Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №1, 2018

Торил Роксет
Что такое мир и можно ли ему научить?

 

cou_01_18_shoot_01.jpg

Президент Колумбии и лауреат Нобелевской премии мира 2016 года Хуан Мануэль Сантос в ходе визита в Нобелевский центр мира в декабре 2016 года.

Мир – это не просто отсутствие войны. Этот принцип заложен в основу образовательной программы Нобелевского центра мира(link is external) в Осло (Норвегия). Ежегодно Центр посещают около 10000 детей и подростков в возрасте от 6 до 19 лет.

Торил Роксет

Ежегодно в центре норвежской столицы тысячи школьников распахивают двери здания бывшего железнодорожного вокзала с видом на гавань в поисках такой неуловимой концепции, как мир.

Созданный по инициативе Гейра Ландестэда, бывшего директора норвежского Нобелевского института, Нобелевский центр мира является музеем Нобелевской премии мира. Цель этого независимого фонда, финансируемого частными взносами и государственными субсидиями, заключается в распространении знаний о Нобелевской премии мира, а также о деятельности Альфреда Нобеля(link is external) и лауреатов этой премии.

Посредством организуемых мероприятий Центр стремится побудить участников к размышлению и активному обсуждению тем, касающихся войны, мира и разрешения конфликтов. С момента своего открытия в 2005 году он принял около 1,6 миллионов человек, посетивших более 60 временных и постоянных выставок, 12 из которых посвящены Нобелевской премии(link is external), ее лауреатам и другим выдающимся личностям мирового масштаба.

Центр также проводит образовательные программы, целью которых является ознакомление молодежи с концепцией мира и средствами, необходимыми для его поддержания. Его посетителями являются более 10000 детей в возрасте от 6 до 19 лет со всего мира и со всей Европы, включая Норвегию.

Четыре педагога обеспечивают проведение десяти обучающих программ в год, созданных для школьников, студентов и их семей. Записаться на часовые обучающие сеансы, а также на другие мероприятия, доклады или показы фильмов на темы, связанные с историей Нобелевской премии, такие как разрешение конфликтов или защита прав человека, могут не только представители школ, но и все желающие.

Что такое мир?

Нашей первой задачей в работе с детьми является изучение концепции мира. Все хотят мира, но говорить о нем не просто, а обучить ему – еще сложнее. Когда мы просим школьников дать миру определение, то зачастую они незамедлительно отвечают, что мир — это отсутствие войны.

Но является ли это полноценным ответом? Мы предлагаем им рассуждать дальше. Может ли мир быть чем-то иным, чем простое отсутствие войны? И если да, то что это? И кто разрушает мир? Мгновенный ответ детей – война и конфликты. Однако мир может также быть разрушен нищетой, расизмом, стихийными бедствиями, отсутствием демократии или уважения прав человека. Теперь мы можем перейти к более сложным вопросам. Если расизм уничтожает мир, то как с ним бороться? Если это делает нищета, то как приложить максимальные усилия, чтобы искоренить ее? А если это результат отсутствия уважения прав человека, то может следует сражаться за соблюдение этих прав?

Мы также просим учеников рассказать, что, по их мнению, способствует поддержанию мира. Это позволяет нам глубже исследовать такие темы, как права человека, сотрудничество между странами и группами, а также взаимоуважение между народами. Наша цель – подтолкнуть их к осознанию того, что мир — это концепция, основанная на созидании, а не на отрицании и разрушении.

Основная задача центра – передать ученикам знания и ценности, которые смогут подтолкнуть их к действиям, приносящим пользу как им самим, так и их общинам. Демократия, права человека и разрешение конфликтов должны стать основой воспитания сознательных, толерантных и милосердных граждан.

Основные понятия

«Демократия должна заново рождаться с каждым новым поколением, а образование в этом процессе выполняет роль акушерки», - писал Джон Дьюи(link is external) (США) в книге «Школа и общество»(link is external). Философ, психолог и реформатор системы образования (1859-1952 гг.) верил в обучение, основанное на решении проблем, а не на машинальном заучивании фактов. Мы прилагаем все усилия, чтобы придерживаться этого подхода.

Разговор о правах человека мы начинаем с базовых понятий, спрашивая учеников, например, есть ли у них ощущение, что их слушают, когда они высказывают свое мнение. После этого, мы можем говорить о тех, кого лишили права на свободу слова: например, о лауреатах премии Нельсоне Мандела(link is external) или немецком пацифисте Карле фон Осецком(link is external). А затем мы переходим к теме ответственности, вытекающей из основных прав человека.

Конечно мы адаптируем наши методы в зависимости от возраста и способностей учеников. Мы знаем, что ролевые игры – отличное обучающее средство для того, чтобы разъяснить самым юным участникам важное значение прав детей. Дети постарше привлекаются к позиционированию себя в более сложных ситуациях, демонстрирующих дилеммы реальной жизни. Прежде всего мы следим за тем, чтобы сеансы оставались актуальными и способствовали развитию критического мышления.

 

«Нобелевское поле», созданное американским дизайнером и иллюстратором Дэвидом Смоллом, – это сердце Нобелевского центра мира.

 

Личный опыт в качестве примера

Управляемые дебаты с открытыми вопросами способствуют развитию способности к эмпатии у учеников. Что такое расизм и каковы его последствия? Что чувствует человек, ежедневно подвергающийся расистским нападкам? В небольших группах дети учатся формулировать свою точку зрения и обогащают свой теоретический словарный запас. Мы отталкиваемся от личного опыта учащихся, чтобы подчеркнуть универсальность прав человека и создать безопасные рамки, которые смогут позволить им сопоставить свои мнения с мнениями других людей.

В наших программах мы также используем архивы Центра и опираемся на конкретные примеры борьбы за мир лауреатов Нобелевской премии. Так, программа может включать историю австрийской писательницы и пацифистки Берты фон Зуттнер, первой женщины, удостоенной индивидуальной Нобелевской премии в 1905 году за свое неутомимое участие в международном движении борьбы за мир, или историю американского активиста Мартина Лютера Кинга(link is external), получившего премию в 1964 году за использование ненасильственых методов для пропагандирования движения за гражданские права, или историю смелой борьбы за универсальность прав человека иранской правозащитницы Ширин Эбади(link is external), лауреата Нобелевской премии 2003 года.

Мы также поощряем учителей продолжать на своих уроках начатую в Центре дискуссию. На нашем интернет-сайте предлагаются сопроводительные задания и примеры мероприятий для углубления знаний по этой теме. Учителя часто посылают радуют нас положительными отзывами относительно Центра так как наши дебаты становятся стимулом к размышлению и обсуждению среди учеников.

 

Торил Роксет

Торил Роксет (Норвегия) – заведующая общеобразовательной подготовкой в Нобелевском центре мира(link is external), где руководит командой из четырех педагогов.



Другие статьи автора: Роксет Торил

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба