Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Лабиринт » №3, 2020

Елена Курант
Последний Гамлет Владимира Высоцкого

Елена Леонидовна Курант
кандидат гуманитарных наук,
Ягеллонский университет,
Краков, Польша
E-mail: elena.kurant@uj.edu.pl

В статье рассматривается образ Гамлета, созданный Владимиром Высоцкий в спектакле Московского Театра на Таганке «Гамлет» (1971) и образ Гамлета-Высоцкого в таганковском спектакле «Владимир Высоцкий» (1981). Тема «Гамлета», пьесы, имевшей особое значение для русского театра, для русской культуры, стала личной темой Высоцкого. Гамлет Высоцкого — в свитере и джинсах, с надрывным голосом, так хорошо знакомым современникам — воспринимается «своим», выразителем общественных настроений, выразителем духа эпохи. Не случайно в спектакле «Владимир Высоцкий, спектакле-прощании, спектаклевоспоминании, появляются персонажи «Гамлета», звучат реплики из «Гамлета», без Высоцкого, но в диалоге с ним. Его выразительное минус-присутствие создает мистериальную атмосферу спектакля «Владимир Высоцкий». Автор пытается проанализировать, каким образом на спектакле создавался не просто «эффект присутствия» в отсутствие актера, но именно само присутствие в его катарсическом, эмоциональном восприятии, как образ Высоцкого конструировался, воссоздавался звучанием его голоса в воспринимающем сознании.

 

 

THE LAST HAMLET OF VLADIMIR VYSOTSKY

E. L. Kurant
Jagiellonian University,
Cracow, Poland,
elena.kurant@uj.edu.pl

The article is concerned with the image of Hamlet created by Vladimir Vysotsky in Taganka Theatre’s performance of Hamlet (1871) and the image of Hamlet-Vysotsky in Taganka’s performance of Vladimir Vysotsky (1981). Hamlet has had special significance in Russian culture and Russian theatre, and Hamlet’s theme has become Vysotsky’s personal theme as well. Hamlet played by Vysotsky — wearing sweater and jeans, with his crackling voice recognizable by his contemporaries — took a “one of them” approach, as a representative of public sen- timent and the spirit of the epoch. So in a special farewell and commemorative performance of Vladimir Vysotsky, characters and dialogue from Hamlet appeared for a reason. Vysotsky is gone, but his voice is still heard, and this expressive “nonpresence” creates the mysterious atmosphere of the performance. The author of this article analyzes how the performance created the “effect of presence” even as the main character was absent, and why it was more than an effect, but presence itself — constructed; recreated by the sound of his voice and perceived with great emo- tion and catharsis.



Другие статьи автора: Курант Елена

Архив журнала
№4, 2020№3, 2020№5, 2016№3-4, 2016№1-2, 2016№4, 2015№2, 2015№1, 2015№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба