Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » История философии » иф№1, 2020

Максим Буланенко
Восточнохристианское понятие энергии в философии С.С. Хоружего: осмысление традиции или прощание с ней?

Буланенко Максим Евгеньевич
кандидат философских наук,
доцент кафедры философии. ИИАЭ ДВОРАН.
Российская Федерация, 690001,
г. Владивосток, Пушкинская ул., д.89;
e-mail: bulanenko@list.ru

 

Восточнохристианское учение о сущности и энергии в Боге восходит к IV в. и получает догматический статус в XIV в. Его появление связано с осмыслением отношений Бога и мира:поскольку Бог трансцендентен миру, Его сущность непостижима для человека, однако Егоактуальное существование предполагает осуществление божественных свойств и деятельностей, относящихся к Его сущности, и именно они составляют Его «энергию» или «энергии», посредством которых Он открывается и человеку. В русскую философию восточно-христианское понятие энергии в начале ХХ в. вводит о. Павел Флоренский. В противоречиес использованием этого понятия в самой восточнохристианской традиции о. Павел стремился с его помощью обосновать возможность познания сущности Бога и всякой вещи. А ближек концу века С.С. Хоружий использует это понятие для создания философии, которая, напротив, вообще не нуждалась бы в понятии сущности. Однако и такое использование понятия энергии приводит, с одной стороны, к неустранимым противоречиям с восточнохристианским учением об энергии, а с другой стороны, к тому, что это понятие полностью утрачивает свою определенность (в частности, оно теряет связь с понятием актуальности). Крометого, теория С.С. Хоружего оказывается несовместимой не только с восточнохристианскимучением о сущности и энергии в Боге, но и с учением о спасении, а также с Халкидонскимдогматом о двух природах во Христе. Таким образом, эта теория представляет собой скореесамостоятельный вклад в современную русскую философию, а не аутентичную интерпретацию восточнохристианской традиции. В то же время крайняя неопределенность принятогоС.С. Хоружим понятия энергии препятствует и его общефилософскому использованию.



Другие статьи автора: Буланенко Максим

Архив журнала
иф№1, 2020№1, 2019№2, 2018№1, 2018№2, 2017№1, 2017№2, 2016№1, 2016т. 20, №2, 2015т. 20, №1, 2015№19, 2014№18, 2013№17, 2012№16, 2011№15, 2010№14, 2009№13, 2008№12, 2005№11, 2004№10, 2003№ 9, 2002№8, 2001№7, 2000№6, 2000№5, 2000№4, 1999№3, 1998№2, 1998№1, 1997
Поддержите нас
Журналы клуба