Журнальный клуб Интелрос » Логос » №4, 2019
ПРОСВЕЩЕНИЕ — привычный троп философских исследований. Его рассмотрение хорошо известно и весьма банально: оно характеризуется историзацией Просвещения и, как следствие, его интенсивной национализацией. С одной стороны, Просвещение является тем, что определенным образом было, с другой — тем, что было везде по-разному. Так, существует история французского, английского, немецкого Просвещения1; они дробятся на баварское2, шотландское, британское, мутируют во франкокантианское Просвещение3 и т. д. У Просвещения появляется ранняя, средняя, поздняя стадии и конец; с ним резонируют контр-, анти- и пост-Просвещение… Исследуя Просвещение, мы впутываем себя в патологическое фрактальное движение4: чем дальше исследователь заходит в своих изысканиях, тем более множественным и ускользающим становится то, что он исследует.