французский историк философии, ученик Жана-Люка Мариона. В статье приводится обзор главных тезисов автора, в основе которых лежит текстологическое открытие и оригинальная интерпретация «общих» мест новоевропейской метафизики. Отмечаются трудности, возникающие при переводе источников, влекущие за собой искажение оригинального смысла.
Ключевые слова: ego, le moi, le soi, Dasein, самость, душа, субстанция, метафизика, Декарт, Паскаль.
Венсан Карро. Первое «я»: Паскаль
Недавняя книга Венсана Карро (р. 1957) «Изобретение “я”» (2010) представляет историю понятия «я» как концепции, предшествующей близким и происходящим из нее новоевропейским теориям субъекта, сознания, самости. Первая лекция, предлагаемая читателю в русском переводе, посвящена анализу языкового изобретения Паскаля – «le moi», которое происходит из картезианского выражения ego ille. Карро разъясняет цели и следствия подобной субстантивации и вытекающей из нее субстанциализации.
Ключевые слова: понятие «я», субстантивация, субстанция, качество, Паскаль, метафизика.
К.В.Чепурин. Человеческая душа, ее интенсивность и судьба: введение в антропологию Гегеля
Из всей «берлинской» философии духа Гегеля его антропология – учение об индивидуальной человеческой душе и первая часть философии субъективного духа – исследована, пожалуй, менее всего. Задача этой статьи в том, чтобы дать введение в антропологию Гегеля через анализ трех ключевых для него антропологических понятий: духовного определения человеческой души, ее интенсивности и ее судьбы. В своей совокупности эти понятия позволяют объяснить специфику гегелевского понимания души человека и заодно вписанность антропологии у Гегеля именно в философию духа. В то же время в статье очерчено и отношение антропологии к философии духа в целом, а также к философии природы.
Ключевые слова: Гегель, антропология, душа, интенсивность, судьба, индивид, смерть, животное, дух.
В.В.Старовойтов. Проблема Я, личности, самости в творчестве Поля Рикёра и в современных психологических и психоаналитических исследованиях
В статье раскрывается специфика понятий Я, самости, личности в творчестве Поля Рикёра. Показывается, что рассмотренный французским философом путь последовательного развития личности основывался на первоначальном допущении зрелого Я, наличие которого часто является крайне проблематичным. Утверждается, что разработанную Полем Рикёром концепцию «человека могущего» надо дополнить исследованием возможности возрождения и повторного роста Я.
Ключевые слова: Я, личность, самость, человек могущий, повествовательная идентичность.
Т.О.Глебова. Тело, душа, личность. Антропология Лаина Энтральго
Предмет данной статьи – антропологическая концепция испанского философа Педро Лаина Энтральго. Основываясь на идеях Субири, Лаин стремится создать космологическую, эволюционную и динамическую антропологию. Вслед за краткой биографией философа в статье анализируются источники его теории (Субири, Ортега-и-Гассет, Шелер, Вайцзеккер и др.). Затем автор рассматривает понятия тела, души и личности в творчестве Лаина, обращая особое внимание на одну из его последних работ – «Идея человека».
Ключевые слова: философская антропология, испанская философия, тело, душа, личность.
Педро Лаин Энтральго. Идея человека
Статья представляет собой сокращенный перевод двух глав из работы Педро Лаина Энтральго «Идея человека». В первой главе рассматриваются проблемы творения и эволюции. Лаин критикует существующие концепции духа и материи и вводит понятие динамизма в качестве основы собственной философской системы. Вторая глава посвящена проблеме сознания, в частности анализу символизации как специфически человеческой деятельности.
Ключевые слова: философская антропология, материя, дух, динамизм, космос, эволюция, сознание, символ.
И.А.Михайлов. Философская программа раннего Гуссерля. Метафизика, теория познания
Зрелая форма философии Эдмунда Гуссерля, более известная под именем «трансцендентальной феноменологии», по своей проблематике и терминологии вскоре превратилась в особый способ подхода к научным проблемам, трудно переводимый на иные языки философствования. Связать феноменологию с основными философскими устремлениями ХХ в. обычно пытаются через идею «строгой науки» или через теорию значения (со стороны аналитической философии). Автор предлагает альтернативную модель, исходящую из идеи систематики научного знания. В конце XIX в. поиски единства и системности наук довольно часто принимали форму вопроса о метафизике. Определяющим оказывается это и для Гуссерля, доказательства чему обнаруживаются в его ранних текстах. Масштабный, метафизический по своей природе проект нового обоснования знания реализуется затем в отдельных областях – логики и теории познания; детальность проработки Гуссерлем каждой из них, как правило, скрывает изначальную метафизичность его философской программы.
Ключевые слова: Гуссерль, феноменология, метафизика, логика, теория познания, наука.
Моник Кастийо. К вопросу об этической связи мудрости и науки
В статье анализируются исторически сложившиеся взгляды на соотношение знания, науки, этики и мудрости. Делается вывод об опасности абсолютизации роли науки и техники в выполнении практических задач и необходимости философско-этической оценки средств решения актуальных проблем человечества.
Ключевые слова: коммуникация, наука, этика, мудрость, ценности.
Ю.В.Горбатова. Плантинга и его модальная версия онтологического доказательства
Основной целью данной статьи является реконструкция тех понятий и аспектов модального онтологического аргумента Алвина Плантинги, без прояснения которых данное доказательство не может считаться полным и логически обоснованным. Автор также стремится показать, что даже после детальной реконструкции онтологический аргумент Плантинги не может быть расценен как логически безупречный и требует серьезной доработки.
Ключевые слова: онтологический аргумент, модальность, S5, Алвин Плантинга, доказательство.