Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Laboratorium » №2, 2011

Анна Савченко
Белорусский формат: невидимая реальность

Белорусский формат: невидимая реальность / Отв. ред. А.Р. Усманова. Вильнюс: ЕГУ, 2008. 552 с. ISBN 978-9-9557-7317-7.

Анна Савченко. Адрес для переписки: ул. Гуртьева, 24-42, Минск, 220057, Беларусь. a.sauchanka@gmail.com.

В этом сборнике представлено более двадцати научных и научно-популярных статей. Как отмечает автор вступительной статьи Альмира Усманова, препарирование культуры повседневности современной Беларуси является давно назревшей задачей. Объединяя под одной обложкой самодостаточные авторские тексты, книга тем не менее создает впечатление комплексного исследовательского проекта ввиду удачной систематизации и синхронизации затрагиваемых проблем и авторских позиций. Авторы применяют междисциплинарный подход и современные критические методы анализа к изучению белорусской реальности. Своеобразный синтез аналитической журналистики и академических исследований делает книгу доступной для широкой публики. В то же время она вполне может использоваться в качестве «учебника» для исследователей белорусского контекста.

Коллектив авторов, известных как в локальном, так и в международном академическом сообществе, обозначается во вводной статье как «несколько поколений белорусских интеллектуалов», имеющих отношение к истории и судьбе Европейского гуманитарного университета в период его pre- и post-изгнания. Это и нынешние преподаватели университета, и партнеры по различным исследовательским проектам и семинарам. Общим ориентиром можно обозначить установку на переосмысление образа Беларуси, сконструированного за последние пятнадцать лет как внутри страны, так и в мировом контексте.

Во вводной статье обозначается общая теоретическая рамка проведенных исследований: это «сложная диалектика «видимого» и «невидимого» в современной Беларуси», обусловленная воздействием официального властного дискурса на культурные практики. Неслучайно в названии сборника присутствует понятие формата, которое в совокупности своих значений выступает метафорой опыта «форматирования» повседневности (дискурсивных, визуальных и бытовых практик). Авторы сборника исследуют как культурные тексты, так и сам институциональный контекст. Оппозиции «видимое» – «невидимое» и «формат» – «неформат» обозначаются как конституирующие категории белорусской повседневной реальности.

В первой части сборника – «Культура как пространство борьбы за символический капитал» – проясняется функционирование различных полей культурного производства в контексте борьбы официального дискурса и альтернативной культуры. Здесь проблематизируются такие вопросы, как национальный язык, востребованность работы белорусских интеллектуалов, музыка как артикуляция социальных расколов, статус художественной фотографии, «время Ноль» как метафора кризиса культуры Беларуси.

Статьи второго блока анализируют то, как официальный государственный дискурс присваивает некоторые элементы западного «позднего капитализма» одновременно с поддержкой советского проекта.

В третьей части исследуются стратегии политического маркетинга, гендерный срез дискурса белорусских масс-медиа в период предвыборной агитации, функционирование образа детства в белорусском социально-политическом пространстве, модели сексуальности в националистическом оппозиционном и постсоветском официальном дискурсах.

Далее следует блок, посвященный особой «патриотической» риторике национального белорусского телевидения. Авторы исследуют его в категориях формирования национальной идентичности, влияния советского наследия на формирование стиля и «практик» общения с народом, а также на практики визуализации государственности и репрезентации социальной реальности в целом. Эмпирическим материалом здесь выступают национальные телеканалы БТ и ОНТ и такие медиасобытия, как парады в честь 60-летия победы в Великой Отечественной войне и Дня независимости.

Следующая серия статей посвящена кинематографу. Ее название «Партизан-FILM: кинематограф и национальное воображаемое» обозначает общую тематическую направленность представленных здесь текстов. Это миф партизана как инструмент легитимации просоветских идей в национальном кинематографе, ориентация на военную тематику и проблема кризиса белорусского кинопроизводства. В данном разделе читатель найдет анализ продуктов как официального, так и оппозиционного дискурсов. Одним из примеров последнего выступает нашумевший фильм режиссера Андрея Кудиненко «Оккупация. Мистерии» (2003), который является одним из немногих случаев участия независимого кино Беларуси в европейских фестивалях, однако, по мнению автора, репрезентирует скорее ситуацию отсутствия идеи «белорусского» и кризис белорусского кино в целом.

Заключительный раздел книги – «Антропология белорусской повседневности: между городом и деревней» – объединяет в себе статьи, которые можно назвать результатом своеобразных рефлексивных прогулок по этой самой повседневности. Здесь мы, вслед за авторами, бродим по Минску, обращая внимание на привычные архитектурные конструкции, обладающие целым веером дополнительных смыслов в призме теории призраков Жака Дерриды. Мы также можем окунуться в атмосферу питейных заведений Минска и поразмышлять о том, как их образы маркируют стратегии социального поведения в процессе отдыха, а под занавес – «побывать» на свадьбе или юбилее белорусского lower middle class, чтобы прояснить для себя феномен поведенческих кодов и очень специфического внешнего облика (который автор именует «плохим вкусом») представителей этой социальной группы.

Срез белорусской повседневности обнажает весьма проблематичную ситуацию микса таких реальностей, как советский проект и европейский контекст с его поздним капитализмом. Сталкиваются противоположные в своем назначении форматирующие практики, а это, в свою очередь, обусловливает появление гибридного образа реальности Беларуси в целом и конкретных культурных практик в частности, где и понятия советского проекта и влияния Запада, и большинство конкретных культурных практик, можно смело наделять приставкой «псевдо».

Возвращаясь к вопросу потенциальной аудитории книги, еще раз хочется подчеркнуть значимость популяризации такого рода изданий в публичном пространстве Беларуси, ведь критическое переосмысление актуального белорусского контекста – это долгосрочный проект, проблемные точки которого лишь намечены в рассматриваемом нами сборнике. Подобный проект требует своего динамичного развития, именно поэтому книгу можно рекомендовать как отправную точку для проведения новых исследований. Широкой публике же «Белформат» пригодится как инструкция по деавтоматизации собственного восприятия существующей реальности и переводу непреодолимой тоски и апатии в ее отношении в конструктивное русло возможных практик противодействия. Ведь, если задуматься о том, что представляет собой наша повседневность и культура как ее производное, а тем более о том, каким образом наша страна представлена миру, какие медиасобытия формируют ее облик, то иронией здесь не обойдешься, как, впрочем, и тоской по чему-то несбыточно другому. Поэтому можно рекомендовать этот сборник статей к прочтению тем недовольным, но бездействующим, для которых «неформат» почти уже приговор.



Другие статьи автора: Савченко Анна

Архив журнала
лаб№1, 2021№3, 2019№2, 2018№3, 2015№1, 2016№3, 2014№1, 2015№1, 2014№3, 2012№2, 2012№1, 2012№3, 2011№2, 2011№1, 2011№1, 2009№3, 2010№2, 2010№1, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба