Журнальный клуб Интелрос » Логос » №2, 2016
Приглашенный исследователь, теологический факультет,
Берлинский университет им. Гумбольдта
Адрес: 6 Unter den Linden, 10099 Berlin, Germany
E-mail: cyr_alexandrov@mail.ru
Этот текст предлагает прочтение немецкого идеализма в единстве с его кантианским началом, понимаемым как утопическое. Для этого утопия должна быть понята не просто как утопическое видение будущего. Поскольку утопия по определению начинается с «не-места», понятие утопии требует прежде всего переосмысления проблемы начала. Утопия будто бы дистанцирована от реальности, но изнутри процесса реального к ней не перейти — это будет бесконечное приближение. Поэтому утопию бессмысленно и ожидать, с нее можно только начать. Это предполагает иную имманентность, не спинозистскую; автор называет ее «утопической имманентностью» и — на основании анализа размежевания идеализма с догматизмом и перепрочтения логики начала и имманентности в кантовском корпусе — находит у Канта. Идеализм как нереализм приостанавливает реальное и начинает с «не-места» по отношению к нему, с отказа теоретизировать идеальное в терминах его возникновения из реального. Это не-место редуплицируется как имманентная фактичность, с которой субъект идеализма начинает мыслить и действовать. Критический и революционный характер этой имманентности позволяет, кроме того, утопии не превратиться в идеологию. Идеализм объединяет утопическую структуру (неотношения), метод (приостановки) и темпоральность (будущности как фактичности), которые могут быть опознаны и как элементы логики наследования, задающей преемственность немецкого идеализма от Канта через Фихте и романтизм к Гегелю и Шеллингу. Наконец, в контексте современной континентальной философии утопическая имманентность интересна не только как неспинозистская и даже деконструирующая спинозизм, но и как (уже у Канта) не укладывающаяся в бинарность «секулярного» и «религиозного».
BEGINNING WITH KANT:
GERMAN IDEALISM, UTOPIA, AND IMMANENCE
Kirill Alexandrov
Visiting Scholar, Department of Theology,
Humboldt University of Berlin
Address: 6 Unter den Linden, 10099 Berlin, Germany
E-mail: cyr_alexandrov@mail.ru
This paper offers a reading of German Idealism from within its Kantian origin, defined here as utopian. To make such a definition possible, utopia must be understood as something other than a mere idealistic vision of the future. Originating by definition as a “non-place,” utopia must involve a rearticulation of the problem of beginning. Utopia begins as if at a distance from the real, but in such a way that it remains impossible to reach it from within reality; any such transition would have to remain, at best, an infinite approximation. It is therefore pointless to expect utopia — one can only begin from it. This implies a different, non-Spinozan immanence, which the author calls utopian; based on a re-reading of idealism’s self-distancing from dogmatism and the logic of beginning and immanence in the Kantian corpus, he identifies it in Kant.