Журнальный клуб Интелрос » Логос » №1, 2013
Среди ученых, обретших в Германии 1960-х годов статус основоположников университета, никто не сумел сформулировать собственные идеи и концепты столь же отчетливо, как Гельмут Шельски. Ни Ханс Венке, ни Герхард Гесс, ни Мартин Шмайссер, ни Йоахим Риттер — вот лишь несколько имен основателей, ассоциируемых с годами смелой реформы немецкого университета6, — не оказали своими индивидуальными проектами столь сильного влияния на планирование высшей школы, как Гельмут Шельски. В этом состоит особенность необычайно резкого профиля, отличавшего первоначальную, разработанную в Билефельде идею университета, а также некоторый зазор между этой идеей и обстоятельствами ее воплощения.
Что университет нужен даже так называемой Восточной Вестфалии, то есть административному округу Детмольд, было очевидно, если учесть такие региональные особенности, как плотность населения, количество абитуриентов и удаленность вузов. Заслугой министра по делам культов Пауля Миката8 было признание интереса к этой идее и ее политическая поддержка, невзирая на то бремя, которое федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия уже взвалила на себя, учредив университеты в Бохуме и Дортмунде, а также расширив и возвысив дюссельдорфскую медицинскую академию до статуса университета. Микат рассказывал, что в процессе поиска составителя плана учреждения для Восточно-Вестфальского университета он спрашивал себя: кто из именитых профессоров этой федеральной земли, еще не вовлеченных в практику реформирования, высказывался по вопросам университетской реформы и кто был бы одновременно компетентным и авторитетным для общественного мнения? Гельмут Шельски отвечал этим требованиям как никто другой. Уже его инаугурационная лекция «К социальной идее немецкого университета», прочитанная в Мюнстере 24 июня 1960 года, произвела сильное впечатление на академическую общественность.