Журнальный клуб Интелрос » Неволя » №47, 2015
Институт проблем современного общества, Куратор: Киюцина Ольга
Федеральная служба исполнения наказания уже несколько лет подряд проводит реформу пенитенциарной системы. Однако позитивных результатов этой реформы до сих пор не видно, несмотря на 6-кратное увеличение финансирования в период с 2003 по 2014 г.
Вероятно, столь неэффективная работа связана с неверным выбором ориентиров, а именно ориентация на европейские страны. То, что условия отбывания наказания в тюрьмах России хотелось бы приблизить к европейским стандартам, не оставляет сомнения. Однако видится разумным постановка более реалистичных задач, чем «построение пенитенциарной системы как в Норвегии», где в местах лишения свободы содержится всего 3,7 тыс. чел. (в 20 раз меньше чем в России) и уровень ВВП на душу населения в 7 раз выше среднероссийского.
Еще менее реалистичным выглядит приводимый ФСИН России тезис о том, что «в большинстве зарубежных стран соотношение численности тюремного персонала к содержащимся осужденным в среднем составляет 1 к 1» со ссылкой на данные Международного центра тюремных исследований (ICPS). Данная организация никогда не публиковала сравнительный анализ численности сотрудников тюремных ведомств разных стран. Более того, проведение такого анализа вряд ли возможно в силу различий в организационной структуре и системе управления тюрьмами. Если же вывод ФСИН о «среднем показателе» сделан в результате анализа по нескольким странам (в качестве примеров приводится Германия, Франция, Украина, Мексика, Индия, Бразилия и США), это свидетельствует о крайне низком уровне профессионализма. Проведение сравнения по столь разным странам с непонятными критериями выборки противоречит всем классическим научным канонам и свидетельствует о том, что содержание многочисленных институтов ФСИН является как минимум бесполезным.
При этом приводимые ФСИН аргументы о необходимости сравнения с тюремными ведомствами других стран вполне логично. В связи с этим Институт проблем современного общества провел исследование международного опыта функционирования исправительных систем.
Анализ основывался на данных Международного центра тюремных исследований (ICPS). В целях обеспечения объективности для анализа были взяты несколько групп стран:
Суммарно на 27 стран этой группы приходится свыше 56% всех заключенных (табл. 1 приложения). В России содержится 7,6% от общего числа лиц, находящихся в местах лишения свободы по всему миру. В расчете на 100 тыс. населения приходится свыше 460 заключенных. По этим двум показателям в данной группе стран нас опережают только США, где также заметны диспропорции в развитии тюремной системы.
Если рассматривать 1-ю группу стран без США и России, то в среднем в расчете на 100 тыс. населения приходится 165 заключенных, это в 3 раза меньше, чем в России.
В среднем по этой группе стран (без учета России) в местах лишения свободы находится 98 человек в расчете на 100 тыс. населения (табл. 2 приложения), это в 4 раза меньше, чем в России. При этом в КНР, несмотря на значительно большую численность осужденных и примерно сопоставимую территорию, количество учреждений для содержания заключенных меньше – всего 700 (в России – 996), а численность заключенных на 100 тыс. чел. населения в 4 раза меньше, чем в России.
По сравнению с другими странами бывшего СССР в России средний показатель численности осужденных в расчете на 100 тыс. населения вдвое выше (табл. 3 приложения). Вряд ли можно сказать, что уровень преступности в странах бывшего Советского Союза сильно отличается от российского. Вероятно, большинство из этих стран просто реже использует заключение под стражу в качестве наказания, в том числе и потому, что не может позволить себе содержать чрезмерно большое число заключенных.
Сравнение с Казахстаном и Беларусью заслуживает особого внимания, так как эти страны вместе с Россией входят в Евразийский экономический союз.
Беларусь. Численность осужденных в расчете на 100 тыс. населения в Беларуси почти на 30% ниже, чем в России. По данным официальной статистики Республики Беларусь, за период с 2007 по 2014 г. количество осужденных в стране сократилась на 36% (в России за тот же период – на 23%).
По данным СМИ со ссылкой на документ «Общие сведения о деятельности Республики Беларусь в сфере исполнения наказаний и содержания под стражей», штатная численность сотрудников пенитенциарной системы Беларуси по состоянию на 1 мая 2013 г. составляла 7842 единицы, общая численность осужденных и граждан в учреждениях УИС Республики Беларусь оценивалась в 37 270 человек. Таким образом, в расчете на одного сотрудника приходится 5 заключенных (в России это соотношение составляет 1 к 2). При этом уровень рецидивной преступности в Беларуси ниже, чем в России. По данным МВД Республики, рецидив возвращения в места лишения свободы составляет порядка 50% (в России – около 60%).
Казахстан. Численность осужденных в расчете на 100 тыс. населения в Казахстане на 40% ниже, чем в России. По данным официальной статистики Республики Казахстан, за период с 2003 по 2014 г. количество осужденных в стране сократилось более чем в 2 раза (в России за тот же период – на 19%).
Выводы:
Табл. 1. Сравнение стран с населением более 10 млн чел. и ВВП на душу населения свыше 10 тыс. долл.
Находится в местах лишения свободы |
Места лишения свободы |
ВВП на душу населения, тыс. долл. (данные ООН, 2013) |
||||
чел. |
в расчете на 100 тыс. чел. населения |
доля в мире по числу заключенных |
коли- чество учреж- дений |
средняя вмести- мость, чел. |
||
США |
2 217 000 |
698 |
25,2% |
4575 |
485 |
52,4 |
Россия |
667 546 |
463 |
7,6% |
996 |
670 |
14,7 |
Бразилия |
607 730 |
301 |
6,9% |
1 482 |
410 |
11,2 |
Казахстан |
47 939 |
275 |
0,5% |
93 |
515 |
13,7 |
Тайвань |
63 108 |
269 |
0,7% |
49 |
1288 |
20,7 |
Чили |
42 829 |
240 |
0,5% |
103 |
416 |
15,7 |
Мексика |
256 941 |
214 |
2,9% |
387 |
664 |
10,3 |
Турция |
165 033 |
212 |
1,9% |
355 |
465 |
11,0 |
Польша |
76 145 |
198 |
0,9% |
215 |
354 |
13,8 |
Чехия |
20 071 |
191 |
0,2% |
35 |
573 |
19,5 |
Венесуэла |
51 256 |
166 |
0,6% |
32 |
1602 |
12,2 |
Малайзия |
49 200 |
161 |
0,6% |
47 |
1047 |
10,5 |
Саудовская Аравия |
47 000 |
161 |
0,5% |
116 |
405 |
26,0 |
Аргентина |
64 288 |
154 |
0,7% |
228 |
282 |
14,8 |
Австралия |
35 804 |
151 |
0,4% |
112 |
320 |
65,6 |
Великобритания |
85 743 |
148 |
1,0% |
122 |
703 |
42,4 |
Испания |
65 581 |
141 |
0,7% |
82 |
800 |
28,9 |
Португалия |
14 214 |
137 |
0,2% |
49 |
290 |
21,4 |
Греция |
13 147 |
120 |
0,1% |
33 |
398 |
21,7 |
Канада |
37864 |
106 |
0,4% |
234 |
162 |
52,3 |
Бельгия |
11 769 |
105 |
0,1% |
33 |
357 |
47,3 |
Республика Корея |
49 676 |
101 |
0,6% |
51 |
974 |
26,5 |
Франция |
66 761 |
100 |
0,8% |
190 |
351 |
42,3 |
Италия |
53 283 |
85 |
0,6% |
215 |
248 |
35,2 |
Германия |
61 872 |
76 |
0,7% |
185 |
334 |
45,1 |
Нидерланды |
12 638 |
75 |
0,1% |
77 |
164 |
50,9 |
Япония |
61 794 |
49 |
0,7% |
188 |
329 |
38,5 |
Итого |
4 946 232 |
288 |
56,2% |
10 284 |
481 |
|
без США и РФ |
2 061 686 |
165 |
23,4% |
4713 |
437 |
Табл. 2. Сравнение стран БРИКС
Находится в местах лишения свободы |
Места лишения свободы |
ВВП на душу населения, тыс. долл. (данные ООН, 2013) |
||||
чел. |
в расчете на 100 тыс. чел. населения |
доля в мире по числу заключенных |
коли- чество учреж- дений |
средняя вмести- мость, чел. |
||
Россия |
667 546 |
463 |
7,6% |
996 |
670 |
14,7 |
Бразилия |
607 730 |
301 |
6,9% |
1482 |
410 |
11,2 |
ЮАР |
159 241 |
292 |
1,8% |
231 |
689 |
7,0 |
КНР |
1 657 812 |
119 |
18,8% |
700 |
2368 |
6,6 |
Индия |
411 992 |
33 |
4,7% |
1391 |
296 |
1,5 |
Итого |
3 504 321 |
115 |
39,8% |
4800 |
730 |
|
без РФ |
2 836 775 |
98 |
32,2% |
3804 |
746 |
Табл.3. Сравнение стран бывшего СССР
Находится в местах лишения свободы |
Места лишения свободы |
ВВП на душу населения, тыс. долл. (данные ООН, 2013) |
||||
чел. |
в расчете на 100 тыс. чел. населения |
доля в мире по числу заключенных |
коли- чество учреж- дений |
средняя вмести- мость, чел. |
||
Россия |
667 546 |
463 |
7,6% |
996 |
670 |
14,7 |
Туркмения |
26 500 |
522 |
0,3% |
22 |
1205 |
8,0 |
Белоруссия |
31 700 |
335 |
0,4% |
34 |
932 |
7,7 |
Литва |
9261 |
315 |
0,1% |
15 |
617 |
15,4 |
Грузия |
10 493 |
281 |
0,1% |
14 |
750 |
3,7 |
Казахстан |
47 939 |
275 |
0,5% |
93 |
515 |
13,7 |
Латвия |
5280 |
264 |
0,1% |
12 |
440 |
15,1 |
Азербайджан |
20 669 |
218 |
0,2% |
53 |
390 |
7,8 |
Эстония |
2853 |
218 |
0,0% |
4 |
713 |
19,3 |
Молдавия |
7548 |
212 |
0,1% |
17 |
444 |
2,3 |
Украина |
71 220 |
195 |
0,8% |
148 |
481 |
4,0 |
Киргизия |
10 060 |
182 |
0,1% |
17 |
592 |
1,3 |
Узбекистан |
46 200 |
160 |
0,5% |
58 |
797 |
2,0 |
Армения |
3923 |
132 |
0,0% |
13 |
302 |
3,5 |
Таджикистан |
9317 |
121 |
0,1% |
22 |
424 |
1,0 |
Итого |
970 509 |
332 |
11,0% |
1518 |
639 |
|
без РФ |
302 963 |
207 |
3,4% |
522 |
580 |
|
без РФ и Прибалтики |
285 569 |
204 |
3,2% |
491 |
582 |
Комментарии по содержанию доклада можно получить по e-mail o.kiyutsina@yandex.ru