Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №6, 2012

Мисанова И.Н.
Основные направления, цели и задачи финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями в современных условиях
Просмотров: 2256

Целью исследуемого вопроса является расширение и укрепление финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями.

 

Определим основные приоритетные направления:

во-первых, формирование положительного восприятия российским и международным финансово-экономическим сообществом возможностей и достижений в финансовом взаимодействии государства с коммерческими организациями путем создания необходимых информационных условий освещения;

во-вторых, выбор идеи финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями определяется привлечением инвестиций в экономику России, возможностью сконцентрировать финансовые ресурсы и эффективно их перераспределить;

Для реализации определенных приоритетных направлений в рамках исследования предполагается решить следующие задачи:

  • на внутриэкономическом пространстве развивать и расширять финансовые взаимодействия государства, как с организациями-резидентами, так и с организациями-нерезидентами;
  • выходить с инвестиционными идеями на финансовые рынки, в том числе и на международные за счет:
    • первое - проведения целевых рекламных кампаний, ориентированных на привлечение иностранных и российских эмитентов, инвесторов и участников финансового рынка;
    • второе - организации широкого обсуждения планов и достижений в финансовом взаимодействии государства с коммерческими организациями в российских и иностранных средствах массовой информации, а также на конференциях, форумах и т.д.;
    • третье - создания открытой системы информирования заинтересованных групп – участников российских и международных финансовых рынков, в том числе за счет создания единого постоянно обновляемого и многоязычного портала в сети Интернет для централизованного распространения информационных материалов и оперативного реагирования на ключевые события в финансово-экономической сфере.

Особый интерес, по нашему мнению, представляют преимущества для государства:

  1. Привлечение зарубежных компаний;
  2. Диверсификация и рост экономики страны;
  3. Установление доверия;
  4. Развитие финансового сектора;
  5. Приток инвестиций в инфраструктуру;
  6. Создание рабочих мест.

В тоже время существует целый ряд проблем, которые могут стать серьезным препятствием на пути формирования внешнеэкономической, инвестиционной и финансовой политики государства. Они касаются существования имиджевого негатива в глобальном информационном поле (слабые позиции в рейтингах инвестиционной привлекательности, рейтингах коррумпированности, стабильности и т.д.).

Таким образом, одним из главных вызовов, которые стоят во внешней среде, является формирование «кредита доверия» к России, и, в частности, к финансовому сектору экономики страны.

Государство с высоким уровнем доверия – это стабильные (надежные) финансовые институты; устойчивая правовая система (защита прав кредиторов, инвесторов); стабильный курс валюты (рубль как региональная резервная валюта); открытая рыночная среда; достаточный уровень развития технологий и инфраструктуры; благоприятная система налогообложения; квалифицированные и компетентные кадры; низкий уровень коррупции; инвестиции в Россию привлекательны для бизнеса и профессиональных кадров.

Результаты, получаемые при решении поставленных задач по расширению и укреплению финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями, а также институциональных основ российской экономики, и в частности финансового сектора, будут влиять на долгосрочное социально-экономическое развитие страны и ее конкурентоспособность в мире.

Политика привлечения нацелена на формирование сообщества сторонников, содействие государственным органам в решении стоящих перед ними задач, получение общественной поддержки действий в публичной сфере (см. рис.1).

Основные принципы:

  • интерактивность;
  • комплиментарность;
  • применение современных средств коммуникации;
  • учет мирового опыта и опыта советского периода в области популяризации;
  • взаимодействие со всеми целевыми аудиториями.

Рис. 1. Формирование сообщества сторонников

Подход на основе сотрудничества разных институтов государства поможет в преодолении трудностей, возникающих при формировании финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями, и будет способствовать их устойчивому развитию. Органы власти должны четко оценивать отношения, возникающие между всеми заинтересованными сторонами.

С целью получения конкурентных преимуществ в реализации исследуемого вопроса необходимо учитывать комплекс факторов:

  • производственная и инвестиционная политика организаций, работающих на российском и международном рынке, строится в соответствии с целями приоритетного обеспечения своего развития;
  • венчурный капитал – капитал инвесторов, используемый для осуществления прямых частных инвестиций, для финансирования новых, растущих компаний. Это, как правило, рисковые инвестиции, обладающие доходностью выше среднего уровня. Также они являются инструментом для получения доли во владении компанией;
  • события мирового уровня (деловые, политические, культурные, спортивные и т.п.);
  • благополучная экологическая обстановка;
  • культура и искусство, признанные достопримечательности;
  • высокотехнологичная функциональность;
  • наличие сложившихся отношений (международные связи);
  • средства связи и инфраструктура;
  • прозрачность и доверие.

Формы и система обеспечения финансовым взаимодействием государства с коммерческими организациями:

  1. Равноправное управление совместной собственностью для достижения общей цели и высококачественного инвестпродукта;
  2. Взаимодействие государства и/или компаний-резидентов, компаний-нерезидентов, как перспективных партнеров-инвесторов. Сейчас многие российские компании активно выходят на зарубежные рынки с целью приобретения новых производственных мощностей. Данный процесс, с одной стороны, расширяет географию присутствия российского бизнеса, а с другой – форсирует технологическую модернизацию внутри страны;
  3. Информирование компаний-нерезидентов о действующих в России нормах регулирования, налогообложения, а также возможностях заключения финансовых сделок. Информирование о работе по оптимизации законодательной базы, регулирующей российские финансовые рынки. Иначе говоря, государство должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат не только для использования внутренних финансовых источников, но и для притока средств из-за рубежа. Этому во многом должны способствовать своевременные и полные знания иностранных инвесторов о российском финансовом законодательстве и рынке, чтобы они могли отдать предпочтения инвестировать в российскую экономику. Но необходимо сказать и о препятствиях для расширения присутствия иностранных инвесторов на российском рынке, а именно: неясности применения положений налогового законодательства в части уплаты/неуплаты залога на прирост стоимости капитала; сложности доступа на финансовый рынок иностранных инвесторов, не имеющих статуса юридического лица.
  4. Поддержка финансовой инфраструктуры в целом, участников финансового рынка по взаимодействию государства с российскими и иностранными инвесторами и эмитентами. Выпуск регулярных информационных материалов по российскому финансовому рынку на иностранных языках. Организация форумов, конференций и круглых столов с участием представителей инфраструктурных институтов, государства, российского профессионального сообщества покажет, что существует согласованная между бизнесом и государством позиция относительно важности присутствия нерезидентов на национальном рынке.

В рамках системы обеспечения финансовым взаимодействием государства с коммерческими организациями представляется необходимым реализовать следующие мероприятия:

  1. воссоздание взаимодействия с профильными министерствами и ведомствами, политическими и общественными организациями коммуникационной инфраструктуры информационных каналов, обеспечивающих популяризацию и трансляцию достоверной информации о банковском сообществе, биржевых рынках, финансовых и платежных инструментах и т.п.;
  2. создание единого постоянно обновляемого портала в сети Интернет для распространения информационных материалов о финансово-экономической сфере;
  3. выявление приоритетных проектов, учитывая экономические и социальные планы развития страны наряду с повышением инвестиционной активности;
  4. объяснение значимости реализации мероприятий в создании среды для развития инвестиционных вложений в экономику, отмечая сложность и длительный характер этого процесса, показывая, что государство всегда готово к открытому сотрудничеству с бизнес-сообществом для реализации различных проектов.

Вышеизложенные мероприятия, по нашему мнению, требуют:

а) содействия государственных органов для увеличения количества и повышения качества информации по предотвращению фактов мошенничества в финансово-банковской сфере;

б) в систему обеспечения финансовым взаимодействием государства с коммерческими организациями необходимо включить государственные органы, такие как Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный Банк Российской Федерации, Правительство Москвы и другие субъекты Российской Федерации.

Взаключении отметим, что трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению финансового взаимодействия государства предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, есть главное условие успеха экономических реформ.

Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба