Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА ШКОЛЫ «РЕПНОЕ» » март, 2015

Ляля Кандаурова
Роман с романсом

Русский романс — это действительно совершенно отдельная страница в истории отечественной, да и мировой культуры. И пока у нас еще, что называется, в ушах мелодии со вчерашнего концерта — мы публикуем новую статью Ляли Кандауровой, посвященную феномену этого жанра.

РОМАН С РОМАНСОМ.
В русском романсе есть какая-то неловкость. За него переживаешь, как за провинциального родственника, разгоряченного на свадьбе от умиления и вина: того и гляди, наговорит при всех лишнего. Как и в случае с сентиментальным романсом, оратор в такой ситуации абсолютно искренен, и поэтому неуязвим: объём неразведённого чувства, который им движет, сообщает речи характерную упрямую «нет, дайте сказать»-интонацию, и ты понимаешь: он скажет непременно, поскольку душа просит. Разумеется, речь идет о раннем городском романсе — специфическом пласте бытовой музыки, в 18 веке возникшем на точке плавления сразу нескольких музыкальных культур: в одном котле оказались русская и украинская песня, светские канты, сложенные безымянными городскими поэтами, отголоски большой французской оперы, цыганская музыка, гибридные формы вроде аккомпанированных народных песен: тогда начала складываться особая интонация романсовости, в которой слышны слезливая идиллия, непременное, слегка напомаженное уныние, «бирюзовы- златы колечики», «головка забубённая». Вавилонское столпотворение музыкальных наречий, из которых под влиянием накипающего чувства, прежде, чем грянет гитарная струна, наскоро выхватывалось самое банальное, а значит — самое выпуклое и сущностное, снабдило романс достаточно мутной интонационной родословной, но с другой стороны — богатырским, как у всех полукровок, иммунитетом. Из набора мелодических общих мест, обточенных тысячами повторов, из ходячих закруглений, «..как там это было?»-оборотов, крылатых секвенций, словом, из всего этого вороха постепенно вытаивал новый язык, подспудно усваиваемый широким социальным кругом, который реализовал свою потребность в музыке, находясь в городской среде.



Другие статьи автора: Кандаурова Ляля

Архив журнала
декабрь, 2015ноябрь, 2015сентябрь, 2015апрель, 2015март, 2015январь-февраль, 2015март 2014 г.
Поддержите нас
Журналы клуба