Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №3, 2018

Аннар Кассам
Единственный журнал, который Нельсон Мандела читал на острове Роббен

 

cou_03-18_mandela_01.jpg

Нельсон Мандела и Федерико Майор
© UNESCO

«Апартеид отнюдь не является, как многие продолжают думать, попыткой обеспечить людям всех расовых групп равные возможности, но в условиях их разделения. Это самая настоящая политика сегрегации, которую люди с белой кожей проводят в собственных интересах и в ущерб чернокожему и цветному населению». Такие слова заключенный № 466/64 по имени Нельсон Мандела читал в «Курьере ЮНЕСКО» прямо перед носом у своих надзирателей в тюрьме на острове Роббен, в разгар полицейского государства в Южной Африке.

Аннар Кассам

 

В 1964 году Нельсон Мандела и его соратники были приговорены к пожизненному лишению свободы. Тюремная администрация сделала все, чтобы первые годы их содержания под стражей были столь же скудными в интеллектуальном и духовном плане, что и земли острова Роббен, на котором находилась тюрьма: заключенные не имели права читать газет, даже местных. Позднее в своей автобиографии «Долгий путь к свободе» (1994 г.) Мандела писал: «...власти стремились полностью изолировать нас от внешнего мира, они не желали допустить, чтобы мы воспрянули духом от какого-либо известия или узнали, что о нас по-прежнему думают по ту сторону тюремных стен».

При этом узникам позволялось получать среднее и высшее образование и заказывать с этой целью необходимые для учебы издания. Благодаря этой возможности, однажды к учебникам по бухгалтерии и экономике стали добавляться номера «Курьера ЮНЕСКО» на английском языке, приходящие по почте прямо из Парижа.

В глазах тюремных властей, которые по большей части говорили только на языке африкаанс, журнал не представлял опасности, и, вернувшись в камеры после тяжелого дня, проведенного за дроблением камней на известняковом карьере, заключенные могли заняться чтением «не представляющих интереса» статей.

В сентябре 1996 года, сидя в своем кабинете в Здании Союза в Претории, президент Южно-Африканской Республики Нельсон Мандела лично рассказал об этом Генеральному директору ЮНЕСКО того времени Федерико Майору, который прибыл в молодую демократическую страну с официальным визитом.

Мандела поведал, с каким упоением он и его сотоварищи читали «Курьер ЮНЕСКО», ставший для них настоящим «окном в мир» и путеводителем по таким новым для них темам, как культурное разнообразие, общее наследие человечества, история Африки, образование в целях развития… Этих слов и понятий не было в лексиконе апартеида, не говоря уже об острове Роббен. Журнал был для заключенных единственным способом узнать о происходящих в мире событиях, и Нельсон Мандела считал своим долгом сказать об этом Генеральному директору ЮНЕСКО.

Я имела честь сопровождать Федерико Майора в этом визите. Слушая президента ЮАР, я думала о значении и важности его слов. «Курьер ЮНЕСКО», подобно почтовому голубю, преодолевал расстояния в тысячи километров от Парижа до этого неприступного острова в южной части Атлантики и приносил Нельсону Манделе и его товарищам новости и идеи с пяти континентов прямо перед носом у его надзирателей, в самый разгар полицейского государства, в которое превратилась Южная Африка эпохи апартеида. Это лишь подтверждает, что знания не только окрыляют, но и сами, при необходимости, могут летать!

Апартеид

Остров Роббен – это южноафриканский Алькатрас, остров-тюрьма, куда ссылались чернокожие лица, осужденные к пожизненному лишению свободы  за уголовные преступления. В 1960-70-е годы, когда масштабы и сила борьбы с апартеидом возросли, расистское южноафриканское правительство начало ссылать на остров самых серьезных представителей оппозиции. Фактически Роббен представлял собой тюрьму в тюрьме, ибо основным местом заключения была сама Южная Африка. Находящиеся в меньшинстве белые переселенцы окружили себя глухой стеной паранойи о своем расовом превосходстве над коренным населением страны. Все стороны личной и общественной жизни регулировались расистскими законами, написанными с одной целью – ограничить свободу и принизить достоинство чернокожего большинства, обеспечив процветание белого меньшинства, занимавшего привилегированное положение.

Такая политика проводилась под лозунгом распространения «европейских ценностей», во имя осуществления в Африке так называемой «цивилизаторской миссии». Красивые слова скрывали за собой совсем другую реальность, поскольку правящему классу были чужды эти самые ценности и он ничего не смыслил в принципах свободы, равенства, демократии и братства, за которые европейцы боролись не одно столетие.

В борьбе с нацистским расизмом, подтолкнувшим человечество к краю пропасти во время Второй мировой войны, и родились ЮНЕСКО и вся система Организации Объединенных Наций. В 1945 году мировое сообщество осознало, что оно никогда впредь не должно допустить подобных ужасов. В рамках ЮНЕСКО было решено, что «в сознании людей следует укоренять идею защиты мира» (как гласит Устав Организации) и что делать это необходимо посредством распространения и расширения знаний во всех областях, в частности в сфере образования, науки и культуры.

Несмотря на уроки истории, режим апартеида выбрал противоположное направление, поощряя разделение, отчуждение, лишение, унижение и насилие. Тех, кто посмел противостоять этой реакционной идеологии, ждала пожизненная ссылка.

«Курьер ЮНЕСКО» против расизма

Я очень хорошо представляю себе улыбающиеся лица Манделы и его соратников, когда они читали на страницах «Курьера» 1968 года эти строки, написанные британским социологом Джоном Рексом: «Самым поразительным примером расизма в наши дни является система апартеида в Южной Африке. Апартеид отнюдь не является, как многие продолжают думать, попыткой обеспечить людям всех расовых групп равные возможности, но в условиях их разделения. Это самая настоящая политика сегрегации, которую люди с белой кожей проводят в собственных интересах и в ущерб чернокожему и цветному населению» («Вездесущая тень расизма», статья в номере за январь 1968 года).

Немногим менее десяти лет спустя, в 1976 году, восстание школьников в Соуэто(link is external) ознаменовало собой поворотный момент в истории борьбы с апартеидом. Негодующие учащиеся вышли на улицы в знак протеста против закона, предусматривающего введение языка африкаанс как обязательного языка преподавания в школах для чернокожих. Кровавое подавление восстания наглядно продемонстрировало всему миру, что в интересах проведения своей политики расистское правительство готово применить насилие даже против невооруженных школьников. Возмущенное подобными действиями международное сообщество объявило Южной Африке бойкот, превратив ее в страну-изгой, отвергаемую большинством наций и правительств.

В ноябре следующего года вышел в свет специальный выпуск «Курьера ЮНЕСКО», посвященный расизму в Южной Африке и озаглавленный «Южная Африка в борьбе с расизмом». Во вступлении к номеру можно прочитать следующие строки: «Апартеид представляет собой самую гнусную форму современного рабства. Своими терпеливыми, но упорными и активными действиями ЮНЕСКО стремится поддержать в их нелегкой борьбе чернокожих южноафриканцев, смелое восстание которых показало всем, что они победили страх и обрели надежду. Международное сообщество должно остаться верным своим принципам и действовать быстро и решительно, чтобы оправдать их надежды».

Вряд ли на острове Роббен было разрешено читать этот номер журнала. Однако это больше не имело значения: отныне борьба против апартеида шла не только внутри страны, но и на международной арене. Некоторые представители правящих кругов Претории начали понимать, что рано или поздно им будет нужен Мандела, чей авторитет продолжал расти. Тем временем режим апартеида продолжал идти по пути угнетения и насилия в отношении чернокожего населения и соседних африканских стран.

Долгий период заточения Нельсона Манделы на острове Роббен завершился в 1982 году, когда его перевели на материк: сначала в тюрьму Поллсмор близ Кейптауна, а затем в исправительный центр Виктор-Верстер, где Мандела был размещен в отдельном доме с относительно «удобными» условиями содержания. Здесь борец с апартеидом оставался вплоть до своего освобождения в 1990 году. Он проводил время, как он сам выразился, за «разговорами с врагом». Он начал переговоры с наиболее здравомыслящими и наименее фанатичными приверженцами режима, надеясь убедить их в том, что военные действия и насилие со стороны государства не смогут погасить растущие волнения в стране и что на поступающие со всех сторон, включая международное сообщество, требования перемен необходим политический ответ.

Наконец, наступил долгожданный день, и 11 февраля 1990 года Мандела вышел на свободу. Всего за несколько дней он стал для своей нации бесспорным моральным авторитетом – грандиозное достижение для человека, который провел в изгнании почти тридцать лет и чье имя, фотографии и слова было запрещено печатать! В мае 1994 года, после четырех лет сложных переговоров с правительством Фредерика Виллема де Клерка, Мандела стал первым президентом нового демократического государства – Южной Африки без расизма, где вчерашние угнетатели могли жить в мире с теми, кого они подвергали унижениям на протяжении нескольких веков.

«Десять тысяч дней» Нельсона Манделы

На двадцать семь лет заключения Манделы можно смотреть по-разному: как на приношение себя в жертву своим идеалам, несоизмеримое наказание за стремление воплотить их в жизнь – стремление, за которое ему пришлось поплатиться лучшими годами своей жизни и долгой разлукой с семьей и близкими. Однако проведенные за решеткой «десять тысяч дней», по выражению самого Манделы, можно рассматривать совсем в другом ключе: как время, которое понадобилось ему для убеждения расистов в необходимости разорвать сковывающие их идеологические и культурные цепи и признать, что высшими ценностями цивилизованного государства являются свобода и достоинство всех его граждан, независимо от их расы и вероисповедания.

Представителям «белых племен» Африки необычайно повезло, что Мандела терпеливо ждал все эти годы, что он продержался до конца и мирными способами освободил их от оков их мировоззрений, развеял иллюзии об их превосходстве и пользе разделения и расчистил для них путь к общей земле, откуда никто не может быть изгнан по причине своего цвета кожи.

В 1999 году остров Роббен стал первым объектом Южной Африки, внесенным в Список всемирного наследия. Если когда-нибудь человечество решит составить список тех, кто разбудил его коллективную совесть, Нельсон Мандела, вне всякого сомнения, займет в нем особое место.

 

Эта статья «Курьера ЮНЕСКО» публикуется по случаю 100-летнего юбилея со дня рождения Нельсона Манделы, который родился 18 июля 1918 года.

Познакомьтесь с нашей подборкой номеров «Курьера» по теме расизма

 

 

Аннар Кассам

Уроженка Танзании Аннар Кассам выполняла роль руководителя специальной программы ЮНЕСКО для Южной Африки в период с 1993 по 1996 год.



Другие статьи автора: Кассам Аннар

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба