Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Метафизика » №3, 2013

Валерий ЗАХАРОВ
Пенроуз о сознании: апофатический подход?

Zakharov V.D. R. Penrose’s Ideas about the Consciousness: an Apophatic Approach?

Раскрывается суть полемики Р. Пенроуза с его критиками (Хоукингом, Серлом, Шимони и др.) по вопросу о природе сознания. Я показываю, что объяснение сознания на физическом пути невозможно, и результаты Пенроуза можно истолковать только на пути апофатизма («учёного незнания» Н. Кузанского)

 

После выхода в свет двух монографий Роджера Пенроуза [1, 2] по теме сознания на их автора обрушился шквал неприятия и критики, которые, например, отражены в обзорной публикации [3]. Протестовали все: не только философы, но и биологи, и физики (дискуссия Р. Пенроуза с его критиками С. Хоукингом, Н. Картрайт, А. Шимони представлена в сборнике [4]). Что, Пенроуз в чём-то крупно ошибался? Тогда о чём шум? Ведь на ошибки достаточно лишь указать и больше к ним не возвращаться. Зачем же поднимать ажиотаж и изводить столько бумаги? Может быть, аргументация такого крупного мыслителя, как математик и философ Пенроуз, оказалась слишком неубедительной? Я постараюсь показать, что аргументы его критиков гораздо слабее, а главное – идеи Пенроуза оказались слишком необычными. Они шли вразрез с представлениями абсолютного большинства учёных, занимавшихся проблемой сознания, − вот откуда их столь гневная реакция. Я дам свою собственную интерпретацию идей Пенроуза, которую, я уверен, тоже не примет не только вся армия его критиков, но, вполне вероятно, и сам Пенроуз. Почему, собственно, возникает «проблема сознания»? Казалось бы, что может быть для нашего разума проще нашего собственного сознания, проявления которого мы ощущаем на каждом шагу в собственных мыслях и представлениях? Раз есть проявления, то они должны иметь и причину. Так как всё на свете есть «природа», вне которой ничто не существует, то эта причина должна быть естественной, то есть принадлежать природному миру. Поэтому ещё «Век просвещения» самоуверенно провозгласил, что для человеческого разума в природе нет тайн, и если для всякого явления природы может быть найдено причинное объяснение, то и такое «явление природы», как человек и его сознание, должно быть объяснено естественной Метафизика, 2013, № 3 (9) 200 причинностью. Идея эта лишь укрепилась в ХХ веке с проникновением науки в тайны микромира. Абсолютное большинство и физиков, и философов уверены, что, поскольку квантовая механика описывает свойства самых элементарных «кирпичиков» мироздания, то она описывает всё во Вселенной – может ли от неё укрыться сознание?



Другие статьи автора: ЗАХАРОВ Валерий

Архив журнала
№3, 2020ме№1, 2021ме№3, 2021№1, 2020№3, 2019№3, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№4, 2015№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба