Журнальный клуб Интелрос » Лабиринт » №1, 2012
Дарья Карманова
Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации
Наиболее характерной и общепризнанной особенностью современности на рубеже
тысячелетий следует признать кризис образования, который приобрел общемировые
масштабы и связан с изменением его социальной роли. ХХ век был отмечен огромными
достижениями в сфере образования, которые легли в основу как колоссальных
социальных преобразований, так и научно-технического прогресса, характерных для этого
века. Однако бурное расширение сферы образования и изменение ее статуса
сопровождалось обострением проблем, которые позволили некоторым исследователям
сделать и обосновать вывод о мировом кризисе образования. Проблемы образования
оказались в центре общественного внимания.
Теоретическое осознание кризиса системы образования началось в конце 60-х –
начале 70-х годов XX века, после выхода в свет книги английского ученого Ф. Кумбса
«Кризис образования в современном мире». Автор констатировал наличие мирового
кризиса образования, обозначив это состояние как «изменение», «приспособление»,
«разрыв». Ф. Кумбс самую суть мирового кризиса образования видел в разрыве между
сложившимися системами образования и быстро меняющимися условиями жизни
общества. Мировой кризис образования, помимо девальвации традиционных социальных
ценностей и поисков нового мировоззрения, характеризуется все более возрастающим
различием в уровне и качестве образования между богатыми и бедными странами, а также
внутри стран между социальными слоями.