Журнальный клуб Интелрос » Лабиринт » №4, 2013
Ю. А. Кокшарова Пермская модель архетипического образа медведя
Ключевые слова: образ медведя, архетип, медиатор, медвежий миф, пермская модель образа медведя
Медведь — древнейший образ, которому поклонялись многие народы Северного полушария еще с первобытной эпохи. За свою многовековую историю этот образ претерпел значительные изменения, постепенно переплетаясь с различными религиозно-мифологическими образами. Статья посвящена вопросу определения сущности пермской модели образа медведя. Почитание медведя — важный элемент культуры и этнических традиций пермских финнов. На образ медведя у пермских финнов значительно повлияли тесные контакты с обским уграми, сохраняющими традиционные верования, и православным русским населением. Пермская модель является «переходной», соединяя черты как охотничьей, так и аграрной культуры. Пермская модель образа медведя включает следующие мотивы: тотемный предок, потомок небесного отца и представителя нижнего мира, человек, брачный партнер, хозяин леса, хозяин медвежьего вида, колдун, мифический герой, культурный герой.
А. Россомахин, В. Успенский., Д. Хрусталёв. Его величество медведь. 400-летию Дома Романовых посвящается
Ключевые слова: «Русский медведь», Россия глазами Запада, персонификации наций, сатирическая гравюра, политическая карикатура, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Наполеон Бонапарт, Великобритания, Турция, Франция.
В статье рассмотрены четыре английские сатирические гравюры, в которых русские правители — Екатерина II, Павел I, Александр I и Николай I — изображены в образе Russian bear. Эти карикатуры — своеобразный репрезентативный срез, сатирическая визуализация «русскости» со стороны пристрастных британских наблюдателей, ведь с конца XVIII века и вплоть до наших дней медведь остается главным символом России в европейской карикатуре.
Г. Гайлите Медведь и Латвия: образы латышско-российских отношений в карикатуре
Ключевые слова: Латышская карикатура, латышско-российские отношения, образ «русского медведя»
В статье анализируется, как образ «русского медведя» используется карикатуристами при репрезентации латышско-российских отношений. Показаны исторические этапы, значения, виды и функции данного образа. Автор приходит к выводу, что при помощи образа медведя оживают в целом негативные стереотипы о России.
И. Худабьюнигг «Русский медведь» танцует до рассвета: анималистическая метафора России и ее представителей в германских медиа (2000 – 2013)
Ключевые слова: Образ «русского медведя», образ России в Германии, современные германские СМИ
В статье анализируется, как германские медиа используют медвежью метафору для описания России и ее представителей в нынешнем столетии. Автор показывает, как меняется образ «русского медведя» в 2000—2013 гг. по сравнению с 1990 годами.
А. де Лазари, О. В. Рябов, М. Жаковска «Русский медведь» в западноевропейской пропаганде Первой мировой войны
Ключевые слова: «русский медведь», образ России на Западе, пропаганда Первой мировой войны, западноевропейская карикатура
В статье рассматривается образ России как медведя в западноевропейском дискурсе Первой мировой войны. Авторы показывают, что многозначность медвежьего символа позволяла как союзникам России, так и ее противникам широко использовать данный образ в военной пропаганде.
Д. Е. Цыкалов Образ «русского медведя» в отечественной карикатуре периода Первой мировой войны (июль 1914 – февраль 1917)
Ключевые слова: «русский медведь», отношения России и Европы, Первая мировая война, российская карикатура, публицистика, популярная культура, русская идентичность, образ врага.
В статье рассматривается дореволюционная история восприятия образа «русского медведя» в России. Этот образ был негативным в годы Крымской войны и двойственным в революцию 1905—07, но во время Мировой войны (период до февраля 1917) фигура «русского медведя» являлась патриотическим символом.
Р. Бёрд Ursus Sovieticus
Ключевые слова: образ, человеческое, Демьян Бедный, Андрей Платонов, Александр Медведкин, Корней Чуковский, «Краденое солнце»
Центральное место в советской идеологии занимала идея освобождения от образа, который интерпретировался как ограничение сущности (бытия?). Анализ «Краденого солнца» Корнея Чуковского показывает, что медведь использовался в советской культуре для того чтобы «освободить» природу от образа, сделав при этом видимым новую человечность.
У. Штолер Функция медведя в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого
Ключевые слова: медведь, Россия, социалистический реализм, модернизация, Борис Полевой, Джек Лондон, приключенческий рассказ, лес, летчик, дикость, выживание, сталинизм
Статья доказывает, что образ медведя в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого призван символизировать, с одной стороны, природу, которую покоряет новый советский человек в процессе модернизации страны, с другой, природный порядок России, который разрушает иностранная агрессия в ходе Второй мировой войны. Эти функции символа медведя становятся особенно заметными при сопоставлении произведения Полевого с рассказом Дж. Лондона «Любовь к жизни», который, вероятно, оказал на советского писателя большое влияние. Многочисленные параллели между этими произведениями позволяют трактовать «Повесть о настоящем человеке» как русский вариант знаменитого рассказа Лондона, написанный с целью развития советской традиции приключенческих рассказов. Однако, если у Лондона главный герой должен, чтобы выжить, бороться с волком, то у Полевого — с медведем; одновременно с этим само выживание Алексея Мересьева в лесу зависит от его способности превращаться в существа, похожего на медведя, оставаясь в то же время советским человеком.
М. Ю. Тимофеев «Красный» медведь из страны большевиков: Эссе
Ключевые слова: «Советский медведь», «красный медведь», массовая культура, соц-арт, визуальные репрезентации
В эссе дана сравнительная характеристика визуальных образов медведя в западной и советской культурах. Если в западных карикатурах и комиксах медведь был представлен как страшный и жестокий зверь, то в советской культуре создавались образы миролюбивых и дружелюбных медведей (а чаще всего медвежат). В период после окончания холодной войны советский «красный медведь» превращается в типичного представителя поп-культуры как в России, так и за рубежом.
Л. В. Кузнецова Медведь-оборотень в российском кинематографе: трансформация образа
Ключевые слова: кино, фильм, медведь, оборотень, чудовище, человек, человеческое
В статье рассматривается эволюция образа человека, превращающегося в медведя, и медведя, превращающегося в человека, на российском киноэкране. Делаются выводы о семиотическом статусе медведя в советском и постсоветском кино: медведь как человеческий двойник, как главный враг человека и воплощение всего жуткого, нечеловеческого или как маркер границы между человеческим и нечеловеческим, природным и социальным, аморальным и благородным.
М. Б. Ворошилова Образ Винни-Пуха в современной российской политической карикатуре
Ключевые слова: политическая карикатура, визуальная прецедентность, образ медведя,
Винни-Пух, Дмитрий Медведев
Представлен анализ визуального прецедентного образа Винни-Пуха в современной политической российской карикатуре. Данный образ зачастую связан либо с образом «Единой Россией», либо с образом бывшего президента Российской Федерации — Дмитрия Анатольевича Медведева. Причиной тому стали и богатая «прецедентная база» данного образа, и высокая востребованность образа медведя в современной политической коммуникации._