Журнальный клуб Интелрос » Метафизика » №4, 2014
Известна одна история, что студент-филолог, приступивший к изучению творчества Шекспира, с удивлением находит в нем только собрание хорошо известных истин. К счастью, к концу обучения этот же студент узнает, что эти «истины» стали общеизвестными именно благодаря Шекспиру, творения которого слились с самой жизнью. К сожалению, можно констатировать, что отношение к образованию определенного числа членов общества во многих аспектах приближается к первоначальной оценке студента, причем в силу тех же причин. Действительно, образование – это один из тех социальных институтов, которые сопровождают человека в течение всей жизни и нередко притупляют чувство его уникальности и сложности. Создается впечатление, что всё и всегда можно направить по желаемому руслу, например: научить всех английскому языку или языку программирования, перевести на дистанционные формы обучения, реализовать компетентностный подход и т.д. И очень редко кто-то задается вопросом: а можно ли вообще сделать задуманное? Или, быть может, надо делать что-то иное? Разумеется, если понимать образование как сферу услуг (что происходит сейчас довольно часто), то всё в конечном итоге сводится к организации финансовой деятельности. Однако, если отталкиваться от смысла самого слова «образования» как создания «образа» человека в соответствии с определенными замыслами его метафизическая сущность встает «в полный рост». Проблемы сути и содержания образования в конечном итоге упираются в «метафизику образования», которой и посвящен данный выпуск журнала