Журнальный клуб Интелрос » Логос » №4, 2016
НЕИЗБЕЖНОСТЬ появления в разговорах о музыке, особенно о музыке, которая с той или иной степенью основательности именуется популярной, фамилии Адорно давно уже стала своего рода цеховым тропом, так что мы не будем пытаться этой неизбежности избежать и напишем сразу: Теодор Адорно. Тиа ДеНора, посвятившая вопросам рецепции и апроприации идей Адорно современными культурными исследованиями целую книгу 1, равно как и ряд других авторов, описывает отношения нынешней музыкальной социологии, антропологии и культурологии с наследием Адорно как своего рода профессиональную травму в рамках целого спектра дисциплин 2 — травму, попытка умолчания о которой будет чем-то вроде политического жеста, чего, конечно, стоит всеми силами избегать. Адам Кримс перечисляет темы, оставленные Адорно в наследство дисциплинам, изучающим музыку в обществе, которые составляют содержание нанесенной немецким философом и социологом этиологической травмы (a foundational trauma): «массовое производство, стандартизация, ложная дифференциация и деградация слушания» 3. Адорно имел в виду как стандартизацию музыкальной продукции в ходе укрупнения корпораций, производящих музыкальный товар, и монополизации рынка, так и стандартизацию вкусов слушателей, потребляющих однородную продукцию.