Журнальный клуб Интелрос » Неволя » №51, 2017
Сухаренко А. Н. – директор АНО «Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ».
В конце прошлого года Президент РФ подписал закон от 28.12.2016 № 503-ФЗ, регламентирующий применение физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия сотрудниками ФСИН к заключенным. Согласно документу, все вышеописанное они будут применять для пресечения преступления или неповиновения, а также для задержания. «При наличии возможности» сотрудники ФСИН должны фиксировать применение насилия к заключенным видеорегистратором или другими штатными аудиовизуальными средствами фиксации, и сообщать об этом своему начальнику в течение суток [ rg.ru ]. По данным Минюста РФ, во всех учреждениях системы ФСИН установлено 56 тыс. видеокамер. Между тем замминистра юстиции РФ Максим Травников в своем докладе о выполнении Россией Конвенции ООН против пыток утверждает, что специальные меры к заключенным применяются в основном законно, когда других возможностей их утихомирить не остается. По его словам, если в 2014 году случаев применения силы в отношении заключенных было 3087, то в 2015-м – уже 3882 [ life.ru ].
Новый вид уголовного наказания – принудительные работы – начнут применять в России с 1 января 2017 года. Он стал еще одной альтернативой лишению свободы. В этой связи ФСИН открывает первые четыре исправительных центра на базе реформируемых колоний в Тюменской области (Ишим), Ставропольском крае (Георгиевск), Тамбовской области (поселок Зеленый) и Приморском крае (Уссурийск). Наряду с этим откроются участки для осужденных к принудительным работам в Башкирии (Уфа), Забайкальском крае (Краснокаменск), Самарской области (Волжский), Смоленской области (Анохово), Архангельской области (Североонежск), Новосибирской области (Новосибирск) и в Карелии (Сегежа). Кроме того, будут функционировать как исправительные центры 7 участков при исправительных учреждениях в различных регионах. Общий лимит составит 896 мест. Но это номинальный лимит, поскольку по истечении первых шести месяцев эта категория осужденных может проживать и за пределами исправительного центра с семьей – или в собственном жилье, или в арендуемом. В идеале такой центр должен появиться в каждом федеральном округе [ izvestia.ru ].
Справка
Принудительные работы были включены в Уголовный кодекс РФ в качестве одного из видов наказания еще в декабре 2011 года. Они могут быть назначены за совершение преступлений небольшой или средней тяжести, либо за тяжкие преступления, совершенные впервые, но ограниченные сроком наказания до 5 лет. Принудительные работы не могут быть назначены несовершеннолетним осужденным или лицам, признанным инвалидами I или II группы, беременным женщинам или женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также пенсионерам и военнослужащим. Их должны были начать применять в 2013 году, однако из-за неготовности исправительных центров вступление решения в силу было отложено сначала до 2014-го, а позднее – до 2017 года.
После приговора суда осужденный самостоятельно едет в исправительный центр, где работает по трудовому договору. Осужденным, направленным на принудительные работы, запретят употребление алкоголя, игральные карты и нанесение татуировок. В исправительных центрах не будет такой охраны, как в колонии, но покидать территорию центра ночью или в нерабочее время осужденный может лишь с разрешения администрации, а если он получил право проживать вне пределов центра, то должен будет отмечаться 4 раза в месяц. Употребление спиртных напитков и наркотиков будет считаться злостным нарушением, после которого сотрудники ФСИН должны подавать документы в суд о замене наказания лишением свободы. К числу злостных нарушений относятся также мелкое хулиганство, неповиновение администрации или оскорбление сотрудников, опоздание с возвращением в центр более чем на 24 часа или самовольный уход, а также организация забастовки. За нарушение порядка трудовой дисциплины, правил проживания, неявку на регистрацию, нарушение общественного порядка, подпадающего под административное наказание, объявят выговор или отправят в помещение для нарушителей. Замена наказания лишением свободы может ждать и тех, кто уклоняется от получения предписания о направлении в исправительный центр, кто не прибыл в установленный срок или не вернулся по истечении разрешенного срока выезда.
В исправительном центре осужденный может пользоваться мобильным телефоном и интернетом, обращаться при необходимости к врачам по медицинскому полису, предусмотрено и право на отпуск в размере 18 дней после первых шести месяцев работы. По решению суда из его зарплаты в доход государства будет удерживаться от 5 до 20%. Кроме того, он будет возмещать расходы по проживанию в общежитии и оплату по искам о возмещении ущерба. При трудоустройстве планируют учитывать квалификацию осужденного, но это будет зависеть от вакансий на рынке труда и от работодателей. В большинстве случаев таких осужденных может ожидать неквалифицированный труд [ tass.ru ].
ФСИН России увеличит охват лечения ВИЧ-инфицированных осужденных, а также лиц страдающих ВИЧ-ассоциированными заболеваниями. Сейчас в учреждениях уголовно-исполнительной системы насчитывается 63 тыс. таких лиц и еще 6 тыс. инфицированы в сочетании с туберкулезом. Об этом говорится в утвержденной премьер-министром РФ Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017–2025 годы)», на финансирование которой будет выделено 96,5 млрд руб. Из поступающих в СИЗО подсудимых от 3 до 9% являются ВИЧ-инфицированными, 4% страдают психическими заболеваниями, а 7,5% заражены туберкулезом. Им всем обязаны оказать гарантированную медпомощь. Однако мест для всех таких осужденных не хватает. Поэтому в концепции указана возможность увеличения количества медпомещений. «Для лечения и реабилитации больных подозреваемых, обвиняемых и осужденных необходимо ввести в эксплуатацию 2,2 тыс. новых койкомест. Это как минимум 20 лечебных корпусов и больниц».
Справка
565,5 тыс. евро компенсаций морального вреда выплатила Россия за последние пять лет по решениям Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), рассматривавшего жалобы заключенных и их родственников на ненадлежащее оказание медпомощи в пенитенциарных учреждениях. В этих делах ЕСПЧ признал нарушения права на жизнь (ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) и нарушение запрета на бесчеловечное обращение (ст. 3 Конвенции). Такие данные приводятся в докладе «Тюремная медицина в России», составленном правозащитной̆ организацией «Зона права». Среди типичных проблем с медицинским обслуживанием в системе ФСИН называются: 1) отсутствие узких специалистов; 2) отсутствие госконтрактов с профильными гражданскими медцентрами, способными оказывать специализированную медпомощь; 3) неспособность администрации ФСИН этапировать заключенного в подобный центр даже при наличии госконтракта; 4) связанную с этим несвоевременную диагностику заболеваний, которая приводит к переходу заболевания в крайнюю клиническую стадию; 5) при этом в медчастях исправительных учреждений нет необходимых для обезболивающей терапии препаратов [ zona.media ].
Согласно Концепции, по состоянию на 1 января 2016 года в СИЗО содержалось 123,2 тыс. человек. При этом в 2015–2016 годах «максимальная численность подозреваемых и обвиняемых в отдельные периоды превышала лимит наполнения следственных изоляторов и это превышение составляло от 600 до 2 тыс. человек, или от 23 до 56%. На начало 2017 года дефицит мест в СИЗО составит более 13,5 тыс. мест с учетом режимных корпусов, находящихся в аварийном состоянии». При этом условия содержания под стражей в 22 субъектах (Республика Карелия, Крым, Татарстан, Приморье и другие) с начала 2017 года не будут соответствовать законодательным нормам, в том числе по площади на одного заключенного. Для приведения условий содержания к стандартам требуется строительство 10 новых СИЗО на 9850 мест, 14 режимных корпусов на 3237 мест и реконструкция четырех корпусов на 425 мест [ ria.ru ]. По плану на 2017 год ожидается возведение 9 новых СИЗО (на 8 тыс. мест) и 15 режимных корпусов для уже существующих тюрем.
«В уголовно-исполнительной системе имеется всего 146 тыс. рабочих мест, на которых трудятся 200 тыс. осужденных. В настоящее время содержатся 290 тыс. осужденных, не обеспеченных работой. Это не позволяет им в должной степени возмещать ущерб, причиненный гражданам и государству», – говорится в Концепции. Для решения этого вопроса планируется приобрести 35 тыс. единиц техники и оборудования, создать еще 50 тыс. рабочих мест. В их числе рабочие места по таким перспективным с точки зрения будущего трудоустройства осужденных отраслям, как металлообработка, деревообработка и швейная промышленность. При организации работы в две смены такая мера позволит трудоустроить 100 тыс. осужденных [ ria.ru ].
К слову, за неполный 2016 год в учреждениях ФСИН было произведено всевозможных товаров на 50 млрд руб. Это притом что производственные мощности колоний загружены лишь на 50% (см. рис.). В исправительных учреждениях насчитывается свыше 800 производств. Их ассортимент превышает 100 тыс. позиций. Годовой объем производства – 32 млрд руб., а по сельхозпродукции еще 18 млрд. Только швейной продукции и обуви производится примерно на 6–7 млрд руб. в год, на этом производстве работает 45 тыс. швейных машин [ izvestia.ru ].
В середине декабря Минюст России издал приказ № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», направленный на улучшение условий содержания осужденных. В целях реализации права на свободу вероисповедания им разрешили совершать религиозные обряды в местах, определенных администрацией ИУ, в определенное распорядком дня время; использовать предметы культа и религиозную литературу. Для совершения религиозных обрядов священнослужителям можно проносить на территорию ИУ необходимые им предметы культа, перечень которых будут утверждать территориальный орган УИС с зарегистрированными централизованными религиозными организациями, при этом хранить евхаристические хлеб и вино на территории ИУ после проведения обряда строго запрещено.
Расширена глава, касающаяся порядка предоставления осужденным телефонных разговоров. При подаче заявления на телефонный разговор теперь будет необходимо указывать язык, на котором он будет проходить. Перечислены основания для досрочного прекращения телефонного разговора, среди которых: попытка передачи сведений о готовящемся к совершению преступлении или ином правонарушении, об охране ИУ, его работниках, способах передачи запрещенных предметов; ведение телефонного разговора на ином языке, чем был указан в заявлении осужденного, по настоянию одного из лиц, участвующих в телефонном разговоре. При этом в случае досрочного прекращения телефонного разговора работник ИУ, ответственный за его проведение, письменно докладывает об этом начальнику ИУ либо лицу, его замещающему, с указанием причины прекращения телефонного разговора.
Регламентировано количество вещей повседневного пользования, которые можно хранить в личной тумбочке. По Правилам там должны лежать умывальные и письменные принадлежности, литература в количестве пяти книг, журналов и газет, табачные изделия не более двух пачек сигарет, одна коробка спичек, средства гигиены. Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру. При этом обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательств.
Для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в ИУ функционируют магазины (теперь указаны и интернет-магазины), работающие по «безналу» (для тех, кто отбывает наказание в колониях-поселениях, допускается покупка товаров за наличные средства). Ассортимент, как и раньше, формирует ФСИН России. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки. Максимальный вес одной посылки составляет 20 кг, одной бандероли с малоценными печатными изданиями, рукописями, фотографиями – не более 5 кг. Осужденным запрещаются получение, приобретение, хранение и распространение изданий, пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, порнография, а также подписка на них. Им запрещено самовольно устанавливать индивидуальные и самодельные телевизионные антенны.
Существенно расширен список дополнительных услуг, оказываемых по инициативе осужденных и оплачиваемых за счет их собственных средств. Теперь можно будет проконсультироваться у специалиста медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения; поставить зубные протезы; изготовить очки, ортопедическую обувь; купить спортивный костюм. Также можно оплатить парикмахерские услуги и заочное обучение, в том числе обучение с применением дистанционных образовательных технологий (при наличии договора образовательной организации с УИС).
Более детально расписана глава по привлечению осужденных к труду: если раньше в ней было всего два пункта, то в новых Правилах их четыре. Согласно приказу, осужденные могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий. При этом инвалиды I или II группы, осужденные мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, беременные женщины привлекаются к работам без оплаты труда по их желанию. К указанным работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от работы время, их продолжительность не должна превышать 2-х часов в неделю. Подкорректировали и главу о взаимоотношениях осужденных с администрацией. Из нее был убран пункт о том, что сотрудникам УИС запрещается вступать с осужденными и их родственниками в отношения, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством.
Важные изменения коснулись и внешнего вида осужденных: мужчины обязаны иметь короткую стрижку – до 20 мм, длина волос на бороде – до 9 мм. Женщинам, имеющим детей в домах ребенка ИУ, разрешили носить гражданскую одежду [ rg.ru ].
«Почти 70% бюджета Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в 2015 году было потрачено на содержание персонала исправительных учреждений», – говорится в докладе Института проблем современного общества (ИПСО). Авторы исследования отмечают, что расходы на сотрудников ФСИН «растут опережающими темпами» по отношению к затратам на заключенных. За 2012–2015 годы суммарные выплаты персоналу ФСИН увеличились более чем на 30%, расходы на социальное обеспечение персонала выросли почти в 1,5 раза, в то время как объем госзакупок, обеспечивающих содержание заключенных, увеличился всего на 7%.
Раздел бюджета |
Код |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казеными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами |
100 |
126,5 |
187,6 |
181,6 |
166,0 |
Социальное обеспечение и иные выплаты населению |
300 |
78,7 |
79,6 |
83,9 |
84,6 |
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд |
200 |
25,5 |
27,3 |
34,2 |
37,4 |
Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности |
400 |
7,4 |
6,4 |
8,0 |
13,8 |
Субсидии государственным корпорациям (компаниям) |
800 |
1,8 |
1,6 |
1,3 |
1,2 |
Всего бюджет ФСИН |
239,8 |
302,6 |
308,9 |
302,9 |
В млрд. рублей. Источник ИПСО
В 2015 году бюджет ФСИН превысил 300 млрд руб., но лишь ничтожная часть этих средств была потрачена непосредственно на заключенных. «Это означает, что при общей численности «тюремного населения» 650 тыс. человек бюджетные траты в расчете на 1 заключенного составляют почти 500 тыс. руб. в год. Рост по сравнению с 2003 годом просто фантастический – почти в 10 раз». Несмотря на то, что ФСИН не отчитывается о своем кадровом составе, ведомство все же обязано предоставлять информацию о состоянии национальной пенитенциарной системы в Совет Европы. Согласно представленным ведомством данным, 22% сотрудников ФСИН (более 65 тыс. человек) работают за пределами исправительных учреждений, 11,1% – занимаются образовательной деятельностью и профессиональным обучением, 12,5% – медработники. Почти 50% сотрудников, работающих внутри пенитенциарных учреждений (112 тыс. человек), ФСИН в своем отчете указывает как «прочий» персонал. Между тем количество сотрудников, которые отвечают за режим и надзор, у нас почти втрое меньше, чем в среднем по Европе – соответственно 26% и 66% от общего числа работающих внутри учреждений сотрудников. Среди европейских стран с числом заключенных более 10 тыс. человек Россия занимает второе место по уровню нагрузки на сотрудников режима и надзора: в среднем по Европе на одного пенитенциарного сотрудника приходится 3,6 заключенных, в России – 11,1».
По состоянию на 1 ноября 2016 г. в уголовно-исполнительной системе работало почти 296 тыс. человек, в том числе 225,2 тыс. аттестованных сотрудников, при численности заключенных 638 тыс. человек. То есть в расчете на каждых двух заключенных в среднем приходится один сотрудник ФСИН. Это соответствует среднеевропейскому уровню и ниже, чем в Турции, которая занимает 2-е место после России по числу заключенных (там 1 сотрудник приходится на трех заключенных). При этом на всех уровнях ФСИН звучат жалобы на перегруженность и нехватку персонала, хотя в России тюремный персонал справляется со своими обязанностями по исправлению преступников несравнимо хуже, чем в Европе. ФСИН крайне болезненно реагирует на заявления о необходимости сокращения штата. Хотя очевидно, что в условиях ожидаемого уменьшения численности заключенных из-за снижения уровня преступности и декриминализации отдельных уголовных статей, сокращение штата тюремного ведомства неизбежно [ i-pso.ru ].
Бюджет на питание осужденных в ближайшие годы урежут. По данным ФСИН, если в 2015 году на питание заключенных выделялось 20,5 млрд руб., то к 2019 году эта цифра сократится до 15,2 млрд. Получается, что в прошлом году на питание одного заключенного в день приходилось 86 рублей, в этом году – 77 рублей, а в 2019 году будет уже 64 рубля. С учетом постоянного роста цен на продовольствие такое урезание может обернуться настоящей катастрофой. В этой связи ФСИН задумалась о создании собственных агрохолдингов для обеспечения заключенных продуктами.
В соответствии с рекомендациями НИИ питания Российской академии медицинских наук нормы питания должны обеспечивать для мужчин 2900–3000 килокалорий в сутки, а для женщин – 2600–2700 килокалорий. Как оказалось, сегодня тюремная пайка несколько превышает эту норму: в сутки мужчины получали в столовых казенных домов 3146 килокалорий, а женщины – 2910 килокалорий [rg.ru ].
Сколько съедают российские заключенные в год (в тоннах): хлеб – 130 490; крупа – 23 720; макароны – 7120; мясо – 21 350; рыба – 23 720; маргарин – 8300; масло растительное – 4700; молоко (миллилитров) – 35 500; сахар – 7100; соль – 4700; чай – 237; картофель – 118 000; лавровый лист – 24; овощи – 59 000; кисели сухие витаминизированные – 5300; фрукты сушенные – 2300 [ www.mk.ru ].
По данным Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) РФ, за последние 4 года к дисциплинарной ответственности было привлечено 749 судей, а 53 – к уголовной. В основном против них возбуждались дела за нарушения Правил дорожного движения, вынесение заведомо неправосудных решений и коррупционные преступления. Еще 88 судей были досрочно лишены полномочий за дисциплинарные проступки [ kommersant.ru ].
«Судьям стали чаще угрожать, в том числе в Интернете. В основном угрозам подвергаются судьи, рассматривающие уголовные дела, особенно в регионах со “сложной” обстановкой. Угрожают физической расправой и уничтожением имущества. Так, в 2013 году была 21 угроза, в 2014-м – 18, в 2015-м – 15, а за 11 месяцев 2016 года – уже 35. В 2016-м произошло уже 6 покушений на жизнь судей, в то время как в 2015-м их было всего два. Убийств судей в 2016 году было два», – заявил гендиректор Судебного департамента при Верховном суде Александр Гусев на IX Всероссийском съезде судей [ legal.report ].
За последние 6 лет следователи Следственного комитета (СК) РФ направили в суд более 50 тыс. уголовных дел о коррупции. Среди них преобладают дела о даче и получении взятки, мошенничестве, присвоении, растрате и злоупотреблении должностными полномочиями. Их фигурантами стали не только должностные лица различного уровня, но и более 3,6 тыс. лиц, обладающих особым правовым статусом, а это депутаты, судьи, адвокаты и другие категории.
«За девять месяцев 2016 года к ответственности привлечены 1114 лиц с особым правовым статусом, из них 565 – за коррупционные преступления», – сообщил и. о. руководителя управления процессуального контроля в сфере противодействия коррупции СК России Владимир Макаров. Наиболее сложной является процедура снятия иммунитета с судей, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации – на практике она может занимать до года. Тем не менее в прошлом году было возбуждено 14 уголовных дел в отношении судей, половина из них – коррупционной направленности [ rt.com ].
В суд направлены уголовные дела в отношении 427 лиц, обладающих особым правовым статусом, в том числе 27 следователей полиции и 21 следователя СК, четырех сотрудников наркоконтроля, 11 прокуроров, 42 адвокатов, 56 членов избирательных комиссий, 130 депутатов органов местного самоуправления, 116 глав муниципальных образований, 13 региональных депутатов и трое судей. Помимо этого было арестовано имущество обвиняемых на общую сумму 7 млрд. руб., а еще около 3 млрд были возмещены в ходе расследования [ interfax.ru ].
В последние годы наблюдается увеличение числа осужденных по коррупционным делам. Так, если в 2012 году их было 6014 человек, то к 2015 году – уже 11499. Такие данные приводит Судебный департамент при Верховном суде России. При этом значительная часть приговоров выносится за дачу взяток. В 2012 году по этой статье были осуждены около 2 тыс. человек, а в 2015 году – уже более 5 тыс. Число осужденных взяточников также постепенно растет: с 1435 – в 2012 году до 1702 – в 2015 году.
Основным наказанием за коррупцию, согласно данным судебной статистики, являются штрафы. К такой мере пресечения были приговорены более половины осужденных коррупционеров (в 2015 году – 6,2 тыс. человек). Вторым «по популярности» приговором является условное лишение свободы (в 2015 году – 2,7 тыс. человек). В то же время к реальному лишению свободы приговаривается лишь каждый восьмой коррупционер, хотя число таких осужденных утроилось за 2012–2015 годы – с 506 до 1564.
В конце декабря Президент РФ подписал федеральный закон № 436, усиливающий ответственность сотрудников правоохранительных органов за необоснованное преследование бизнеса. По данным Верховного суда России, количество осужденных за экономические преступления сократилось в 4 раза (с 8 тыс. – в 2010 году до 2 тыс. – в 2015 году). Из них более 60% осуждаются по этой категории за мошенничество. Реальный срок получил каждый четвертый предприниматель. При этом еще каждого четвертого суды освободили от уголовной ответственности или наказания [ aif.ru ].
В соответствии с обновленной ч. 1 ст. 229 УК РФ за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности теперь устанавливается максимальное наказание в виде 7 лет лишения свободы. Частью 2 этой статьи предусматривается от 5 до 10 лет за указанное деяние как в случае, если оно соединено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, так и в случае, если оно повлекло причинение крупного ущерба или иные тяжкие последствия. Аналогичный срок грозит в случае незаконного возбуждения уголовного дела, совершенного в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности, если указанное деяние повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба (более 1,5 млн руб.) – ч. 3 ст. 299 УК РФ [rapsinews.ru ].
Впрочем, с появлением нового состава преступления порочная практика возбуждения заказных уголовных дел, если все ограничится лишь принятием этих поправок, не прекратится. Дело в том, что конструкция объективной стороны предлагаемого состава преступления, требующая обязательного установления цели воспрепятствования предпринимательской деятельности либо наличия корыстной или иной личной заинтересованности, превращает данный состав в так называемую «мертвую» норму. Доказать подобную цель практически невозможно.
Косвенным подтверждением тому является статистика осуждения следователей и дознавателей за привлечение заведомо невиновных к уголовной ответственности (ч. 1 и ч. 2 ст. 299 УК РФ), где основная проблема так же заключается в трудностях доказывания факта осознания следователем (дознавателем) незаконности своих действий. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за 2010-й и 6 месяцев 2016-го по данной статье было осуждено в общей сложности 15 человек
Действующий УК РФ и так позволяет привлечь следователей (дознавателей) за незаконное возбуждение уголовного дела по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Практика Верховного суда РФ подтверждает, что незаконное привлечение заведомо невиновного лица к уголовной ответственности относится к разновидности превышения, а не злоупотребления должностными полномочиями (см кассационное определение Верховного суда РФ от 18.09.2008 № 5-о08-167) [ legal.report ].
Остается добавить, что в ноябре Пленум Верховного суда РФ принял постановление № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности». Согласно ему, дела о мошенничестве, присвоении или растрате, причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием возбуждаются только по заявлению потерпевшего. Речь идет о случаях, когда эти преступления совершены в связи с предпринимательской или иной экономической деятельностью (за некоторыми исключениями). При отсутствии обстоятельств, перечисленных в УПК РФ, заключать под стражу подозреваемых и обвиняемых по экономическим преступлениям запрещено. Но и при наличии данных обстоятельств суд обязан в каждом случае обсуждать возможность применения более мягкой меры пресечения. Само содержание осужденного под стражей до постановления приговора не может предопределять назначение ему реального лишения свободы. В целях освобождения от уголовной ответственности ущерб может быть возмещен не только самим преступником, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами, а в определенных случаях – организацией [ konkurent.ru ].
В конце прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект о праве суда принимать решение об отсрочке отбывания наказания для беременных женщин, женщин с детьми, не достигшими 14 лет, а также для мужчин, самостоятельно воспитывающих ребенка. Сейчас УК РФ разрешает отсрочить реальное отбывание наказания до исполнения ребенку 14 лет беременным осужденным, женщинам с ребенком младше 14 лет и мужчинам, воспитывающим ребенка самостоятельно [ zona.media ].
Тогда же в первом чтении был принят законопроект, вводящий новую меру пресечения – «запрет определенных действий». Согласно ст. 106.1 УПК РФ, обвиняемому (подозреваемому) могут запретить в определенное время покидать жилое помещение, в котором он живет, находиться в определенных местах, общаться с определенными людьми, отправлять и получать почтово-телеграфные отправления, пользоваться средствами связи и Интернетом и «совершать иные действия, не связанные с изоляцией в жилище». Судья может установить как все указанные запреты, так и некоторые из них. День в СИЗО будет приравниваться к трем дням запрета определенных действий. Если суд установит в этой мере и запрет на выход из жилого помещения в определенное время – к двум дням. Такую меру пресечения подследственному могут назначить на весь срок предварительного расследования или судебного разбирательства, однако он не должен превышать период, кратный допустимому сроку содержания в СИЗО по данному уголовному делу. Депутаты также предлагают поправки в ст. 107 УПК (домашний арест) об исключении возможности частичной изоляции подследственного. Домашний арест без запрета на выход из жилища нельзя будет приравнивать к заключению под стражу. Помимо этого, ст. 106 УПК (залог) хотят дополнить ч. 3.1, которая позволит судьям устанавливать обязательства подозреваемого (обвиняемого) по соблюдению определенных запретов. В случае их нарушения залог будет изъят в пользу государства [ zona.media ].
Как заявил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев на IX Всероссийском съезде судей, за последние пять лет ежегодно примерно четверть подсудимых освобождается судом от уголовной ответственности. На 42% сократилось количество осужденных на реальный срок – с 312 тыс. человек в 2006 году до 219 тыс. На 80% снизилось и количество обвиняемых, которых во время следствия брали под стражу. В результате было ликвидировано 36 исправительных колоний, 35 воспитательных колоний и 8 СИЗО. За прошедшее время было почти 200 поправок в УК РФ. Однако сохраняются достаточные правовые условия для дальнейшей гуманизации уголовного законодательства. Речь идет о введении уголовного проступка, который позволит исключить некоторые составы из числа уголовно наказуемых деяний, сохранив за их совершение такие эффективные меры ответственности, как исправительные и принудительные работы, нехарактерные для Кодекса РФ об административных правонарушениях. За такой проступок не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, он не образует судимости, которая влечет существенные социальные ограничения. Необходимость этого шага продиктована тем, что за преступления небольшой степени тяжести перед судом впервые предстают 72% обвиняемых, а за преступления средней тяжести – более 71% [ kommersant.ru ].