Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Неволя » №40, 2014

Юрий Александров
Юридический практикум

Новое в законодательстве

Ратифицирован договор с Египтом о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (Федеральный закон от 27.05.2014 № 133-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы»).

Договор имеет целью регламентировать российско-египетские отношения в вопросах передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве их гражданства. В соответствии с договором передача осужденного для отбывания наказания может осуществляться по запросу государства вынесения приговора либо государства исполнения приговора. Кроме того, осужденный или его законный представитель вправе обратиться в компетентный орган любой из сторон с ходатайством о передаче осужденного.

Договором предусмотрены основания отказа в передаче осужденного, одним из которых является отсутствие согласия осужденного или его законного представителя на передачу. Установлено, что передача осужденного лица не производится, если она может нанести ущерб суверенитету, безопасности или другим существенным интересам запрашиваемой стороны либо противоречит законодательству запрашиваемой стороны.

Предусматривается также, что осужденный, переданный в государство исполнения приговора, имеет такие же права и в отношении его наступают такие же правовые последствия осуждения, как и в отношении лица, осужденного на территории этого государства за совершение такого же деяния. Осужденный, переданный в государство исполнения приговора, не может быть вновь привлечен к уголовной ответственности за то же действие или бездействие, за которое он был осужден в государстве вынесения приговора.

 

Снижен минимальный размер залога по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (Федеральный закон от 04.06.2014 № 141-ФЗ «О внесении изменения в статью 106 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Внесенная в ст. 106 УПК РФ поправка касается такой меры пресечения, как залог.

Ранее минимальный размер залога по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести составлял 100 тыс. руб. Теперь эта планка снизилась до 50 тыс. руб., т.е. в 2 раза.

Данная мера, по мнению законодателей, позволит более широко применять залог в качестве альтернативы заключению под стражу.

 

Уточнены случаи возмещения государству расходов со стороны осужденных к принудительным работам (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в статьи 60.5 и 60.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»).

Осужденные к принудительным работам обеспечиваются одеждой и обувью (кроме средств индивидуальной защиты), а также питанием за свой счет. Если собственные средства отсутствуют, соответствующие расходы финансируются из федерального бюджета. Внесенными поправками отменена обязанность осужденных возмещать госказне вышеуказанные затраты.

Вместе с тем осужденным к принудительным работам придется ежемесячно возмещать за счет собственных средств расходы исправительных центров на коммунально-бытовые услуги и содержание имущества. Однако, если личные средства отсутствуют, от данной обязанности освобождают. Ранее эти затраты покрывались за счет удержаний из заработной платы осужденных.

Следует отметить, что сохранена норма, согласно которой осужденные к принудительным работам возмещают расходы по их содержанию после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке исполнительного производства.

 

МВД России утвердило Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста (Приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. № 83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста»).

Распорядок дня места отбывания разрабатывается в соответствии с примерным распорядком (приводится), утверждается начальником территориального органа МВД России, в структуре которого создано такое место.

Администрация и сотрудники места отбывания осуществляют контроль и надзор за арестованными путем постоянного наблюдения за их поведением (в т. ч. с использованием аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, и надзора).

Арестованные принимаются при наличии постановления об аресте и паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

Информация о доставлении отражается в журнале учета доставленных в место отбывания. При невозможности принять арестованного дежурный делает об этом запись в журнале учета отказов.

Близкие арестованного уведомляются о начале, месте и об окончании отбывания ареста незамедлительно по телефону. Об этом делается запись в журнале учета направленной информации. Обязательно проводятся медосвидетельствование, дактилоскопическая регистрация, фотографирование, личный досмотр.

Запись на личный прием администрацией места отбывания проводится ежедневно во время утреннего обхода. Прием осуществляется ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, в течение рабочего времени.

Администрация организует согласно распорядку дня ежедневные прогулки в дневное время продолжительностью не менее часа. Свидания проводятся в специально выделенном помещении под наблюдением администрации либо сотрудников. На свидание приглашаются одновременно не более 2 лиц.

 

В УК РФ внесены поправки в части неправомерного доступа к компьютерной информации(Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 195-ФЗ «О внесении изменения в статью 272 Уголовного кодекса Российской Федерации»).

УК РФ предусматривает ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации. Один из вариантов наказания – лишение свободы на срок до 2 лет. При этом то же деяние, причинившее крупный ущерб или совершенное из корыстной заинтересованности, в частности, наказывается принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на тот же срок.

Поправками упоминание об аресте исключено. Срок лишения свободы при этом соответственно увеличен до 4 лет.

 

За финансирование экстремистской деятельности установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 6 лет (Федеральный закон от 28.06.2014 № 179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

УК РФ дополнен новой статьей 282.3 – «Финансирование экстремистской деятельности», устанавливающей ответственность за предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации, и за совершение тех же деяний лицом с использованием своего служебного положения.

Кроме того, соответствующие поправки внесены в УПК РФ, федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», в частности, уточнены организационные основы противодействия экстремистской деятельности и положения об ответственности за распространение экстремистских материалов.

 

Подозреваемые и обвиняемые получили возможность свидания со своими представителями в Европейском суде по правам человека и лицами, оказывающими им юридическую поддержку в связи с намерением обратиться в эту судебную инстанцию (Федеральный закон от 28.06.2014 № 193-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"»).

Установлено, что свидания предоставляются на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. Свидание не разрешается, если его проведение может повлечь за собой воспрепятствование производству по уголовному делу. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности и могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть, но не слышать их участников.

Представителям подозреваемых и обвиняемых в Европейском суде по правам человека и лицам, оказывающим им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в ЕСПЧ, запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. В случае попытки передачи запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.

 

Усилена ответственность за нарушение законодательства о публичных мероприятиях (Федеральный закон от 21.07.2014 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях»).

Закон дополнил УК РФ статьей 212.1, согласно которой за неоднократное нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий будет грозить до 5 лет лишения свободы. При этом нарушение порядка организации или проведения публичных мероприятий будет считаться неоднократным, если лицо ранее привлекалось к ответственности по статье 20.2 КоАП РФ более двух раз в течение 180 дней.

Одновременно поправками в КоАП РФ предусматривается, в частности, следующее: максимальный срок административного ареста за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий увеличен с 15 до 30 суток; в санкциях частей 2 – 4 и 6 статьи 20.2 предусмотрено наказание в виде ареста; введена ответственность за участие в несанкционированных публичных мероприятиях, повлекших создание помех движению пешеходов и т.д., с наказанием в виде штрафа, обязательных работ или ареста на срок до 15 суток; введена ответственность за повторное совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 – 6.1 статьи 20.2, с наказанием в виде штрафа, обязательных работ или ареста на срок до 30 суток; введена ответственность за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан на территориях, прилегающих к опасным производственным объектам, на путепроводах и т.д., с наказанием в виде штрафа, обязательных работ или ареста на срок до 20 суток.

 

Установлена уголовная ответственность за сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины в крупном размере (Федеральный закон от 21.07.2014 № 277-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Так, приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенные в крупном размере, будут наказываться штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Также установлена уголовная ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, или организованной группой, или лицом с использованием своего служебного положения. При этом крупным размером является стоимость незаконно заготовленной древесины, исчисленная по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающая 50 000 рублей, в особо крупном размере – 150 000 рублей.

 

Ужесточена уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России (Федеральный закон от 21.07.2014 № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Так, данное деяние повлечет штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до 3-х лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Кроме того, уголовная ответственность за совершение данного деяния посредством СМИ или электронных сетей, включая Интернет, повлечет дополнительно лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

 

Закон защитил собственников товаров, изъятых в качестве вещественных доказательств по уголовным делам (Федеральный закон от 21.07.2014 № 245-ФЗ «О внесении изменений в статьи 82 и 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

В частности, согласно закону следователь не сможет по своему усмотрению определять место хранения вещественных доказательств в виде больших партий товаров, которые не могут храниться при деле. Порядок передачи на хранение таких доказательств установит Правительство РФ.

Кроме того, сторона защиты (подозреваемый, обвиняемый, их защитники и законные представители), собственники и иные законные владельцы изъятого предмета получили право участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении ходатайства следователя о реализации или уничтожении вещественных доказательств в виде больших партий товаров, имущества, подвергающегося быстрому моральному старению, изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности и т.д. Их неявка не будет препятствовать рассмотрению ходатайства.

 

Подсудимые смогут участвовать в судебном разбирательстве по видео-конференц-связи из СИЗО(Федеральный закон от 21.07.2014 № 251-ФЗ «О внесении изменений в статьи 241 и 293 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Поправки в УПК РФ предоставили суду право по ходатайству любой из сторон принять решение об участии в судебном заседании подсудимого, содержащегося под стражей, путем использования видео-конференц-связи.

Принятие такого решения будет возможно в исключительных случаях для обеспечения безопасности участников процесса по делам о преступлениях террористической направленности (ст. 205–206, 208 УК РФ и др.).

Кроме того, по делам об указанных преступлениях на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.

 

Отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса РФ приведены в соответствие с постановлением Конституционного суда РФ (Федеральный закон от 21.07.2014 № 269-ФЗ «О внесении изменений в статьи 236 и 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Постановлением КС РФ от 02.07.2013 № 16-П положения части 1 статьи 237 УПК РФ («Возвращение уголовного дела прокурору») признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, в том числе во взаимосвязи с частью 2 статьи 252 УПК РФ, исключающей в судебном разбирательстве возможность изменения обвинения в сторону, ухудшающую положение подсудимого, препятствуют самостоятельному и независимому выбору судом подлежащих применению норм уголовного закона в случаях, когда он приходит к выводу, что фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении, свидетельствуют о наличии в действиях обвиняемого признаков более тяжкого преступления либо когда в ходе предварительного слушания или судебного разбирательства им установлены фактические обстоятельства, являющиеся основанием для квалификации деяния как более тяжкого преступления.

Законом указанная статья УПК РФ дополнена новым пунктом, наделяющим суд правом по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращать уголовное дело прокурору, если суд придет к выводу, что фактические обстоятельства дела, изложенные в обвинительном заключении, обвинительном акте или обвинительном постановлении, либо установленные судом в ходе рассмотрения дела указывают на наличие оснований для квалификации деяния как более тяжкого преступления.

Кроме того, статья 237 УПК РФ дополнена новой частью, в соответствии с которой при возвращении уголовного дела прокурору судья обязан указать обстоятельства, являющиеся основанием для квалификации действий обвиняемого как более тяжкого преступления.

 

Потерпевшие по приостановленным уголовным делам смогут получить компенсацию за неразумные сроки расследования (Федеральный закон от 21.07.2014 № 273-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"»).

Закон принят во исполнение Постановления КС РФ от 25.06.2013 № 14-П, в котором законодателю было предписано уточнить порядок и условия подачи потерпевшими заявлений о присуждении указанной компенсации.

Законом установлено, что заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня приостановления расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, при выполнении следующих условий: продолжительность досудебного производства со дня подачи заявления о преступлении до дня приостановления расследования превысила 4 года; имеются данные, свидетельствующие о непринятии прокурором, руководителем следственного органа, следователем и т.д. мер, необходимых для своевременного возбуждения дела, осуществления расследования и установления указанного лица.

С данным заявлением сможет обратиться как потерпевший, так и иное заинтересованное лицо, которому причинен вред деянием, запрещенным уголовным законом.

Поправками в статью 6.1 УПК РФ установлены критерии разумного срока досудебного производства (сложность дела, поведение участников процесса и т.д.).

Выплата таких компенсаций будет проводиться за счет федерального бюджета. Закон вступает в силу с 1 января 2015 года. Положения закона, касающиеся присуждения компенсации, распространяются на правоотношения, возникшие с 25 июня 2013 года.

 

Суды разъясняют

Верховный суд РФ разъяснил правила назначения осужденным видов исправительных учреждений.

Даны новые разъяснения по вопросам назначения и изменения судами видов исправительных учреждений. Обозначены критерии, которые должны учитываться судом при назначении того или иного учреждения.

В частности, указывается, что вид исправительного учреждения суд не может выбирать по своему усмотрению. Выделены особенности, которые должны учитываться при назначении исправительных учреждений осужденным женщинам и несовершеннолетним.

Так, когда речь идет о несовершеннолетних, судам помимо прочего рекомендовано одновременно с постановлением приговора выносить определение и обозначать в нем особенности личности, которые должен учитывать орган, исполняющий наказание. Подразумеваются такие особенности, как уровень интеллектуального и физического развития; степень педагогической запущенности; склонность к употреблению спиртных напитков, наркотиков; иные данные, характеризующие личность несовершеннолетнего.

Перечислены категории граждан, которых следует относить к ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, а также тех лиц, которые не могут рассматриваться в качестве таковых.

Разъясняется, что при условном осуждении к лишению свободы вид исправительного учреждения не назначается. Это может быть сделано, если такое осуждение отменяется (когда лицо в период испытательного срока совершает новое преступление).

Отмечены некоторые моменты, связанные с подачей и с рассмотрением ходатайства об изменении вида исправительного учреждения.

Указывается, что закон не предусматривает возможность вернуть в исправительную колонию особого режима осужденного, переведенного в колонию строгого режима в случае злостного нарушения им порядка отбывания наказания в этой колонии. К подобным лицам администрацией исправительного учреждения могут применяться меры взыскания, а суд может перевести их из исправительной колонии строгого режима в тюрьму.

ВС РФ также разъяснил, что суды не вправе отказывать в рассмотрении ходатайства о переводе на более мягкий режим, если на то нет оснований, прописанных в законодательстве. Таким образом, если судье, например, кажется, что преступнику дали слишком маленький срок, он все равно должен рассмотреть вопрос о смягчении режима и принять обоснованное решение.

Также в постановлении говорится, что судьи должны выяснить, как заключенный относится к совершенному преступлению. Они вправе сравнивать отношение, выявленное до вынесения приговора (отраженное в документах), и отношение, возникшее после отбытия части срока. В ВС РФ считают, что важным показателем исправления преступника является приобретение профессии в колонии и участие в неоплачиваемых работах по благоустройству.

(Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2014 г. № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений»)

 

КС РФ потребовал смягчить ответственность за нарушение правил оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность.

КС РФ признал противоречащей Конституции РФ часть 4 статьи 222 УК РФ, которая предусматривает ответственность за незаконный сбыт холодного оружия. Указанная норма в смысле, придаваемом ей практикой, не учитывает специфику холодного оружия, имеющего культурную ценность, и предусматривает слишком строгую ответственность за сбыт такого оружия.

Суд указал, что в настоящее время специальные правила оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, отсутствуют, а имеющиеся нормы не согласованы между собой. Одни нормы не учитывают возможную опасность данного оружия для жизни и здоровья людей, а другие – его культурную (историческую) значимость. В результате собственники оружия лишены возможности правильно определить, какими нормами регулируется продажа такого оружия, и осознать, представляют ли их действия общественную опасность и могут ли они повлечь наступление уголовной ответственности.

Федеральному законодателю предписано конкретизировать правила оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, и установить ответственность за их нарушение, соразмерную требованиям как защиты общественной безопасности, жизни и здоровья людей, так и защиты культурных ценностей.

(Постановление КС РФ от 17.06.2014 № 18-П)

 

Может ли приговор основываться на показаниях анонимного свидетеля?

Содержащиеся в части 9 статьи 166 и части 5 статьи 278 УПК РФ специальные правила проведения процессуальных действий, в том числе о проведении допроса в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, относятся к числу правовых средств, используемых в указанных в статье 55 (часть 3) Конституции России конституционно значимых целях, в частности для обеспечения борьбы с преступностью и защиты прав и законных интересов потерпевших, свидетелей и иных лиц, оказывающих содействие в раскрытии и расследовании преступлений.

Возможность и необходимость использования данных средств вытекают из положений международно-правовых актов, предполагающих принятие участвующими в них государствами таких мер, которые могут потребоваться для обеспечения эффективной и надлежащей защиты тех, кто сообщает о преступлениях или иным образом сотрудничает с органами, осуществляющими уголовное преследование, а также свидетелей, дающих показания, касающиеся преступлений. Этими актами предусматривается принятие надлежащих мер, направленных на обеспечение эффективной защиты от вероятной мести или запугивания в отношении участвующих в уголовном производстве свидетелей, их родственников и других близких им лиц, включая введение таких положений, которые разрешают в надлежащих случаях не разглашать информацию, касающуюся личности и местонахождения данных лиц, устанавливают ограничения на разглашение информации о них либо правила доказывания, позволяющие свидетелям и экспертам давать показания таким образом, который обеспечивает их безопасность (статья 22 Конвенции Совета Европы от 27 января 1999 года об уголовной ответственности за коррупцию, статья 24 Конвенции ООН от 15 ноября 2000 года против транснациональной организованной преступности, статья 32 Конвенции ООН от 31 октября 2003 года против коррупции, пункт 17 Рекомендации Комитета Министров Совета Европы от 20 апреля 2005 года R(2005)9 о защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием).

Вместе с тем указанные международно-правовые акты, подчеркивая исключительный характер предусмотренных ими специальных мер, направленных на защиту участников уголовного судопроизводства, исходят из необходимости поддержания благоприятного баланса между нуждами уголовного судопроизводства и правами его участников, с тем чтобы был сохранен справедливый характер судебного разбирательства и права защиты не были полностью лишены своего содержания, предоставляя ей, в частности, возможность оспорить утверждение о необходимой анонимности свидетеля, неразглашении его надежности и источника его сведений (пункт 19 Рекомендации Комитета Министров Совета Европы от 20 апреля 2005 года R(2005)9 о защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием, принцип IX Руководящих принципов в области прав человека и борьбы с терроризмом, утвержденных на 804-м заседании Комитета Министров Совета Европы 11 июля 2002 года).

Устанавливаемые в статьях 166 и 278 УПК РФ гарантии обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, их родственников и близких лиц не упраздняют предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством общие правила собирания, проверки, оценки и использования доказательств, не лишают суд и участников уголовного судопроизводства, выступающих на стороне обвинения или защиты и обладающих в состязательном процессе равными правами, возможности проведения проверки получаемых в таких условиях доказательств, в том числе путем постановки перед анонимным свидетелем вопросов, заявления ходатайств о проведении дополнительных процессуальных действий, представления доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность того или иного доказательства (часть 3 статьи 278 УПК РФ). Подсудимый и его защитник не лишены также права заявить ходатайство о раскрытии подлинных сведений о дающем показания лице и о признании его показаний недопустимым доказательством в случае нарушения закона, а также использовать иные средства и способы обеспечения и защиты прав подсудимого (часть 6 статьи 278 УПК РФ).

(Определение КС РФ от 29.05.2014 № 1049-О)



Другие статьи автора: Александров Юрий

Архив журнала
№53, 2017№52, 2017№51, 2017№50, 2016№49, 2016№48, 2016№47, 2015№46, 2015№45, 2015№44, 2015№43, 2015№42, 2015№41, 2014№40, 2014№39, 2014№38, 2014№36, 2014№35, 2013№34, 2013№33, 2013№32, 2013№31, 2012№30, 2012№29, 2012№28, 2012№27, 2011№26, 2011№25, 2011№24, 2011№23, 2010№22, 2010№21, 2010№20, 2009№19, 2009№18, 2008№17, 2008№16, 2008№15, 2008
Поддержите нас
Журналы клуба