Журнальный клуб Интелрос » Неволя » №22, 2010
Представьте себе, что в вашу комнату в малосемейном общежитии вламывается сотрудник милиции и заявляет, что вы ломаете электрощиток в коридоре. На вас надевают наручники и увозят в отделение милиции. Следует отметить два обстоятельства: во-первых, вы не подросток-хулиган, а пожилая женщина (техник-метеоролог); во-вторых, от этого щитка питается в том числе и ваша квартира.
Через полгода сотрудники милиции возвращаются, вас снова забирают из собственного дома, и на этот раз закрывают в СИЗО, обвинив в том, что вы словесно оскорбили того правоохранителя, который приходил к вам в первый раз, избили и исцарапали его, а кроме того активно скрываетесь от следственных органов, дабы избежать ответственности за содеянное (напоминаю, арест происходит в вашем собственном доме).
Похоже на «Процесс» Кафки? Совсем нет, если учесть историю малосемейной общаги по ул. Геологов, дом 11/2, в которой наша героиня имеет несчастье проживать.
Итак, общежитие компании «Пермские авиалинии», в котором живет Елена Тимофеева, было незаконно приватизировано в 2003 году. Новый собственник заявил жильцам: «Платите по моим расценкам или убирайтесь!» Группа жильцов, в которую входила Е. Тимофеева, не согласилась ни с тем, ни с другим. Далее собственник попытался выселить их «законно». Суд Индустриального района Перми дважды принимал решение о выселении Елены Тимофеевой. Дважды (выгнать человека из единственного, полученного на законных основаниях жилья на улицу не очень просто даже по законам современной России) это решение отменялось вышестоящими инстанциями. В конце концов, уже в 2010 году, районный суд признал за Тимофеевой право на жизнь в общаге. Не удалось собственнику, г. Стерлягову, выдворить и других не согласных с его экономической политикой жильцов.
Возможно, после первого судебного проигрыша Стерлягов и решил обратиться за помощью не к гражданскому, а к уголовному правосудию. После чего с Еленой Тимофеевой и произошла рассказанная выше история.
Следует отметить, что правоохранители довольно долго не давали защитнику Елены Тимофеевой ознакомиться с материалами уголовного дела. То следователя не было на месте, то он обедал, то болел, то был занят. Когда же адвокату наконец удалось ознакомиться с документами, выяснилось много интересного.
Официальной причиной первого визита правоохранителей к Тимофеевой (12 октября 2009 года) была якобы совершенная ей порча щитка, однако в деле не имелось ни протокола административного задержания за данное правонарушение, ни решения мирового судьи, который должен бы был рассмотреть данный протокол, ни любых других документов, подтверждающих, что щиток в этот день был сломан. Более того, соседи Елены Тимофеевой заявили, что 12 октября 2009 года с электричеством на этаже все было в порядке.
Доставив Тимофееву в милицию, потерпевший, младший лейтенант милиции Анатолий Викторович Новицкий, подал рапорт следующего содержания: «Докладываю, что 12.10.2009 г. при обслуживании адреса: г. Пермь ул. Геологов 11/2 – 70 и 72, гр-ка Тимофеева Е.М., находилась в пьяном виде, мешала выяснению обстоятельств. Хваталась за форменное обмундирование, выражалась при этом в мой адрес нецензурной бранью. На замечания не реагировала. Продолжала свои хулиганские действия. После неоднократных предупреждений прекратить свои хулиганские действия к гр-ке Тимофеевой Е.М. были применены спец. средства "наручники"…» Позже, во время дачи показаний, следователю Приходько, Ю.В. Новицкий (к слову сказать, мужик крупный и крепкий) вспомнил, что Тимофеева унизила и оскорбила его не только словом, но и делом: «Тимофеева схватила за воротник моей камуфляжной куртки и, приподняв его, посмотрела на погоны, при этом выражалась в мой адрес нецензурной бранью, произнесла, что я уже не в молодом возрасте, но все еще лейтенант, оскорбления были высказаны в связи с исполнением мною должностных обязанностей… Тимофеева, продолжая высказывать в мой адрес оскорбления, начала размахивать руками, а именно она целенаправленно пыталась ударить меня по лицу, я уворачивался, но один раз Тимофеева все-таки задела своей рукой мое лицо и поцарапала до крови правую сторону лица, царапина была длиной около 5 см, от виска к щеке… пыталась пнуть меня в пах, но у нее не получилось, так как я уворачивался от ударов. В то время, когда я уворачивался, я выпустил руки Тимофеевой, и та стащила с меня куртку через голову, так как я в этот момент, уворачиваясь, нагнулся. После этого к Тимофеевой были применены физическая сила и спецсредства – наручники….» Естественно, не проводилось ни медицинского освидетельствования Тимофеевой (на предмет опьянения), ни Новицкого (на предмет наличия царапины).
Показания Новицкого были «подтверждены» показаниями свидетелей, а именно:
– господином Ибрагимовым, сотрудником милиции, напарником Новицкого;
– господином Пироговым, мужем Натальи Пироговой (которая является председателем ТСЖ общежития. На этот пост ее выдвинул собственник жилья);
Ольгой Бурмасовой, одной из новых обитательниц общежития (часть жильцов собственнику удалось выжить, их малометражки были «эффективно» использованы);
а также господином Евгением Зайцевым, пришедшим к Ольге Бурмасовой помогать делать ремонт.
При этом Бурмасова и Зайцев свидетельствовали, что лично Тимофееву не знали, просто видели, как некая женщина ломала щиток и унижала сотрудника милиции, ну а впоследствии им рассказали, что «возмутительницу спокойствия» звали Елена Тимофеева. Процедура опознания ими Тимофеевой не проводилось, очных ставок между ними и Тимофеевой также не было. Автор произвел мысленный эксперимент: предположил, что Бурмасовой и Зайцеву сказали, что вышеупомянутые хулиганские действия произвел губернатор Пермского края г. Чиркунов, переодетый по такому случаю в женское платье. Интересно, что было бы тогда зафиксировано в протоколе?
Ну и главное. Госпожа Ольгой Бурмасова, купившая (цена осталась неизвестной автору статьи) жилплощадь в общаге, работает... следователем в УВД по Пермскому краю. Итак, собственник зачищает жилье от лишних жильцов, в одну из очищенных квартир вселяется следователь, на одну из слишком упрямых обитательниц общаги возбуждают уголовное дело, причем в качестве одной из свидетельниц по данному уголовному делу выступает этот же самый следователь. Из уважения к общепринятому мнению о том, что РФ является правовым государством, автор старается поверить, что все эти совпадения случайны.
3 июня Елена Тимофеева была арестована. 4 июня судья Индустриального района г. Перми г. Подыниглазов вынес постановление о заключении Елены Тимофеевой под стражу. Основанием для выбора именно такой меры пресечения послужило, по заявлению судьи, то, что Елена Тимофеева скрывалась от следствия. Как можно одновременно судиться за свое жилье и скрываться от правосудия? Вопрос хороший, но не к автору, а к его чести г. Подыниглазову.
13 августа должно было начаться первое слушание по делу Тимофеевой. Пермские правоохранители не забыли окружить суд усиленными нарядами милиции, но забыли доставить Тимофееву из СИЗО. Следует отметить, что судья не поленилась побеседовать с пострадавшим и порекомендовать ему помириться с Еленой Тимофеевой. Что, собственно, Новицкий и сделал на следующем заседании (18 августа). Затем судьей было вынесено решение «Уголовное дело в отношении Тимофеевой Елены Михайловны, обвиняемой в совершении преступлений, предусмотренных ст. 318 ч.1, 319 УК РФ, прекратить на основании ст. 76, за примирением с потерпевшим». Елена Тимофеева была освобождена из-под стражи прямо в зале суда.
Почему эта история так началась и так кончилась? Мнение Анастасии Мальцевой («Движение пермских общежитий):
«Все это надуманное обвинение Елены Тимофеевой, на наш взгляд, было изобретено, чтобы решить чей-то квартирный вопрос. Ведь на первый взгляд Тимофеева – легкая добыча: одинокая женщина, небогатая, живущая в общежитии. У Елены конфликт с председателем ТСЖ Пироговой, которая желает избавиться от всех жильцов, которые отсуживают свои комнаты.
Отсюда, на наш взгляд, и весь этот странный сыр-бор с потерпевшим Новицким и стремлением посадить Тимофееву в тюрьму. Ведь из тюрьмы трудно уследить как в твое отсутствие занимают комнату в общежитии и лишают тебя жилья.
В случае с Еленой Тимофеевой аферисты просчитались. Одинокая, не имеющая близких родственников, Елена Тимофеева на самом деле не была одинокой. В нашей стране очень многие люди живут в таких же проданных, украденных, включенных в уставной капитал общежитиях. И многие из них, как и Елена, входит в Движение российских общежитий. И конечно, они готовы поддержать друг друга в тяжелую минуту. К защите Елены Тимофеевой по просьбе «Пермских общежитий» подключились Союз координационных советов, Движение общежитий Москвы (ДОМ), Революционная рабочая партия, помощь оказал депутат Государственной Думы Олег Шеин. Было направлено множество запросов, товарищи поддержали Елену и пикетированием Следственного комитета при Генеральной Прокуратуре РФ. Пермские товарищи помогли оплатить услуги адвоката. Благодаря слаженным действиям удалось в тот момент отстоять Елену, и ее выпустили на свободу. Мы от души благодарим всех вас, друзья, не оставшихся равнодушными к судьбе и проблемам нашего друга и товарища Елены Тимофеевой»