Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Неволя » №16, 2008

Постановление о привлечении в качестве обвиняемого Ю.В.Самодурова

ПОСТАНОВЛЕНИЕо привлечении в качестве обвиняемого

 

 

город Москва 15 мая 2008 г.

 

Старший следователь следственного отдела по Таганскому району следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по г. Москве, юрист 1 класса Е.Е. Коробков, рассмотрев материалы уголовного дела № 402588,

 

УСТАНОВИЛ:

 

По делу собрано достаточно доказательств, дающих основания для предъявления обвинения Самодурову Юрию Вадимовичу в том, что он совершил действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии, совершенные публично, лицом, с использованием своего служебного положения, группой лиц по предварительному сговору, а именно:

 

Самодуров Ю.В., являясь директором автономной некоммерческой организации культуры «Музей и общественный центр "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова» (в дальнейшем -- музей) в неустановленное следствием время и месте вступил в предварительный сговор с Ерофеевым А.В., состоящим в должности заведующего отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, для совместной подготовки и проведения в городе Москве общедоступной выставки, четкая концептуальная направленность которой состояла в публичном выражении в наглядно-демонстративной форме унизительного и оскорбительного отношения к христианской религии в целом, а к православному христианству в особенности, а также к религиозным символам, почитаемым православными верующими, путем публичной демонстрации в помещении музея по адресу : г. Москва, ул. Земляной вал, д. 57, стр. 6, специально отобранных экспонатов, возбуждающих ненависть и вражду, а также унижающих достоинство группы лиц по признаку их отношения к христианской религии в целом и православному христианству в особенности. В соответствии с достигнутой договоренностью на проведение вышеуказанной выставки Ерофееву А.В. отводилась роль куратора выставки, заключающаяся в разработке ее концепции, а также в подборе экспонатов выставки, в то время как роль Самодурова Ю.В. как директора музея состояла в даче разрешения на демонстрацию экспозиции выставки в помещении музея, окончательном совместно с Ерофеевым А.В. отборе экспонатов и непосредственном размещении экспозиции, финансировании затрат на проведение выставки.

Используя свое служебное положение директора музея и полномочия, которыми он наделен, Самодуров Ю.В. принял решение о размещении будущей экспозиции выставки в помещении музея по адресу : г. Москва, ул. Земляной вал, д. 57, стр. 6, на период с 07 марта 2007 года по 31 марта 2007 года, заранее включив проведение выставки в утвержденный им как директором музея и размещенный на общедоступном Интернет-сайте музея план выставочной деятельности на 2007 год, обеспечил техническую поддержку для создания экспозиции выставки, наибольшим образом соответствующей ее преступным целям.

Далее, во исполнение совместного преступного умысла Самодуров Ю.В. дал согласие и принял решение о размещении и публичной бесплатной демонстрации ряда экспонатов, из числа отобранных Ерофеевым А.В.,

в том числе экспонат -- графическую композицию И. Кабакова «Пошел ты...», несущий в себе особо циничное и изощренное деструктивное воздействие на сознание и подсознание зрителей, исполненный с использованием наложения ряда изображений в стилистике, свойственной для оформления детских рисунков, на фразы, состоящие из предельно грубых нецензурных (матерных) выражений и состоящий таким образом в совмещении несовместимого -- образов детства и грязной, нецензурной, крайне оскорбительной брани, что представляет для зрителя грубейшее и сильнейшее личное оскорбление, унижает его человеческое достоинство;

в том числе экспонат -- скульптуру Леонида Сокова «Памятник», включающую ненормативную матерную лексику, составляющую часть скульптуры, воплощенную в пространственной реализации работы, выполненную из металла и представляющую собой совокупность трех букв «х», «у», «и», что образует при чтении сверху вниз нецензурное матерное слово, несущий в себе, учитывая общий антирелигиозный контекст выставки и название данного экспоната грубейшее надругательство над религиозными и нравственными чувствами граждан, унижение их человеческого достоинства;

в том числе экспонат -- «Кухонный разговор» Михаила Рогинского, включающий ненормативную матерную лексику, изображающий верхнюю поверхность стола, на которой расположены стеклянная банка, нож, полуоткрытый спичечный коробок, круглое блюдо, рядом три круглых предмета (предположительно картофелины), на стене за столом на зеленом фоне красная надпись нецензурного, матерного бранного характера, представляющая для зрителя грубейшее и сильнейшее личное оскорбление, унижение его человеческого достоинства;

в том числе экспонат -- графическую композицию Авдея Тер-Оганьяна «Взрыв № 5», включающий ненормативную матерную лексику и составляющий собой стилизованное изображение взрыва на фоне белых клубов дыма, всё это -- на фиолетовом фоне, поверх чего написано с восклицательным знаком состоящее из четырех букв «х», «у», «я», «к» нецензурное, матерное слово, публичное употребление которого и экспонирование надписей этого слова является грубейшим оскорблением общественной нравственности ;

в том числе экспонат «Реклама Макдональдса» под авторством А. Косолапова, представляющий собой выполненную средствами цветной шелкографии в виде плаката-постера графическую композицию, включающую размещенные на ярко красном фоне изображение лица человека, узнаваемое, напоминающее манерой исполнения обычно используемое в церковном сакрально-культурном пространстве изображение Иисуса Христа, а также логотип сети ресторанов «Макдональдс» (включая соответствующее написание названия этой сети на английском языке) и выполненную белым шрифтом надпись на английском языке следующего содержания "This is my body" (в переводе на русский язык: «Это -- тело мое»), -- соединяющий сакральное (образ Иисуса Христа и элемент христианского религиозного культа) с вульгарным (продукция массового питания) и тем самым содержащий в себе кощунственное надругательство над святым для православных таинством; издевательски демонстрирующий и транслирующий идеи-утверждения о том, что тело Иисуса Христа не более ценно, чем гамбургер или иной продукт массового общественного питания, либо сравнимо (сопоставимо) с этими продуктами, что образ Иисуса Христа равноценен образу любого человека, который используется в рекламных акциях, что равноценны или сравнимы (сопоставимы) по сути религиозный христианский обряд причастия и употребление пищи в любом заведении общественного питания, что евангельские тексты не обладают особой ценностью и сравнимы по своей ценности с рекламными слоганами;

в том числе экспонат -- «Икона-икра» под авторством А. Косолапова, представляющий собой выполненную посредством печати по холсту графическую композицию, представляющую собой совершенно определенно узнаваемый оклад православной христианской иконы Богородицы с Младенцем, вместо изображений ликов, кистей рук и облачений которых, составляющих существенную и значимую для верующих часть указанной иконы, помещено натуралистическое изображение черной игры, повторяющее контуры указанных элементов оригинала иконы, -- являющий собой в силу использованного приема пачкания православной иконы сознательную демонстрацию презрения к религиозным ценностям, надругательство над религиозными чувствами верующих и унижение их человеческого достоинства, осуществляемые по мотиву религиозной нетерпимости и ненависти;

в том числе экспонаты -- две работы Александра Савича «Из серии путешествия Микки Мауса по истории искусства», изображающие евангельскую сцену Нагорной проповеди Иисуса Христа и евангельскую сцену взятия Иисуса Христа под стражу в Гефсиманском саду, изготовленные на основе широко известных, узнаваемых (что абсолютно исключает любую двойственность толкования содержания и направленности этих экспонатов) гравюр Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда посредством их раскрашивания и размещения автором экспонатов вместо (поверх) лица Иисуса Христа изображения известного мультипликационного персонажа Микки Мауса, который является совершенно определенно узнаваемым комическим героем мультфильмов; в силу использованного приема соединения священного для верующих христиан образа Иисуса Христа и комичного образа Микки Мауса, представляющих собой карикатуры на Иисуса Христа, крайне оскорбительные и унизительные для человеческого достоинства православных верующих. Основная содержательная нагрузка и цель данных экспонатов состоят в том, чтобы транслировать следующие идеи-утверждения: что равноценны и равнозначны (сопоставимы) образы Иисуса Христа и Микки Мауса; что равноценны и равнозначны (сопоставимы) по своему культурному и нравственному содержанию православное христианство и любой медийный продукт, например, мультфильм про Микки Мауса; что православное христианство -- своего рода мультипликационная сказка, история, предназначенная для времяпрепровождения, легкого развлечения, не несущая в себе никакого ценного духовно-нравственного или религиозно-культурного содержания. Следовательно, указанные экспонаты А. Савича представляют собой и осуществляют предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, унижение их человеческого достоинства по признаку отношения к религии. Экспонат, совершенно очевидно, умышленно направлен на достижение указанного выше результата;

в том числе экспонат -- «Без названия» под авторством В. Бахчаняна, представляющий собой фотоколлаж, изображающий один из фундаментальных христианских символов -- распятие Иисуса Христа на кресте, при этом вместо головы Иисуса Христа автором экспоната помещено изображение советского ордена Ленина, что является крайне оскорбительным для православных верующих, унижает их человеческое достоинство. Основное содержание и цель данного экспоната состоят в том, чтобы транслировать следующие идеи-утверждения: что равноценны и равнозначны образы Иисуса Христа и В.И. Ульянова-Ленина; что равным образом тоталитарны и деспотичны как православное христианство, так и большевистский режим В.И. Ульянова-Ленина. Следовательно, работа В. Бахчаняна «Без названия» представляет собой и осуществляет предельно циничное, издевательское оскорбление и уничижительное, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, жестокое унижение их человеческого достоинства по признаку отношения к религии. Экспонат, совершенно очевидно, умышленно направлен на достижение указанного выше результата;

после чего Самодуров Ю.В., Ерофеев А.В., добиваясь дальнейшего усиления негативного психологического и нравственного воздействия экспонатов на сознание посетителей выставки, пришли к выводу о необходимости сочетания в экспозиции выставки как экспонатов, содержащих нецензурную брань, так и экспонатов с использованием религиозной символики, оскорбительного по отношению к христианской религии и христианам как отдельным ее представителям содержания, для чего, используя свое служебное положение, обеспечили размещение таких экспонатов, как графическая композиция Авдея Тер-Оганьяна «Взрыв № 5», скульптура Леонида Сокова «Памятник», графическая композиция Ильи Кабакова «Пошел ты...», картина «Кухонный разговор» Михаила Рогинского в непосредственной близости от других экспонатов, использующих и содержащих в себе религиозную символику христиан.

В свою очередь, будучи публично представленными на выставке, последние содержат в себе унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении группы лиц, являющихся верующими христианами. Указанные унизительные характеристики проведены с помощью метода коллажа священных для христианской религии символов, таких как крест, оклад иконы, священный литургический текст, иконография сюжетов Священной истории Нового Завета с заведомо профанными образами -- символами культуры потребления (логотип закусочной Макдональдс, изображение рыбной икры), вульгарными (персонаж мультфильмов про Микки Мауса) или в течение длительного времени противопоставлявшимися христианству идеологическими символами, такими, как советский орден или заголовок советской газеты «Известия». В качестве составной части коллажей подобраны образы, являющиеся по смыслу антонимами основных ценностей христианской веры и культа или же ассоциируются с образами его исторических противников. Таким образом, употребленные в экспонатах и перечисленные выше образные приемы направлены на создание впечатления смыслового «перечеркивания», отрицания, уничтожения смысла христианских сакральных симаолов и, следовательно, уничтожение смысла христианской веры, а тем самым и непосредственное и публичное оскорбление христиан как носителей этой веры.

В продолжение задуманного, добиваясь дальнейшей реализации своих преступных намерений, Самодуров Ю.В. и Ерофеев А.В. умышленно и сознательно приняли решение о просмотре посетителями экспонатов выставки через небольшое отверстие в загораживающей экспонаты специально поставленной стене-перегородке, в результате чего еще в большей степени усилено негативное психологическое и нравственное воздействие на зрителей выставки, возбуждающее у них чувство оскорбленности, униженности человеческого достоинства, которое выставка оказывала своим содержанием и направленностью, совокупностью использованных в ее экспонатах средств визуального психологического воздействия, поскольку осознавали, что просмотр экспозиции посетителями через отверстия в стене-перегородке будет происходить не по причине согласия с позицией авторов экспонатов и организаторов выставки или их одобрения, а по причине самой по себе явки в место проведения выставки, то есть основного действия, проявляющего волю зрителя посетить выставку.

В результате вышеуказанных совместных действий Самодурова Ю.В., Ерофеева А.В. в специально предназначенном помещении Музея и Общественного центра им. А. Сахарова была открыта и проведена общедоступная, бесплатно посещаемая выставка «Запретное искусство 2006» .

Умысел Самодурова Ю.В. состоял в том, что он совместно с Ерофеевым А.В. произвел отбор экспонатов определенной направленности. Фонд экспонатов для формирования выставки изначально подбирался им совместно с Ерофеевым А.В. не по критериям их художественной ценности, а исключительно по критерию возможности их использования для более сильного выражения отрицательных эмоциональных оценок, нетерпимости в отношении граждан, исповедующих православную веру либо выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к православному христианству, для целенаправленного, осознанного и умышленного показа кощунственных в религиозном смысле произведений. Данный факт подтверждается также и тем, что Самодуров Ю.В. в своих публичных выступлениях пытался подвести под свои действия идеологические и правовые основания, искажая действительное содержание норм российского законодательства.

Сведения о проведении указанной выставки и содержании экспозиции стали известны неопределенному, широкому кругу граждан, исповедующих христианскую религию, в особенности православное христианство, в том числе и тем гражданам, которые не посещали выставку и не проживают в городе Москве и узнали о факте проведения выставки и ее содержании из средств массовой информации и от граждан, выставку посещавших.

В результате проведения выставки «Запретное искусство 2006» граждане, приверженные традиционным культурным ценностям русского народа, в особенности граждане, исповедующие православную веру либо выражающие принадлежность или предпочтительное отношение к православному христианству, в том числе и в наибольшей степени -- посетители выставки, подверглись при просмотре указанных экспонатов сильнейшему психотравмирующему воздействию чрезмерной силы, несущему прямую угрозу целостности личности и разрушения сложившейся у них картины мира, что явилось психотравмирующим событием и сильнейшим стрессовым фактором для них, причинило им непереносимые нравственные страдания и стресс, а также чувства униженности их человеческого достоинства.

Как следствие указанных выше умышленных действий Самодурова Ю.В., Ерофеева А.В., выразившихся в совместной организации и проведении выставки «Запретное искусство 2006», были возбуждены ненависть и вражда, а также унижено достоинство широкого, неопределенного круга верующих граждан по признаку их отношения к христианской религии, в особенности к православному христианству, чем грубо нарушены принципы конституционного строя Российской Федерации, закрепленные в положениях ч. 5 ст. 13, ст. 14, ст. 28 Конституции РФ, гарантирующих принцип веротерпимости как залог гражданского мира и демократического общества,

то есть совершил преступление, предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 171 и 172 (175) УПК РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Привлечь Самодурова Юрия Вадимовича 27.09.1951 г.р., уроженца города Москвы, в качестве обвиняемого по данному уголовному делу, предъявив ему обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ, о чем ему объявить.

 

Следователь ___________ (подпись)

 

 
Архив журнала
№53, 2017№52, 2017№51, 2017№50, 2016№49, 2016№48, 2016№47, 2015№46, 2015№45, 2015№44, 2015№43, 2015№42, 2015№41, 2014№40, 2014№39, 2014№38, 2014№36, 2014№35, 2013№34, 2013№33, 2013№32, 2013№31, 2012№30, 2012№29, 2012№28, 2012№27, 2011№26, 2011№25, 2011№24, 2011№23, 2010№22, 2010№21, 2010№20, 2009№19, 2009№18, 2008№17, 2008№16, 2008№15, 2008
Поддержите нас
Журналы клуба