Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №1, 2018

Брендан О’Mэлли
Посещение школы, как символ надежды

cou_01_18_war_time_01.jpg

Во время захвата города Замбоанга (Филиппины) в сентябре 2013 года начальная школа Святой Барбары использовалась вооруженной группировкой в качестве военной базы.

В зонах конфликта школы и университеты часто превращаются в мишени. В целях обеспечения права детей на образование правительства стран могут предпринять ряд конкретных мер, чтобы наказать ответственных за эти нападения. В этом заключается смысл Декларации о безопасности школ(link is external).

Брендан О’Mэлли

Первая школа, которую я посетил в зоне активного конфликта в *Косово в 1999 году, находилась на склоне возвышающегося над равниной холма. Путь к школе лежал через сельскую местность, где нам встретилась деревня – череда домов-скелетов, прикрытых брезентом вместо крыш. Над окнами домов чернели следы, оставленные пожаром.

Сербские силовики подожгли эту деревню в отместку за действия Освободительной армии – вооруженной повстанческой группы, сражающейся за независимость Косово. Большинство семей теперь жили в одной комнате с почерневшими стенами, теснясь вокруг единственного источника тепла – печки, предоставленной Детским фондом Организации Объединенных Наций(link is external)  (ЮНИСЕФ).

В школе я видел дрожащих от холода детей в летней одежде в промерзших классах со стенами, пробитыми снарядами. Многие из них казалось оцепенели, но не от зимнего мороза, а от чего-то гораздо более леденящего.

Спасаясь от мести, они на протяжении шести месяцев прятались в лесах со своими семьями и вернулись домой лишь недавно, в результате переговоров. Учителя здесь продолжали работать и обучать детей, даже не получая зарплаты, чтобы не прерывать учебный процесс. Пока я разговаривал с директором, с улицы послышался ужасный глухой звук, от которого задрожало все здание. Это был снаряд, упавший на противоположный склон холма.

«Они это делают ежедневно, чтобы напомнить, что они никуда не ушли», – объяснил мне директор. «Но мы будем продолжать вести уроки. Школа – наша единственная надежда».

Школа-убежище

Возможность отправить детей в школу в период кризиса или конфликта создает для родителей и общин некое подобие нормальной жизни. В этот сложный период школа становится надежным местом. Здесь дети могут находиться, пока родители на работе; здесь они могут получить медицинские услуги, такие как вакцинация, а также жизненно важную информацию о том, как, например, избежать мин. Однако прежде всего школа — это возможность дать детям образование, которое позволит им построить свое собственное будущее, а также будущее их общин и их страны.

Но может произойти и обратное. Когда в нестабильных зонах уничтожаются школы, вместе с ними умирает вера. Страх отправлять детей в школу, и даже жить поблизости, может привести к тому, что люди, спасаясь бегством в поисках безопасности, потеряют всякую возможность на получение образования.

В последние годы произошло несколько возмутительных нападений на образовательные учреждения. В апреле 2014 года боевики группировки «Боко Харам(link is external)» похитили 276 учениц средней государственной школы для девочек г. Чибок(link is external) (Нигерия). По данным Reuters и AFP, более 100 из них все еще находились в плену в декабре 2017 года.

В октябре 2016 года в результате авиационных ударов проправительственных сил по школьному комплексу Камаль Каль’аджи,(link is external) в гувернорате Идлиба, в Сирии, погибли 3 учителя и 19 детей, 61 школьник получил ранения, а само здание школы было сильно повреждено, согласно докладуОрганизации Объединенных Наций(link is external).   

А в июне 2017 года, на Филиппинах, боевики заложили мины вокруг начальной школы, захватили ее и удерживали там местных жителей в заложниках(link is external).

Оставшиеся за бортом

Краткосрочные последствия этих нападений – погибшие или раненые школьники и персонал образовательных учреждений, разрушение инфраструктур, закрытие школ, университетов и психологические травмы.

Учитывая то, что в бедных странах средняя продолжительность конфликтов равна 12 годам, повторные нападения и причиненный ими косвенный урон, могут также вызвать длительное прерывание учебного процесса, закрытие школ и окончательный уход школьников или учителей. Они также могут препятствовать восстановлению системы образования. Ведь даже после окончания конфликта требуются годы, чтобы восстановить инфраструктуру и образовательную систему, в то время как дети по-прежнему не могут учиться.

По данным ЮНЕСКО, половина детей младшего школьного возраста, не посещающих школу, живут в странах, охваченных конфликтами, и большая часть из них не имеет возможности закончить образование, что создает «целые поколения оставшихся за бортом».

Последнее международное исследование, посвященное этим нападениям, «Образование под прицелом 2014» – публикация Глобальной коалиции по защите учебных заведений от нападений(link is external) (GCPEA) – показывает, что на протяжении четырех лет, с 2009 по 2012 год, вооруженные негосударственные группы, кадровые войска, силы прикрытия и вооруженные криминальные группы совершили нападения на тысячи школьников, студентов, преподавателей и школьных и университетских учреждений как минимум в 70 странах.

Эти нападения варьируются от бомбардировки и поджога школ и университетов до убийств, ранений, похищений и незаконных арестов, а также заключения и истязания школьников, студентов, учителей и профессоров.

В Докладе от 2014 года сообщается, что в шести странах, которые в наибольшей степени пострадали от конфликтов – Афганистане, Колумбии, Пакистане, Сомали, Судане и Сирии – «было совершено более 1000 нападений на школы, университеты, учителей и школьников; более 1000 школьников, учителей и других членов учительского состава стали жертвами нападений, а образовательные учреждения подвергались атакам или были использованы в военных целях». В публикации «Образование под прицелом» также уточняется, что в 24 из 30 рассмотренных стран школы и университеты использовались в военных целях.  

В Нигерии, по оценке ООН, с 2014 года было разрушено 1500 учебных заведений, в результате чего пострадали не менее 1280 школьников и учителей.  Согласно GCPEA «в самых серьезных случаях в ходе нападений воюющих сторон были ранены и убиты дети, повреждены или разрушены школы. И причиной тому было использование этих учреждений в военных целях».

Школы и университеты становятся мишенями по разным причинам и зачастую их несколько: создание нестабильной обстановки, нападения на определенный тип образовательных учреждений, захват учреждений в военных целях, или, касательно высшего образования, препятствие распространению неугодных политических мнений. 

 


Диптих нигерийской фотохудожницы Рахимы Гамбо, созданный в рамках 
мультимедийного проекта «Запретное образование», посвященного воспоминаниям 
о бесчинствах группировки «Боко Харам» на северо-востоке Нигерии.

 

Покончить с безнаказанностью

Первый и самый важный шаг в борьбе с этой проблемой – создание системы мониторинга с целью понять причины и следствие происходящего.

Превентивные меры могут варьироваться от защиты школ вооруженной охраной или сооружения ограждающих стен до искоренения причин, повлекших нападения, как например, путем обеспечения права доступа к образованию для меньшинств, предоставления им возможности получать образование на своем языке или изучать свою собственную религию, а также путем найма учителей из числа местных этнических сообществ, как это делается, например, на юге Таиланда.

Можно также снизить последствия атак, строя школьные здания из бетона, а не из дерева или соломы, так как их будет сложнее поджечь; можно обустроить все классы запасным выходом, чтобы школьники имели возможность убежать, если боевики или солдаты попытаются проникнуть внутрь и насильно их завербовать.

Что касается использования школ в военных целях, ключевая превентивная мера заключается в том, чтобы убедить вооруженные этнические или государственные группы отказаться от этих крайних мер.

Так, политика сдерживания, среди прочего должна исключать возможность юридической безнаказанности ответственных за нападения, а также привлекать вооруженные силы и группы, которые их совершают, к ответу за их действия.

В ежегодном докладе Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, предоставляемом вниманию Совета безопасности, приводится перечень ответственных за серьезные акты насилия, совершенные в отношении детей в период конфликта, в число которых входят нападения на школы и вербовка детей-солдат. Упомянутые в докладе партии должны будут составить план действий по прекращению этой практики. В противном случае они будут привлечены к ответственности.

GCPEA запустила международную кампанию с целью убедить правительства стран подписать Декларацию о безопасности школ(link is external) так как она накладывает обязательство по защите детей и системы образования. 9 января 2018 года Доминиканская Республика стала 72-й страной, подписавшей эту Декларацию.

специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о положении детей и вооруженных конфликтах(link is external), Вирджиния Гамба(link is external), призвала все государства-члены ООН поддержать и распространить необходимость подписания декларации, вносящей вклад в принятие конкретных мер по предупреждению атак, направленных на систему образования. «Мы не можем позволить вооруженным силам продолжать использовать школы, находящиеся в зонах конфликта, в качестве мишени. Цена, которую мы платим за лишение одного ребенка доступа к образованию на годы, а бывает и десятилетия, слишком велика», – заявила она в своем докладе, представленном в ходе Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в октябре 2017 года.

___________________________________

*В рамках резолюции 1244 Совета Безопасности ООН от 1999 года.

 

Брендан О’Mэлли

Консультант и журналист, Брендан О’Mэлли (Великобритания) является автором двух исследовательских изданий под названием «Образование под прицелом», опубликованных ЮНЕСКО в 2007  и 2010 годах, а также главным исследователем, принявшем участие в составлении доклада от 2014 года, опубликованного GCPEA. Он является издателем и соавтором публикации Global Education Cluster«Защита образования в странах, охваченных конфликтом» (2012 г.). О’Mэлли также вел расследование от имени многочисленных международных организаций по вопросам нападений, совершенных на систему начального и высшего образования среди беженцев и общин, находящихся в зонах конфликта.



Другие статьи автора: О’Mэлли Брендан

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба