Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №1, 2018
Опубликованный в октябре 2016 года доклад Международного валютного фонда (МВФ) стал предметом активных дискуссий. «Количество человек, эмигрирующих из Тропической Африки в страны ОЭСР, может возрасти с 7 миллионов в 2013 году до 34 миллионов к 2050 году», говорится в докладе. «Миграция образованной молодежи очень негативно сказывается на регионе, человеческий ресурс которого и так достаточно мал». Данная «утечка умов» с континента, которая длится уже несколько десятилетий, не может быть резко прекращена. Именно поэтому, необходимо включить обучение за рубежом в университетские учебные курсы в Африке и способствовать краткосрочной эмиграции, которая позволит молодым людям вернуться в родную страну.
Люк Энгве
Утечка умов особо ощутима в Тропической Африке», отмечается в докладе Перспективы развития мировой экономики (октябрь 2016 г.), опубликованном Международным валютным фондом (МВФ). «Миграция образованной молодежи очень негативно сказывается на регионе, человеческий ресурс которого и так мал. Причем концентрация мигрантов среди интеллектуально развитой части населения выше, чем в других развивающихся странах. К тому же, масштабное переселение высококвалифицированных кадров влечет за собой высокие социальные расходы, о чем свидетельствует миграция врачей и медсестер из Малави и Зимбабве. Это означает спад материального уровня в добавок к чисто экономическим потерям».
Эта ситуация далеко не нова. «Утечка умов» с Африканского континента началась еще в 1980-х годах.
Временная миграция в 1960-х годах
После провозглашения независимости, в 1960-70-х годах, политика высшего образования в Африке отвечала требованиям формирующихся Государств, которым необходимо было обучить свою собственную элиту. Часть молодежи была отправлена на обучение за границу, главным образом в страны бывших колонизаторов и Советского Союза. Студенты получали государственные стипендии и были обязаны вернуться на родину для того, чтобы внести вклад в ее развитие. Правительство Камеруна, например, обязывало всех стипендиатов подписывать контракты на десять лет. A cтраны бывшего Советского Союзa требовали, чтобы африканские студенты покидали страну сразу после завершения обучения. Некоторые принимающие страны использовали и другие способы, чтобы заставить африканских студентов уехать обратно, такие как сложности с трудоустройством, места работы доступные исключительно для граждан страны, дискриминация, снижение классификационного разряда и т.д. В то же время африканские Государства, недавно приобретшие независимость, предлагали хорошие должности выпускникам, поддерживая в них эйфорию в отношении независимости и вклада в общества с помощью лозунгов, таких как, например: «Страна нуждается в вас!».
На протяжении двух десятилетий после приобретения независимости перемещение образованной африканской молодежи было подобно обширному миграционному потоку, однако его основная характеристика заключалась в его временности или так, по крайней мере, казалось на первый взгляд.
Бессрочная миграция в 1980-х годах
Однако в 1980-1990-х годах в большинстве африканских стран эйфория от приобретения независимости уступила место разочарованию. Обещания выхода из нищеты не были выполнены. Возложив на себя череду бюджетных ограничений, государственный аппарат вдруг резко сократил количество работников в общественном секторе. Вместо иллюзии всеобщего блага наступило ощущение бесполезности. В связи с этими переменами, получение университетского диплома потеряло свой изначальный смысл, тем более что «трудоустраиваемость» стала руководящей идеей образовательной политики как в Африке, так и в других странах. Из-за этого все больше студентов предпочли обучаться по специальностям, которые позволили бы им приобрести практические навыки, способные облегчить устройство на работу на международном рынке труда.
В то же время эмиграция компетентных кадров с африканского континента вполне устраивала северные страны, ввязавшиеся в гонку за талантами в результате возникших проблем обновления своих собственных трудовых ресурсов. Прогнозируемый процесс старения населения, а также некоторые политические меры ограничения мест для студентов, таких как, например, лимитированный набор на медицинские факультеты во Франции, заставляли эти страны все чаще прибегать к иностранной рабочей силе. Они начали придерживаться селективной миграционной политики в стремлении привести в соответствие профили мигрантов с потребностями экономики своей страны. Так, столкнувшись с проблемой существования географических зон с острой нехваткой врачей, Франция пригласила иностранных медицинских работников, в то время как Германия, нуждающаяся в работниках в промышленной сфере, привлекла иностранцев, обладающих знаниями и навыками именно в этой области.
Сферы здравоохранения, информатики, финансов и технологий несомненно способствуют более высокой международной мобильности. В этом смысле глобализация постепенно размывает границы национальных рынков занятости, и эта экономическая динамика способствует стандартизации профессионального обучения и международных дипломов в планетарных масштабах.
B то время как африканские страны зачастую вынуждено становятся частью процесса глобализации, так-как не всегда имеют право голоса, с людьми дело обстоит иначе. Они вполне могут добиться успеха посредством воплощения в жизнь собственных образовательных проектов, открывающихся профессиональных перспектив и других возможностей (потребление, путешествия и т.д.). Однако эти ситуации, способствующие целям личной самореализации, вовсе не всегда соответствуют глобальным целям, ориентации и приоритетам африканских стран.
Как бы то ни было, их внутренняя политика представляет собой один из факторов, которые – наряду с тенденциями демографического развития северных стран и глобализацией – превратили временную миграцию африканцев, в миграцию долговременную. Теперь речь идет о миграции без реальной перспективы или намерения на возвращение, которая, как мы только что рассмотрели, зависит не только от экономических (работа, зарплата, условия работы) и политических (преследование, отсутствие безопасности) факторов. Сегодня речь идет о бессрочной эмиграции.
Потенциал современной диаспоры
В настоящее время африканские страны считают невозможным прекратить «утечку умов». Однако стратегия радикальной репатриации не сработает до тех пор, пока правительства не займутся коренными причинами эмиграции и не создадут все необходимые условия для того чтобы удержать утекающие кадры.
Поэтому альтернатива использовать интеллектуальную силу диаспоры для чтения лекций и ведения семинаров в университетах африканских стран может стать решением проблемы. В период неизбежной глобализации такой обмен опытом откроет новые перспективы для стран Африки.
На протяжении нескольких лет между странами происхождения и принимающими странами африканской диаспоры создаются университетские и научные сообщества. Так, университет UDM (université des Montagnes) в Камеруне сотрудничает с университетским больничным центром в Дижоне и университетом Париж-XIII (Франция), а также с университетом Udine и центром кардиологии в Милане (Италия). Марокко мобилизует свои диаспоры благодаря государственным программам, таким как Международный форум марокканских специалистов за рубежом (FINCOME), поддерживающий прилагаемые страной усилия в области научно-исследовательских технологий. В 2009 году Национальный центр научно-технических исследований (CNRST) в городе Рабат подписал протокол о сотрудничестве с различными структурами за рубежом, в частности с Ассоциацией марокканских программистов во Франции (AIMAF) и марокканской профессиональной сетью в Германии (DMK).
Здравоохранение также является областью, извлекающей преимущества из такого рода сотрудничества. Так, проживающие в Бельгии камерунские фармацевты объединились с университетом г. Дуала, где они преподают начальный курс на фармацевтическом факультете. А Ассоциация камерунских врачей в Бельгии (MedCamBel) организует профессиональные симпозиумы, а также информационные, превентивные и разъяснительные кампании для населения Камеруна с 2010 года.
Циркулярная миграция – развитие нового типа международной мобильности
Некоторые северные страны способствуют «циркулярной мобильности», другими словами краткосрочной эмиграции, позволяющей иностранцам работать и специализироваться на протяжении нескольких лет, а потом вернуться в свою страну. Поддерживаемая немецким Фондом за интеграцию и миграцию, программой Triple Win немецкого агентства международного сотрудничества (GIZ) и федеральным агентством по трудоустройству, циркулярная миграция выгодна как стране происхождения, так и принимающей стране благодаря обеспечиваемой ею передаче опыта и знаний. К тому же сам мигрант имеет возможность обучаться в процессе работы, устанавливает профессиональные связи, которые могут впоследствии оказаться полезными, а также располагает более высоким заработком в период своего пребывания за рубежом, что впоследствии дает возможность инвестировать эти средства в экономику своей родной страны.
Подобное взаимовыгодное сотрудничество между страной происхождения и принимающей страной существует в академических кругах, главным образом в США и Канаде, и в меньшей степени в Великобритании и Франции. Университетские круги африканской диаспоры этих стран при поддержке учреждений высшего образования и научно-исследовательских институтов, в которых они работают, руководят программами сотрудничества со своими родными странами. Так, бывший директор Института африканистики в Колумбийском университете (Нью-Йорк, США) Махмуд Мамдани в 2010 году создал Институт социологических исследований в университете Макерере, в Уганде. Усман Кейн, руководитель кафедры «Современный ислам и общество в исламских странах» в Гарвардском университете (Бостон, США) в 2016 году организовал программу обмена между университетами для студентов своей родины – Сенегала. Итак, многие африканские исследователи и преподаватели высших учебных заведений вносят вклад в возрождение высшего образования и научно-исследовательских работ в своих родных странах посредством образовательных, исследовательских программ и проектов совместных публикаций.
По сравнению с препятствиями, с которыми сталкиваются африканские специалисты на своей родине, включая неудовлетворительные условия труда, мало способствующие профессиональной самореализации, их интеграция в мировой рынок квалифицированных специалистов гарантирует и развивает их конкурентоспособность. В частности, это касается преподавателей-исследователей, медперсонала и, с недавнего времени, так называемых высокотехнологических профессий, как, например, специалистов в области информационных технологий, телекоммуникаций, финансов и биотехнологий.
В докладе МВФ особо подчеркивается, что представители африканской диаспоры «также могут предложить серьезные программы подготовки и повышения квалификации кадров. Сочетая свои навыки, связи и опыт с пониманием мировых перспектив и местных обычаев, сети диаспор эмигрантов могут способствовать укреплению экономической ситуации в их родных странах, повышению их эффективности и выходу на новые рынки».
Таким образом, заменив утечку умов на циркулярную миграцию, можно создать почву для новых форм сотрудничества, новых способов развития африканских стран и новых форм влияния, черпающих силу в международной социализации.