Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №1, 2018

Робер Бадентер
Антисемитизм: уроки истории

 

cou_01_18_badinter_01.jpg

Отрывок из комикса «Дневник Анны Франк», созданного Антуаном Озанамом (сценарий) и Наджи Сельси (иллюстрации). Изд- во Soleil, 2016 год.

Антисемитизм в той или иной форме проявлялся во все эпохи. В Средние века он был религиозным, в XIX веке стал носить националистический характер, а затем принял форму так называемого научного расизма, легшего в основу нацистской идеологии. С момента окончания Второй мировой войны и по сей день антисемитизм процветает под вывеской антисионизма. Робер Бадентер призывает нас прислушаться к урокам истории, которые, по его мнению, несут в себе глубокий смысл и предостережение для всего человечества.

Робер Бадентер
 

Антисемитизм – явление далеко не новое. Он существует уже на протяжении многих веков, еще с тех времен, когда Тит захватил Иерусалим в 70 году, когда иудеи рассеялись по всему Средиземноморью и когда их продавали в рабство в таком количестве, что в Римской империи обрушились рыночные цены (если использовать современную экономическую терминологию). Удел евреев в течение последних двух тысяч лет, в частности в Европе, – это отчуждение, страдания и гонения.

Начиная с эпохи Римской империи, можно подчеркнуть три формы антисемитизма, которые иногда наблюдаются одновременно.

От религиозного к националистическому и расовому антисемитизму

Первым появился религиозный антисемитизм. Со времен Миланского эдикта, изданного императором Константином в 313 году и провозгласившего христианство официальной религией Римской империи, источником антисемитизма всегда была ненависть к «богоубийцам» – народу, убившему Иисуса Христа. Евреи подвергались преследованиям и массовым избиениям, но иногда – хотя далеко не всегда – у них была возможность избежать смерти или изгнания при условии насильственного обращения в другую веру. При этом они сохраняли надежду на возвращение в иудаизм позднее, в более спокойные времена. Об этом ярко свидетельствует долгая и насыщенная событиями история марранов, в частности на Пиренейском полуострове.

С появлением современных государств антисемитизм стал преимущественно националистическим. Евреи, даже те, кто родился и вырос в стране своего местонахождения, всегда считались чужаками и вызывали подозрение у остального населения. То, что они, несмотря на все гонения, нередко занимали ответственные должности и высокие посты в сфере политики, экономики и финансов, при малейших проблемах в стране превращало их в глазах своих сограждан в потенциальных предателей, лишний раз подтверждая теорию еврейского заговора, выдуманную антисемитами. Именно так обстояли дела, например, во Франции. Нашумевшее дело Дрейфуса является тому ярким доказательством: достаточно взглянуть на него с позиции здравого смысла, чтобы понять, что у Альфреда Дрейфуса, зажиточного француза еврейского происхождения родом из Эльзаса, который ненавидел фашистскую Германию и всей душой желал служить Франции, не было ни единой причины изменять своей родине.

Наконец, в конце XIX века, который характеризовался бурным развитием наук, антисемитизм, наподобие других дисциплин, приобрел научный характер. В его основу легла расовая теория, и евреи стали восприниматься как «раса» непонятного ближневосточного происхождения. Считалось, что ее невозможно ассимилировать с другими народами в стране их обитания и, в частности, с представителями высшей арийской расы, находящейся под угрозой вырождения из-за присутствия в ней евреев, якобы обладающих множеством пороков.

Признание еврейского гражданства

Таким образом, на протяжении всей истории человечества к евреям относились, как к проклятому народу: они сталкивались с запретами, их заставляли жить в гетто и даже помечали их одежду особым знаком, словно опасных животных. В этой связи следует отметить огромное значение Французской революции, в ходе которой в 1791 году проживающие во Франции евреи впервые были объявлены полноправными французскими гражданами. С этим связана одна любопытная история: когда в конце Учредительного собрания прошло голосование, по итогам которого за евреями было признано французское гражданство, сестра Людовика XVI написала своей кузине из рода Габсбургов, проживающей в Вене: «Мир окончательно сошел с ума: Собрание объявило евреев гражданами Франции»…

Я акцентирую на этом внимание потому, что решение предоставить евреям полноправное гражданство, которое французам с таким трудом удалось отстоять в ходе парламентских обсуждений, представляет собой то, что нацисты ненавидели больше всего – проявление прав человека и философии Просвещения. Согласно выражению, употребленному Адольфом Гитлером в его книге Mein Kampf,немецкий народ следовало избавить от евреев любым способом. В результате такой лютой ненависти в 1935 году, во время Третьего рейха, были приняты так называемые Нюрнбергские расовые законы. Их целью являлась «охрана германской крови и германской чести», которые, как читалось между строк, оскверняло присутствие евреев.

Поскольку все попытки ученых Третьего рейха найти научные основания для расовой теории потерпели крах, то основным критерием принадлежности к еврейской расе стало иудейское вероисповедание. Однако даже при обращении в другую религию Нюрнбергские законы запрещали евреям покинуть то «гнусное племя», частью которого они были с рождения.

Необъяснимый парадокс

Я не стану перечислять здесь долгий список тяжких испытаний, которые пришлись на долю евреев в Германии во время Третьего рейха а, позднее, и на всей оккупированной фашистской армией территории. Благодаря многочисленным исследованиям нам сегодня известно и об огромном масштабе геноцида евреев, и о чудовищных злодеяниях, совершенных против них нацистами. Не буду цитировать и названий выдающихся исторических и философских трудов, посвященных этому вопросу.

Однако я хотел бы обратить внимание на поразительный и труднообъяснимый факт, который, как мне кажется, несет в себе глубокий смысл и предостережение для всего человечества. Великая христианская нация, одна из наиболее просвещенных в Европе, подарившая миру гениальных деятелей культуры, философов и ученых, эта самая нация задумала, организовала и осуществила самые зверские расправы над евреями в истории Европы. Об этом ни в коем случае не следует забывать, ибо в Европе не было другого государства, где любовь к культуре и искусству, в частности к музыке, была бы сильнее, а наука – была бы более развитой, чем в Германии конца Веймарской республики.

Об этом феномене следует задуматься ЮНЕСКО. Догитлеровская Германия – страна с процветающей философией. Тем не менее, эта самая страна, пропитавшись ядом антисемитизма и расизма, совершила против евреев жесточайшие преступления, от которых до сих пор содрогается человечество.

Урок, который следует вынести из этой трагедии, – вот почему я так на этом настаиваю – заключается в том, что одной лишь культуры, знаний и любви к искусству недостаточно, чтобы построить прочные стены, которые уберегли бы нас от антисемитизма. Ведь он был взращен и достиг своего апогея именно на этой почве.

Я надеюсь, что меня поймут правильно. Я вовсе не имею в виду, что мы, приверженцы идеалов Просвещения, убежденные в том, что образование и институты, основанные на справедливости и уважении прав человека, являются непременным условием прогресса, должны отказаться от этой идеи. Вовсе нет. Но я говорю о необходимости осознать, что ни образование, ни искусство, ни культура в самом широком смысле слова сами по себе не обеспечат нам достаточную защиту от ужасов расизма и антисемитизма. Этот урок нам следует хорошо усвоить.

 

 


Рисунок французского иллюстратора Luz для комикса «О люди, братья» (изд- во Futuropolis, 2016 г.), созданного по одноименной книге швейцарского писателя Альбера Коэна.

 

Антисионизм

Третий рейх прекратил свое существование, его основатель покончил с собой, его главные сподвижники были повешены или скрылись, а масштабы геноцида евреев в Европе больше не были секретом. В рамках недавно созданной Организации Объединенных Наций зародилось мощное движение в поддержку создания еврейского государства, о котором уже говорили союзники во время Первой мировой войны.

Создание в Палестине еврейского государства по решению, я напоминаю, Организации Объединенных Наций, а именно в соответствии с резолюцией 181 (II) от 29 ноября 1947 года(link is external), одобрили далеко не все. Результат нам известен: соседние с Израилем арабские государства начали войну и оккупировали Палестину. Конфликт разрешился в пользу евреев, вследствие чего разгорелся продолжающийся по сей день палестино-израильский конфликт.

Не будем обсуждать здесь законность требований каждой стороны конфликта, ни способы наилучшего его разрешения – об этом следует говорить в другом месте. Факт остается фактом. Очевидно то, что на фоне палестино-израильского конфликта антисемитизм принял еще одну форму – антисионизм.

Судя по названию, сторонники этого движения выступают против сионизма, однако следует признать, что реальной их мишенью опять-таки являются евреи, причем евреи во всем мире. И я уверен, что по сути своей антисионизм представляет собой ни что иное, как современное проявление антисемитизма – то есть ненависти по отношению к евреям.

В эру цифровых технологий

Безусловно, в наши дни антисемитизм несколько отличается от того, каким он был при императоре Константине. Так, его приверженцы широко и с успехом используют возможности социальных сетей, распространяют на ряде интернет-сайтов речи и видеоматериалы, использующие особо извращенную риторику. Я не раз задавался вопросом о том, что могло бы произойти в Европе до 1939 года, если бы доктор Геббельс, который во времена Третьего рейха занимал должность министра народного просвещения и пропаганды, имел в своем распоряжении технологии, доступные нам сегодня.  Сомнений нет: в цифровую эпоху борьба с антисемитизмом происходит на новом поле боя.

Могу сказать с позиции пожилого человека, за всю жизнь которого антисемитизм нисколько не ослаб, что пока не закончится палестино-израильский конфликт, часть мусульман, особенно молодежь, и на Ближнем Востоке, и за его пределами, будет все так же ненавидеть евреев. Во многом этому, конечно же, способствует Интернет и жестокие изображения, которые мы все знаем и видели.

Опасность отождествления

Это объясняет и бесчеловечные теракты как в Западном мире, в частности во Франции, так и на Ближнем Востоке, где все евреи по умолчанию считаются сионистами и вызывают к себе ненависть антисемитов. В этом отношении достаточно просмотреть список жертв совершенных в последние годы преступлений.

Пожалуй, я еще долго не смогу забыть недавно увиденную мной картину: мужчина преследует детей в еврейской школе и видит маленькую девочку, которая от него убегает. Именно потому, что она пытается спастись, он хватает ее за волосы и стреляет в нее в упор. Разве это преступление не является повторением бесчеловечных действий эсэсовцев? Эта картинка, это ужасное проявление антисемитизма, никогда не сотрется из памяти и будет вечно напоминать нам об айнзацгруппах, творящих бесчинства в гетто Восточной Европы.

Хочу еще кое-что добавить о действиях, которые необходимо предпринять в интересах гражданского мира. А именно, подчеркнуть роль – а для кого-то, даже братскую роль – представителей мусульманского сообщества, которые осуждают подобные преступления. Терроризм ставит нам другую ловушку – тенденцию к отождествлению, смешению понятий, и мы должны сделать все, чтобы в нее не угодить. Напоминаю, что по статистике 80 % жертв террористов в мире составляют мусульмане. И в этом случае отождествлять всех мусульман с террористами было бы преступлением.

B моих словах мало оптимизма, но я убежден, что попустительство приводит к предрассудкам, а предрассудки питают ненависть и приводят к убийствам. Если нам удастся воспитать молодое поколение в духе Просвещения и прав человека, мы сделаем благое дело и внесем свой вклад в укрепление мира между народами.

 

Эта статья «Курьера ЮНЕСКО» посвящается Международному дню памяти жертв Холокоста, который отмечается 27 января.

 

Читайте дальше:

По случаю Международного дня памяти жертв Холокоста, который отмечается 27 января, «Курьер ЮНЕСКО» предлагает вам познакомиться с речью, которую Робер Бадентер произнес во время церемонии открытия круглого стола на тему предотвращения антисемитизма, организованного ЮНЕСКО 6 декабря 2016 года.

 

 

Робер Бадентер

Робер Бадентер (Франция) – адвокат, преподаватель права, министр юстиции Франции с 1981 по 1986 год. Сыграл ключевую роль в принятии закона об отмене смертной казни во Франции в 1981 году. В период с 1986 по 1995 год занимал пост председателя Конституционного совета, а с 1995 по 2011 год являлся сенатором от социалистической партии департамента О-де-Сен.



Другие статьи автора: Бадентер Робер

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба