Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №1, 2018

Алан Тормейд Кэмпбелл
«Курьер ЮНЕСКО» празднует свое 70-летие: источник вдохновения

 

cou_01_18_campbell_01.jpg

Заблуждения расизма. 
ЮНЕСКО публикует декларацию ученых мира. «Курьер ЮНЕСКО», июль-август 1950 год.

Со времени своего первого выпуска в 1948 году «Курьер ЮНЕСКО» быстро завоевал любовь читателей по всему миру. Среди его авторов можно было встретить наиболее выдающихся деятелей эпохи и настоящих экспертов в своей области, а материалы охватывали широкий спектр актуальных тем. Одна из таких тем – борьба с расизмом, входящая в число приоритетов ЮНЕСКО с первых дней существования Организации. Знаменитый журнал стал значимой площадкой для обсуждения расовых предрассудков, которые по-прежнему широко распространены в обществе.

Алан Тормейд Кэмпбелл
 

Организация ЮНЕСКО появилась на свет в середине 1940-х годов, вскоре после окончания Второй мировой войны. В память и в предостережение об ее ужасах звучит эта вдохновляющая фраза изпреамбулы к Уставу Организации: «мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира». В 1978 году британский ученый Ричард Хоггарт, состоявший в должности заместителя Генерального директора ЮНЕСКО с 1971 по 1975 год, отмечает в своей книге An Idea and its Servants: UNESCO from Within («Идея и ее приверженцы: взгляд на ЮНЕСКО изнутри»): «Поразительные заявления, содержащиеся в Уставе ЮНЕСКО, – например, о намерении государств совместно содействовать накоплению и свободному распространению знаний – полностью отражают дух той эпохи, когда человечество все еще пыталось оправиться после длительного и страшного конфликта (…).Oно ощущало острую потребность верить, что совершенствование образования и улучшение всех форм культурного и научного обмена позволит людям лучше понимать друг друга. Его непреодолимо влекли к себе такие идеалы, как верховенство истины и справедливости, мир и обеспечение достоинства каждого человека». Чтобы добиться этих целей, ЮНЕСКО поставила перед собой высокие задачи.  

С самого начала своего существования Организация стала выпускать официальный информационный бюллетень, а в 1948 году было принято решение о создании «Курьера ЮНЕСКО» – ежемесячного многотиражного издания, призванного знакомить широкую публику с идеалами и деятельностью Организации. Изначально журнал выходил на трех языках – английском, испанском и французском, однако их число постоянно росло. В 1988 году «Курьер» можно было прочитать уже на 35 различных языках, не считая четырех изданий, опубликованных на шрифте Брайля. Со временем увеличился и тираж журнала: в 1949 году было издано 40 тысяч экземпляров, а в начале 1980-х годов – уже 500 тысяч! Если предположить, что в среднем каждый номер читало по меньшей мере четыре человека, то общее число читателей превышало два миллиона. На «Курьер ЮНЕСКО» можно было подписаться или  найти его в книжном магазине или библиотеке.

В англо-саксонских странах журнал никогда не был широко известен, но в других странах он пользовался огромной популярностью. Если спросить о журнале у поколения старше 50 лет, многие ответят: «А как же, я помню “Курьер”! Мы были на него подписаны» или «именно из “Курьера” я впервые узнал об антропологии!» Я слышал подобные высказывания в Индонезии, Индии, Пакистане, Гане, Бразилии и на Ямайке.

Открытие новых горизонтов

«Курьер ЮНЕСКО» был основан выдающимся американским журналистом Сэнди Коффлером, стремящимся, по его собственным словам, превратить журнал в своеобразное «окно в мир», через которое читатели смогли бы «открыть для себя новые горизонты».

Выпускник Городского колледжа Нью-Йорка Коффлер обучался в  Сорбонне в Париже, когда в Европе разразилась Вторая мировая война. В результате он поступил на службу в армию США в подразделение по ведению психологической войны (Psychological Warfare Branch), а в ноябре 1942 года участвовал в Мароккано-алжирской операции «Торч»(link is external), в ходе которой союзники высадились в контролируемой Вишистской Францией Северной Африке. Там он начал вести радиовещание в Рабате (Марокко) и Алжире (Алжир), а затем стал корреспондентом «Голоса Америки» на период всей Итальянской кампании, с 1944 по 1945 год. При освобождении каждого итальянского города он учреждал в нем газету под названием Il Corriere («Курьер»). Поэтому нет ничего удивительного, что, присоединившись к ЮНЕСКО по окончании войны, он основал «Курьер ЮНЕСКО». Сэнди Коффлер отличался творческим мышлением и страстно увлекался издательским делом, стремясь отразить в своих изданиях высокие нравственные позиции.

Журнал предназначался прежде всего для образованной, «просвещенной» аудитории, в частности для преподавателей и учащихся, и соответственно, нашел своих читателей в основном в школьной и университетской среде. Коффлер определил ведущую тематику журнала: вклад науки в нашу жизнь, вопросы, связанные с расовой принадлежностью, искусство и культура, права человека, история и археология, культурные различия и межнациональные конфликты. Поразительное разнообразие тем! Так, один из номеров объединил в себе статьи об опасности, нависающей над храмом Боробудур (Индонезия), храмом Ранганатхи в Шрирангаме (Индия) и Парфеноном (Греция). Листая страницы, читатель открывал для себя шедевры флорентийского живописца XV века Мазаччо и творчествоавстралийских аборигенов. Один из выпусков был приурочен к 70-летию Эйнштейна, другой был посвящен Чехову, еще один – Рабиндранату Тагору. Важное место в «Курьере» всегда отводилось теме экологии и защиты окружающей среды, в особенности в области океанографии и биологии моря – еще задолго до того, как эти темы стали животрепещущими для всего человечествa.

Статьи «Курьера ЮНЕСКО» неизменно отличались безупречным слогом и оформлением. В 1954 году на его страницах впервые появились цветные иллюстрации, поднявшие стандарты печати на новый уровень и повысившие привлекательность журнала.

И Сэнди Коффлер, и его преемники стремились обеспечить высочайшее качество материалов. В круг авторов «Курьера» вошла целая плеяда выдающихся деятелей культуры XX века. Среди них Жоржи Амаду, Айзек Азимов, Хорхе Луис Борхес, Энтони Берджесс, Эме Сезер, Артур Чарльз Кларк  и многие другие. В журнале также рассказывалось о важных мероприятиях и событиях ООН и ЮНЕСКО. Например, один из выпусков «Курьера» был посвящен принятию Всеобщей декларации прав человека(link is external).

 
The UNESCO Courier, March 1967.
«Курьер ЮНЕСКО», март 1967 год.
© UNESCO

Искоренение расизма

Борьба с расизмом являлась приоритетом ЮНЕСКО с самого начала ее деятельности. Кампанию, которую Организация вела против режима апартеида в ЮАР(link is external), справедливо упрекали в том, что она ставила целью помочь лишь одной стране, в то время как проблема нарушения прав человека была намного шире. Чтобы убедиться в абсурдности ситуации, достаточно взглянуть на список стран, официально подписавших Всеобщую декларацию прав человека(link is external), и на царящие в некоторых из них политические репрессии, цензуру, преследования меньшинств, дискриминацию женщин и другие явления, идущие вразрез с положениями Декларации. Кроме того, кампания против апартеида проходила в эпоху, когда в мире главенствовали французская и британская империи, законы Джима Кроу способствовали укреплению расовой сегрегации в южных штатах США, а индийское общество по-прежнему разделялось на касты.

Первая статья, в которой прямо говорилось о проблеме расизма, была опубликована в «Курьере» в ноябре 1949 года под заголовком «Расовый вопрос и демократическое общество». Автор статьи бразильский психолог и антрополог Артур Рамос, который возглавлял отдел социальных наук ЮНЕСКО, посвятил борьбе с расизмом всю свою жизнь, в связи с чем дважды был заключен в тюрьму в период диктатуры Жетулиу Варгаса.

Рамос писал: «При обсуждении реорганизации любого послевоенного общества важную роль следует отводить антропологии. Однако цели этой науки были невероятным образом искажены. Прикрываясь антропологией, целые нации бросились в борьбу за расовое или этническое превосходство, защищая ложные идеалы. Пришло время вернуть антропологии полагающееся ей место, избавиться от окружающих ее мифов, и наконец прислушаться к научным принципам».

В 1950 году, после того как ЮНЕСКО опубликовала свою первую Декларацию о расе, «Курьер ЮНЕСКО» за июль-август того же года вышел под темой Fallacies of Racism Exposed («Заблуждения расизма»). На первой странице был приведен полный текст декларации с заключениями, а опубликованные материалы включили статью аргентинского антрополога швейцарского происхождения Альфреда Метро «Раса и цивилизация». Альфред Метро начал работать в ЮНЕСКО в 1947 году, а в 1950 году был назначен главой отдела по изучению расовых вопросов. Он сыграл ключевую роль в подготовке первых двух деклараций ЮНЕСКО о расе – документа 1950 года и его пересмотренной версии 1951 года. Будучи близким другом Сэнди Коффлера, он вплоть до своей кончины в 1963 году активно поддерживал «Курьер ЮНЕСКО», став одним из главных его авторов, опубликовавшим более 20 статей.

 
The UNESCO Courier, November 1971.
«Курьер ЮНЕСКО», ноябрь 1971 год.
© UNESCO

 

Борьба с предрассудками

Сегодня некоторые заявления, содержащиеся в декларациях о расе, удивляют своей наивностью. Во-первых, авторы этих деклараций слишком верили в непоколебимую силу «науки», полагая, что поскольку антропология является наукой, то полученные с ее помощью выводы можно считать неопровержимыми. Кроме того, приведенные на страницах «Курьера» примеры тоже были зачастую наивны. Так, в качестве иллюстрации к Декларации ЮНЕСКО о расе на стр. 8 вышеупомянутого выпуска за июль-август 1950 года была опубликована фотография молодых женщин маори из Новой Зеландии с подписью «Расовая гармония» (в версии на английском языке). Никто не поинтересовался у маори, согласны ли они с этим заявлением…

В номере за ноябрь 1949 года Артур Рамос писал в отношении Соединенных Штатов: «Многолетние попытки улучшить политику охраны индейцев в США наконец увенчались успехом: отношение к индейцам стало более человечным, уважительным и научным. И это касается не только охраны “резерваций”, но и отношения к их материальной и нематериальной культуре». Вряд ли современным индейцам понравилось бы то, что отношение к их предкам стало «более человечным», «уважительным» или тем более «научным»…

В том же выпуске Артур Рамос приветствовал работу Национальной службы охраны бразильских индейцев в Бразилии, назвав результаты ее деятельности «заслуживающими восхищения». На практике же синта-ларга, яномамо и многие другие народы Амазонии подвергались крайне жестокому обращению и продолжают страдать от дискриминации и в наши дни.

В выпуске за август-сентябрь 1952 года, где сообщалось о скорой публикации масштабного исследования ЮНЕСКО, посвященного расовому вопросу в Бразилии, была опубликована подборка статей о расовых взаимоотношениях в этой стране. Всеми авторами двигало распространенное тогда убеждение, что Бразилия являла собой образец расовой гармонии. Всеми, кроме Луисa де Агиярa Коста Пинто, одного из соавторов первой Декларации ЮНЕСКО о расе, который писал в своей статье для этого номера «Курьера»: «...считается, что расовые взаимоотношения в Бразилии характеризует гармоничная интеграция, однако установленные в ходе социологических исследований факты говорят об обратном. Мы так часто и долго повторяли, что расовых предрассудков в этой стране не существует, что эта идея не только прочно укоренилась в мировом общественном сознании, но и стала предметом национальной гордости. В реальности же за этой догмой скрывается озлобленность и явная напряженность».

Эта последняя статья наглядно свидетельствует о динамичности и энергичности разворачивающихся на страницах «Курьера» дискуссий: любые самонадеянные заявления или расхожие идеи рано или поздно оспаривались и опровергались.

Самое главное достижение четырех деклараций ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках – это, несомненно, постепенный отход от «научного» и «биологического» определения расы. Декларации помогли человечеству понять, что любое оправдание или научное объяснение расизма необоснованно и что раса представляет собой не биологическую характеристику, а опасный социальный миф.

Даже сегодня, семьдесят лет спустя, расовый вопрос вряд ли можно считать закрытым. Но полные искренней веры и доброты слова Альфреда Метро из его статьи «Раса и цивилизация», опубликованной в «Курьере» за июль-август 1950 года, дарят нам надежду: «В концепции расы есть нечто крайне безжалостное. Наша эпоха еще более жестока и абсурдна, чем “Темные века” Средневековья. Этот расовый предрассудок – не более чем миф, глупейшая и безобразная выдумка, когда-либо созданная человеком. Его широкое распространение в XX веке будет несомненно рассматриваться будущими поколениями (…) как одно из самых постыдных явлений нашей истории».

Статьи «Курьера» о расе представляли собой смелую и бескомпромиссную попытку привлечь внимание мирового сообщества к этому важнейшему вопросу. За редкими исключениями декларации ЮНЕСКО по-прежнему актуальны. Журнал всегда отвергал узкие рамки академического подхода, а на первом месте для редакции стояла не защита своей профессиональной позиции, а добросовестность и честность. «Курьер ЮНЕСКО» – это вдохновляющий образовательный и культурный проект, миссия которого – предоставить человечеству нравственные ориентиры и указать путь к построению лучшего будущего.

В этой статье «Курьер ЮНЕСКО» присоединяется к Международному дню борьбы за ликвидацию расовой дискриминации(link is external), 21 марта.

 

Алан Тормейд Кэмпбелл

Алан Тормейд Кэмпбелл (Великобритания) долгое время преподавал социальную антропологию в Эдинбургском университете в Шотландии. Начиная с 1974 года занимается изучением ваямпи – коренного народа тропических лесов Амазонии на севере Бразилии. Книга Getting to know Waiwai («Знакомство с ваямпи»), вышедшая в 1995 году, – самая известная его публикация на эту тему.



Другие статьи автора: Тормейд Кэмпбелл Алан

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба