Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Laboratorium » №1, 2016

Кирстен Бёнкер
Разговор с покупателем: обсуждение проблем потребления на советском телевидении

Статья посвящена той сфере общения между советским телевидением и телезрителями, которая касается вопросов потребления. Исследование проводилось на основе материалов региональных телевизионных станций – ростовской и ленинградской, – а также Центрального телевидения. Первая часть статьи посвящена анализу коммуникативных стратегий, применявшихся телевизионными станциями при обращении к зрителям/потребителям. Здесь, в частности, рассматривается ряд связанных с этой проблематикой вопросов: каким образом телевидение пыталось увлечь зрителей; как оно подавало информацию по вопросам потребления; как телезрители/потребители воспринимали этот дискурс и в какой мере обращение к телевидению было заявлением об их праве на потребление; каким было влияние телевидения на дискуссию о новом советском стиле жизни в рамках изменяющегося континуума частной и публичной жизни; в какой мере телевидение способствовало увеличению противоречий в авторитарном дискурсе, определявшем и пронизывавшем этот континуум?

Talking with the Consumer:
Consumer Issues on Soviet Television

Kirsten Bönker is Visiting Professor of East European History
at the Carl von Ossietzky University of Oldenburg.
Address for correspondence:
Carl von Ossietzky- Universität Oldenburg,
Fakultät IV - Institut für Geschichte, Ammerländer Heerstr.
114-118, 26129, Oldenburg, Germany.
kirsten.boenker@uni-oldenburg.de

This article explores how Soviet television engaged in “authoritative discourse” and brought it to the screen. It asks how television helped to shape the Soviet consumer by negotiating consumer issues and generating previously unheard-of publicity. Focusing on Rostov, Leningrad, and Moscow Central Television, it explores how these TV stations were a site of communication between viewers, letter writers, staff, factories, retail services, and party and state institutions responsible for consumer issues. It shows that television played a significant part in normalizing consumer issues by entangling home, consumption, and leisure in a public and private continuum staged on screen. Reproducing the genre of consumer advice and information, it interlaced authoritative discourse with tangible questions of lifestyle and consumer taste, with personal experiences and local events in a more interactive—perhaps even intrusive—way compared to print media and radio. Thus, we observe that the space opened by televisual reproductions of authoritative discourse established emotional bonds between Soviet citizens and Soviet material and media culture.



Другие статьи автора: Бёнкер Кирстен

Архив журнала
лаб№1, 2021№3, 2019№2, 2018№3, 2015№1, 2016№3, 2014№1, 2015№1, 2014№3, 2012№2, 2012№1, 2012№3, 2011№2, 2011№1, 2011№1, 2009№3, 2010№2, 2010№1, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба