Журнальный клуб Интелрос » Логос » №3, 2009
Искусство длительности: философия Анри Бергсона и художественный эксперимент
Быть вплотную к видимому — этот стиль философии искусства Мори- са Мерло-Понти и других французских мыслителей ХХ века был весьма далек от философских устремлений Анри Бергсона. Берг- сон то сближался с непосредственностью видимого, то решитель- но от нее дистанцировался в поисках мелодии внутренней длитель- ности и стремлении удержать ее в структуре дискурса. Внешнее — види- мое пространство — угрожает непрерывности и формообразующей силе внутреннего. Если время и длительность — след духа, то простран- ство — его задержка. В сочинениях Бергсона можно обнаружить пря- мые инвективы «против» внешнего — пространства, которое описы- вается им как некая темная сила, стремящаяся захватить и подчинить тончайшую ткань жизни внутреннего и временность.
Читать далее»