Журнальный клуб Интелрос » Laboratorium » №1, 2016
Anna Fedele and Kim E. Knibbe, eds. Gender and Power in Contemporary Spirituality: Ethnographic Approaches.
New York: Routledge, 2013.
Адрес для переписки:
НИУ Высшая школа экономики,
ул. Союза Печатников, д. 16,
Санкт-Петербург, 190008, Россия.
jkormina@hse.ru
Из всех форматов академических публикаций сборники статей пользуются наименьшим почетом. Издательства их не жалуют: они требуют бóльших редакторских затрат, чем, скажем, монографии, а покупаются значительно хуже. Университетам они также не милы: в отличие от журнальных статей их тексты не индексируются в общедоступных базах данных, и, следовательно, дорога к потенциальному читателю оказывается длиннее и извилистее, а частота цитирования – ниже. Обидное прозвище «братская могила» намекает именно на эту особенность формата – опасность авторам остаться безвестными, а их текстам – непрочитанными. Конечно, есть сборники хорошие, важные и даже великие: к последним относится, например, «The Invention of Tradition» (Hobsbawm and Ranger 1983), хотя, по совести говоря, многие ли прочли в нем что-то, кроме вступления? Тем не менее тематические сборники регулярно издаются, и причина в том, что при всех своих недостатках они предоставляют возможность для интеллектуальных экспериментов и – лучшие из них – обозначают точки роста в своей дисциплине. Сборник статей под редакцией антропологов Анны Феделе и Ким Книббе, вышедший в серии «Исследования религии» издательства Routledge, представляет собой интересную попытку поиска аналитического инструментария для анализа современной внеконфессиональной религиозности. Составители предложили участникам сборника проанализировать свои этнографические материалы, собранные в различных религиозных сообществах, с точки зрения конфигураций гендера и власти, что вполне логично, учитывая феминизацию религиозных практик и феминистский характер некоторых культов, во-первых, и изобретение новых форм коллективности вместе с иными, по сравнению с конфессиональными религиями, способами контроля, – во-вторых.