Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Логос » №2, 2013

Аннотации

Виктор Вахштайн. К микросоциологии игрушек: сценарий, афорданс, транспозиция

Ключевые слова: социология вещей, игрушка, актант, транзитивные объекты, ле­го-архитектура, Леди Гага, Джанго освобожденный, Брюно Латур, Ир­винг Гофман, фрейм-анализ, поворот к материальному.

Cтатья посвящена одному из ключевых вопросов современной социоло­гии вещей: каким образом мир социальных взаимодействий собран, со­ткан, обрамлен и преобразован нашими (эмоциональными) отношения­ми с материальными объектами? Для ответа на него автор обращается к анализу игры, показывая, как микросоциология игрушек позволяет переосмыслить некоторые из проблем социологии вещей — соотноше­ние нормативной и сценарной модальностей объектов, перенос сцена­рия с игровых объектов на неигровые, перформативность взаимодей­ствия с вещами. Отталкиваясь от интуиции «поворота к материально­му» в социологической теории и конкретных исследовательских кейсов, автор разрабатывает микросоциологическую модель для анализа мате­риальности игровых миров.

Victor Vakhshtayn. Towards a microsociology of toys: inscription, affordance, transposition

Keywords: sociology of things, toy, actant, transitive objects, Lego-architecture, Lady Gaga, Django Unchained, Bruni Latour, Erving Goffman, frame analysis, ma­terial turn.

The article is focused on one of the key questions faced currently by sociology of materiality: how is the world of social interaction assembled, framed and shaped by our (emotional) relations with material things? To answer this question the author turns to analysis of play and playthings. He shows how the microsociology of toys can help to reconceptualize materiality in sociology of things by stressing the correlation between the normative and inscrip­tive modality of an object, its inscriptions and affordances, transposition of scripts from objects of play to a non-play objects, the implicit performativity of the interaction between humans and things. Starting with theoreti­cal intuition articulated by ‘material turn’ in current sociological theory, the author is working out microsociological model to analyze the materiality of play-worlds.

 

Дмитрий Кралечкин. Мейясу и экономия конечности

Ключевые слова: Мейясу, онтология конечности, фактичность, трансценденталь­ные условия.

В статье реконструируется общая философская экономия онтологии ко­нечности, за пределы которой намеревается выйти Мейясу. Показыва­ется, что «круг корреляции», так же как и позиция «наивного реали­ста», ограничен специфическими «прагматическими противоречиями», которые делают любую концептуализацию конечности неустойчивой. Мейясу пользуется напряжением, сосредоточенным во всем «порочном круге» конечности, а не только в отдельных позициях. Его решение, од­нако, оставляет без внимания некоторые возможности работы с «фак­тичностью», поскольку приравнивает «дескриптивность» онтологиче­ских условий к простой возможности небытия корреляции.

Dmitry Kralechkin. Quentin Meillassoux and the Economy of Finitude

Keywords: Meillassoux, ontology of finitude, facticity, transcendental conditions.

The article reconstructs the general philosophical economy of finitude beyond which Meillassoux has planned to go. The article demonstrates that the ‘cir­cle of correlation’ as well as a ‘naïve realist’ attitude are constrained by specific ‘pragmatic contradictions’ which make any conceptualization of finitude shaky. Meillassoux uses a tension that is not concentrated at single points but spread all over the ‘vicious circle’ of finitude. His answer to the problem, how­ever, ignores some possibilities of dealing with ‘facticity’ because it equates the ‘descriptivity’ of ontological conditions with the mere possibility of the correlation’s non-being.

 

Квентин Мейясу. Дилемма призрака

Ключевые слова: теология, атеизм, призрак, божественное несуществование.

В статье вводится понятие «настоящего призрака» — умершего, чью смерть невозможно оплакать, расставшись с ним. Мейясу выстраива­ет «дилемму призрака» как инструмент, показывающий тупик совре­менной теологии и одновременно атеизма. Возможность «действенной скорби», которая позволила бы решить дилемму призрака, обнаружива­ется в «божественном несуществовании»: «Бога пока нет», но это не зна­чит, что он невозможен. Концептуальным итогом становится набросок материалистической «дивинологии» — науки о божественном, способ­ном появиться на фоне «гиперхаоса», абсолютно контингентного бытия.

Quentin Meillassoux. Spectral Dilemma

Keywords: theology, atheism, spectre, divine inexistence.

The article introduces the notion of ‘essential spectre’—a dead person whose death is impossible to mourn after his/her demise. Meillassoux constructs ‘spectral dilemma’ as a tool to demonstrate the impasse of both modern the­ology and atheism. The possibility of ‘essential mourning’ allowing to resolve the spectral dilemma is found in ‘divine inexistence’: ‘God does not exist yet’ but this does not mean that he is impossible. The conceptual conclusion of the article is an outline of materialistic ‘divinology’, the science of the divine that might emerge from the ‘hyper-chaos’ of an absolutely contingent being.

 

Альберто Тоскано. Против спекулятивизма

Ключевые слова: Мейясу, Лучио Коллетти, материализм, идеология.

В статье рассматривается проблема совместимости материализма и спе­кулятивизма, выявленная работой Квентина Мейясу «После конечно­сти». В качестве отправной точки принимается антигегельянская кон­цепция Лучио Коллетти, сравниваемая со спекулятивным реализмом. Это сопоставление позволяет ответить на два вопроса: «Возможен ли не­метафизический спекулятивизм?» и «Какова разница между реализмом и материализмом (а также между ними обоими и натурализмом)?». Фо­ном для этих вопросов оказывается проблема демаркации — особенно трехсторонней демаркации науки, философии и идеологии. Жест Мей­ясу привлекает спекулятивный материализм к борьбе с пагубными внефилософскими последствиями корреляционизма, упакованными в понятие фидеизма. Спекулятивный материализм оказывается еще и идеологической операцией, направленной на устранение сговора кор­реляционизма и иррационализма. В заключение приводится несколь­ко критических комментариев относительно как теоретической валид­ности, так и идеологической эффективности проекта Мейясу в целом.

Alberto Toscano. Against Speculation

Keywords: Meillassoux, Lucio Colletti, materialism, ideology.

The starting point of the article is Lucio Colletti’s anti-Hegelian conception compared to the speculative realism. This juxtaposition allows to answer two questions: ‘Is non-metaphysical speculation possible?’ and ‘What is the dif­ference between realism and materialism (and between them both and natu­ralism)?’ The background for these questions is the problem of demarcation—in particular tripartite demarcation among science, philosophy and ideolo­gy. Meillassoux’s gesture engages speculative materialism in the struggle with pernicious extra-philosophical consequences of correlationism prepackaged in the notion of fideism. Furthermore, speculative materialism becomes an ideological operation aimed at the elimination of the collusion between cor­relationism and irrationalism. In conclusion, there are some critical com­ments about theoretical validity as well as the ideological efficiency of Meil­lassoux’s whole project.

 

Йоэль Регев. Меч херувима

Ключевые слова: Малларме, Мейясу, оккупация теологического.

Статья посвящена книге Квентина Мейясу «Число и сирена». Предпри­нимаемая Мейясу интерпретация «Броска костей» Малларме рассматри­вается в общем контексте философии Мейясу, а также движения «окку­пации теологического», разворачивающегося в последнее десятилетие и включающего такие фигуры, как Ален Бадью и Славой Жижек. Анализ мысли Мейясу позволяет выявить внутреннюю двойственность, харак­теризующую все это движение, и наметить пути к осуществлению зада­чи имманентной экспроприации внутреннего ядра теологии.

Yoel Regev. The Cherub’s Sword

Keywords: Mallarme, Meillassoux, occupying the theological.

The paper deals with Quentin Meillassoux’s recent book ‘The number and the Siren’. Meillassoux’s interpretation of Mallarme’s poetry is considered in the general context of Meillassoux’s philosophy; it is also treated as a part of the intellectual movement of ‘occupying the theological’, which also includes figures such as Alain Badiou and Slavoy Zizek. Such an analysis enables us to reveal the internal duality which characterizes this movement, and to outline the ways for the implementation of the demand of immanent expropriation of the theological’s core.

 

Диана Хамис. Пустота корреляционизма

Ключевые слова: спекулятивный реализм, позитивная философия, негативная философия, корреляционизм.

В статье главный аргумент книги Квентина Мейясу «После конечно­сти» рассматривается через шеллингианское различие между негатив­ной философией, которой является корреляционизм, и позитивной философией — той самой новой онтологией, которую пытается постро­ить Мейясу. Такой анализ, по мнению автора, позволяет показать, что аргумент Мейясу неверен: автор на деле не доказывает то, что собира­ется доказать. Логические погрешности в аргументации не всегда явля­ются главным показателем состоятельности работы, но в случае «После конечности» Мейясу ставит себе целью дедуктивно вывести абсолют из позиции, которую он называет «сильным корреляционизмом». Сле­довательно, логическая несостоятельность может стоить Мейясу всего проекта «спекулятивного реализма». Мейясу не может абсолютизиро­вать контингентость как нечто реально вытекающее из сильного корре­ляционизма, но превращает ее в абсолют феноменологический, в абсо­лют мысли — вопреки своим намерениям и из-за пустоты круга корре­ляции. Несмотря на предлагаемую критику, автор считает, что проект Мейясу важен и плодотворен в современном контексте новых онтоло­гических решений.

Diana Khamis. Correlationist Sterility

Keywords: speculative realism, positive philosophy, negative philosophy, correlation­ism.

This paper seeks to argue that the central argument of Quentin Meillassoux’s book ‘After Finitude’ is invalid. In most cases, the logical invalidity of argu­ments does not seem, to the author of this paper, to be the most fateful fail­ure of a book. In ‘After Finitude’, however, Meillassoux takes it as his task to derive an absolute, deductively, from what he calls ‘strong correlationism’, and the failure of the derivation would severely compromise his project. This paper examines critically the main argument of ‘After Finitude’, basing its examination on Schelling’s differentiation between positive and negative phi­losophies. At the end of the examination, the paper finds that Meillassoux’s argument is unable to absolutise contingency as a real necessary consequence of strong correlationism, but instead, due to the sterility and negativity of the correlationist circle, makes it into an absolute of thought, against Meillas­soux’s primary intentions. However, this paper does not argue against Meil­lassoux’s project in general, and instead views it as necessary and fruitful in the light of the state of present-day philosophy.

 

Майя Соболева. Новые споры о главном: Джон Мак-Доуэлл и Эрнст Кас­сирер о познании

Ключевые слова: эмпиризм, рационализм, опыт, пространство природы, про­странство оснований, природа познания, неокантианство.

В статье анализируется теория познания Джона Мак-Доуэлла, изложен­ная им в работе «Разум и мир», на фоне теории познания Эрнста Кас­сирера. Показываются сходства и расхождения в аргументации обоих авторов, которую можно, соответственно, охарактеризовать как ана­литический и рационалистический варианты неокантианства. Таким образом, открываются различные перспективы на важнейшие пробле­мы теоретической философии, в частности проблему понятия (каковы механизмы образования понятий) и проблему рациональности (исчер­пывается ли она идеей «пространства оснований» или нет).

Maja Soboleva. The New Controversy on the Essence: John Mc-Dowell and Ernst Cassirer on cognition

Keywords: empiricism, rationalism, experience, the logical space of nature, the space of reasons, the nature of cognition, neo-Kantianism.

The paper analyzes John Mc-Dowell’s theory of knowledge, represented in his book ‘Mind and World’, in the context of Ernst Cassirer’s theory of knowledge. It focuses on the similarities and differences in the arguments of both authors, which can be appropriately described as an analytic and rationalist version of Neo-Kantianism. Thus, different perspectives on the most important prob­lems in theoretical philosophy are brought up, in particular, the question of constitution of concepts and the problem of rationality—whether it is limit­ed to the idea of the ‘space reasons’ or not.

 

Нина Дмитриева. Философия как наука и мировоззрение: к вопросу о па­цифизме в немецком и русском неокантианстве

Ключевые слова: немецкое и русское неокантианство, философское просвети­тельство, этический социализм, толстовство, пацифизм, «вечный мир».

Статья посвящена анализу особенностей рецепции неокантианства в России и одному из случаев «обратного влияния» русской мысли, в частности толстовства, на интеллектуальную ситуацию в Германии накануне и во время Первой мировой войны. Русские неокантианцы мыслили свою общественную и научную миссии в России в перспек­тиве «запоздавшего» Просвещения, что ставило перед ними две зада­чи: спецификации предмета философии и секуляризации философско­го знания. В немецком неокантианстве первый вопрос в основных чер­тах был решен. Второй вопрос возник в начале 1910‑х годов, а с началом Первой мировой войны предельно заострился, что нашло выражение в провоенных выступлениях Г. Когена и П. Наторпа. Русский неокантиа­нец и толстовец О. П. Бук выступил с идеями пацифизма, в поле притя­жения которых оказались такие выдающиеся деятели науки и культуры, как Георг Николаи и Альберт Эйнштейн.

Nina Dmitrieva. Philosophy as Science and as Weltanschauung: on the Problem of Pacifism in German and Russian Neo-Kantianism

Keywords: German and Russian Neo-Kantianism, philosophical enlightenment, ethi­cal socialism, the doctrine of Leo Tolstoy, pacifism, ‘eternal peace’.

The paper focuses on the features of the reception of Neo-Kantianism in Russia and on one of the cases of a ‘reciprocal influence’ from the Russian thought, in particular the doctrine of L. Tolstoy on intellectual development in Germany on the eve of and during the First World War. The Russian Neo-Kantians conceived their public and scientific mission in Russia in the view of ‘belated’ Enlightenment. Therefore they were confronted with two tasks. One was the scientific determination of the proper subject of philosophy, the oth­er was the secularization of philosophical knowledge. In German Neo-Kan­tianism the first task was solved. The other took more and more importance at the beginning of 1910s and became acute during the First World War. There is an obvious impact on the public statements of H. Cohen and P. Natorp con­cerning their efforts to justify the current war. The Russian Neo-Kantian and the follower of Tolstoy O. P. Buek advocated the ideas of pacifism that attraced and inspired prominent figures such as Georg F. Nikolai and Albert Einstein.

 

Квентин Скиннер. Идея негативной свободы: философские и исторические перспективы

Ключевые слова: негативная свобода, республиканство, гражданственность, Никколо Макиавелли, Томас Гоббс.

Автор предлагает обзор современных дебатов о позитивной и негатив­ной свободе, утверждая, что изучение истории и более ранней и ныне забытой традиции мысли об общественной свободе может помочь пре­одолеть ложную дихотомию между негативной свободой и активным гражданством. Отталкиваясь от республиканской теории и представ­лений о свободе Макиавелли, Скиннер приходит к выводу, что идея не­гативной свободы и идеалы гражданской добродетели в конечном ито­ге могут быть связаны между собой.

Quentin Skinner. The Idea of Negative Liberty: Philosophical and Historical Per­spectives

Keywords: negative liberty, republicanism, citizenship, Niccolo Machiavelli, Thom­as Hobbes.

The author reviews the contemporary debate on positive and negative liberty, arguing that the lesson of history, and an earlier and now discarded tradition of thought about social freedom, may help us to overcome a false dichotomy between negative liberty and active citizenship. Taking Machiavelli’s repub­lican theory in general, and view of liberty in particular as his starting point, Skinner comes to the conclusion that the idea of negative liberty and the ide­als of virtue and active citizenship might be interrelated after all.

 

Чарльз Тэйлор. Что не так с негативной свободой?

Ключевые слова: негативная свобода, позитивная свобода, понятие свободы как осуществления, Исайя Берлин.

Автор критикует представление о том, что негативная свобода предше­ствует или является более важной, чем позитивная свобода, и отстаи­вает концепцию свободы как осуществления, которая учитывает суще­ствование внутренних, а не только внешних препятствий для свободы. Концепция свободы как осуществление и самореализация представля­ет собой не просто побочный продукт свободы, но является самой сво­бодой.

Charles Taylor. What’s Wrong with Negative Liberty?

Keywords: negative liberty, positive freedom, exercise concept, Isaiah Berlin.

The author argues against the conclusion that negative freedom is prior to, or more important than positive freedom and supports an ‘exercise concept’ of freedom which weighs how strongly one’s mental inhibitions hinders one’s freedom and asserts that the latter can fail for inner reasons as well as be­cause of external obstacles. Exercise-concept freedom and self-realization is not merely a by-product of freedom, it is freedom.

 

Ирина Мюрберг. Свобода воли в политической философии: проблема ме­тода

Ключевые слова: эпоха модерна, свобода как субъектность, правовой либера­лизм, свобода воли, компатибилизм и инкомпатибилизм, система «сво­бода–детерминизм», политическая мораль, субъект-субъектные отно­шения, множество.

Понятие свободы, являясь центральной категорией политической фи­лософии модерна, в то же время зачастую заявляет о себе конфликтами с наличными политическими практиками и поддерживающими их мо­ральными кодами. Это свидетельствует о растущем напряжении, угро­жающем взорвать понятийные рамки «свободы», — ситуация, одним из теоретических ответов на которую являются попытки анализировать

свободу в ее развитии. Возможно, что центральный момент и главную движущую силу этого развития составляет несовместимость имеющих­ся методологических подходов к анализу свободы воли. В статье экс­плицируется отдельный случай исторически сложившейся конфронта­ции методологий: (1) сверхдетерминация свободы необходимостью и (2) сверхдетерминация необходимости свободой.

Irina Myrberg. Free will in political philosophy: the problem of method

Keywords: modernity, freedom as being a subject, rights-oriented liberalism, free will, compatibilism and incompatibilism, freedom-determinism system, political morals, subject-subject relation, multitude.

The concept of freedom, despite its categorial status within the political phi­losophy of modernity, all too often displays its nature through conflicts with existing social and political practices and the moral codes they embody. This testifies to the growing tension inside the conceptual framework of freedom (liberty), which, in turn, invites theorists’ efforts to analyze freedom as a de­veloping entity. The central issue (as well as the major driving force) of the development in question may be a failure to reconcile different methodolog­ical approaches with free will. The article points out one historically persist­ing case of methodological confrontation: (1) the superdetermination of free­dom by necessity, and (2) the superdetermination of necessity by freedom.

 

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020№5, 2020№6, 2020№1, 2021№2, 2021№31, 2021№4, 2021ло№5, 2021№2, 2020№1, 2020№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№6, 2017№5, 2017№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№2, 2016№6, 2016№4, 2016№5, 2016№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№1, 2014№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№5-6, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№6, 2009№4-5, 2009№3, 2009
Поддержите нас
Журналы клуба