Журнальный клуб Интелрос » Лабиринт » №4, 2015
Материнский образ Родины является одним из наиболее древних, известных и влиятельных символов российской культуры. На протяжении нескольких столетий он используется в национальном, этническом, военном, гендерном, демографическом и внешнеполитическом дискурсах. В отечественной интеллектуальной традиции его осмыслению посвящены произведения философской и художественной литературы; он получил визуальное воплощение во многих шедеврах искусства. Символ «Родина-мать» имеет длительную историю изучения в российской и мировой науке; к его анализу обращались представители различных научных дисциплин: истории, социологии, политологии, философии, лингвистики, искусствоведения, литературоведения, фольклористики и др. Этому символу посвящено несколько монографических исследований и диссертаций, а также десятки статей [см., напр.: 1-6]. Настоящий сборник представляет собой попытку рассмотреть материнский символ России при помощи категориального аппарата различных научных дисциплин. Издаваемый как специальный выпуск журнала «Лабиринт», он включает в себя работы одиннадцати ученых, которые представляют образовательные и исследовательские учреждения Архангельска, Екатеринбурга, Иванова и Москвы. Выпуск журнала состоит из трех частей, в которых материнский символ Родины рассматривается в истории, политике и социальных представлениях. Первый раздел «‘Родина-мать’ в истории России» открывает статья В.Б. Аксенова, посвященная динамике женских образов России в годы Первой мировой войны. Автор делает вывод о том, что женские аллегории России зависели от того, кто являлся их «потребителем»; соответственно, динамика гендерных отношений в исследуемый период, вносившая изменения в социальные представления о мужском и женском, выступала значимым фактором развития образа Родины. В статье показывается, что еще в период первой революции символом народного бунтарства становится образ русской бабы, который в годы Первой мировой войны оттесняет как абстрактные модернистские женские типажи, так и образ России в виде царицы. Исследователь делает предположение, что именно этот образ в дальнейшем оказывается эталоном при создании образа советской Родины-матери