Журнальный клуб Интелрос » Метафизика » №3, 2016
Одновременно с Карлом Нейманом на затруднения, связанные с законом инерции, обратил внимание Эрнст МАХ (1838–1916). Мах не раз знакомил своих читателей с той работой мысли, которая привела его к «феноменологическому воззрению», для нас, математиков и физиков, неразрывно связанной с его именем. Весьма близок к нему тот «эмпириокритицизм или эмпириомонизм», к которому пришли с иной, не физической и физиологической, но исключительно гносеологической точки зрения Авенаруса и Шуппе. Чтобы понять воззрения Маха, действительно крайне полезно познакомиться с их развитием. «Мое наивно-реалистическое мировоззрение», пишет он, «было расшатано чтением «Пролегомены» Канта в 1853 г.», то есть когда ему было пятнадцать лет. Чтение этого произведения дало толчок критическому мышлению юноши. Но он скоро признал «вещь в себе» за естественную правду и инстинктивную иллюзию, но иллюзию праздную. «Я вернулся тогда», продолжает он, «к скрытно сохранившейся у Канта точке зрения Беркли и к взглядам Юма на причинность». Мысль Беркли и Юма несомненно последовательнее мысли Канта – таково было убеждение, сложившееся у Маха еще в ранней юности. Убеждение, от которого он не отказывался в течение всей своей жизни, и которое резко отделило его от подавляющего большинства физиков и натуралистов (в том числе и от Гельмгольца). «Я твердо убеждён», писал он в 1910 г., «что философия Канта заметный шаг назад по сравнению с Беркли и Юмом».