Журнальный клуб Интелрос » История философии » №1, 2020
А.М. ГагинскийИнститут философии РАН.
Российская Федерация, 109240,
г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
В статье рассматриваются истоки первой философии и теоретический контекст, в котором она была разработана. В частности, на материале ранних греческих текстов автор показывает, каким образом различие языка богов и языка людей трансформировалось в оппозицию философского и обыденного уровней языка, в результате чего миф стал логосом, поэтическое богословие – первой философией. Автор утверждает, что, отнимая у поэзии сакральную функцию, философия неизбежно рационализирует и тем самым профанирует свой предмет. Если язык богов рассматривался древними поэтами как совершенный, подобный языку библейского Адама, то для философов он уже не является чем-то таинственным и недоступным для ума – он сводится к теоретической проблеме правильности имен. Показывается, что переосмысление статуса языка и места человека в мире подготовило почву для возникновения первой философии, или теологии.