Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Неволя » №47, 2015

Сравнительная характеристика пенитенциарных систем России и других стран
Просмотров: 1199

Доклад

Институт проблем современного общества, Куратор: Киюцина Ольга

 

Федеральная служба исполнения наказания уже несколько лет подряд проводит реформу пенитенциарной системы. Однако позитивных результатов этой реформы до сих пор не видно, несмотря на 6-кратное увеличение финансирования в период с 2003 по 2014 г.

Вероятно, столь неэффективная работа связана с неверным выбором ориентиров, а именно ориентация на европейские страны. То, что условия отбывания наказания в тюрьмах России хотелось бы приблизить к европейским стандартам, не оставляет сомнения. Однако видится разумным постановка более реалистичных задач, чем «построение пенитенциарной системы как в Норвегии», где в местах лишения свободы содержится всего 3,7 тыс. чел. (в 20 раз меньше чем в России) и уровень ВВП на душу населения в 7 раз выше среднероссийского.

Еще менее реалистичным выглядит приводимый ФСИН России тезис о том, что «в большинстве зарубежных стран соотношение численности тюремного персонала к содержащимся осужденным в среднем составляет 1 к 1» со ссылкой на данные Международного центра тюремных исследований (ICPS). Данная организация никогда не публиковала сравнительный анализ численности сотрудников тюремных ведомств разных стран. Более того, проведение такого анализа вряд ли возможно в силу различий в организационной структуре и системе управления тюрьмами. Если же вывод ФСИН о «среднем показателе» сделан в результате анализа по нескольким странам (в качестве примеров приводится Германия, Франция, Украина, Мексика, Индия, Бразилия и США), это свидетельствует о крайне низком уровне профессионализма. Проведение сравнения по столь разным странам с непонятными критериями выборки противоречит всем классическим научным канонам и свидетельствует о том, что содержание многочисленных институтов ФСИН является как минимум бесполезным.

При этом приводимые ФСИН аргументы о необходимости сравнения с тюремными ведомствами других стран вполне логично. В связи с этим Институт проблем современного общества провел исследование международного опыта функционирования исправительных систем.

 

Анализ основывался на данных Международного центра тюремных исследований (ICPS). В целях обеспечения объективности для анализа были взяты несколько групп стран:

  • 1-я группа – страны с населением более 10 млн чел. и ВВП на душу населения свыше 10 тыс. долл. в год, т.е. страны с более-менее сопоставимыми объемами экономики и уровнем жизни населения.
  • 2-я группа – страны БРИКС, т.е. страны, проходящие сходный этап социально-экономических трансформаций в текущий момент.
  • 3-я группа – страны бывшего СССР, т.е. страны, в недалеком прошлом прошедшие сходные социально-экономические потрясения, оказавшие негативное влияние на уровень преступности.

 

1-я группа. Страны с сопоставимыми объемами экономики и уровнем жизни населения

Суммарно на 27 стран этой группы приходится свыше 56% всех заключенных (табл. 1 приложения). В России содержится 7,6% от общего числа лиц, находящихся в местах лишения свободы по всему миру. В расчете на 100 тыс. населения приходится свыше 460 заключенных. По этим двум показателям в данной группе стран нас опережают только США, где также заметны диспропорции в развитии тюремной системы.

 

Если рассматривать 1-ю группу стран без США и России, то в среднем в расчете на 100 тыс. населения приходится 165 заключенных, это в 3 раза меньше, чем в России.

 

2-я группа. Страны БРИКС

В среднем по этой группе стран (без учета России) в местах лишения свободы находится 98 человек в расчете на 100 тыс. населения (табл. 2 приложения), это в 4 раза меньше, чем в России. При этом в КНР, несмотря на значительно большую численность осужденных и примерно сопоставимую территорию, количество учреждений для содержания заключенных меньше – всего 700 (в России – 996), а численность заключенных на 100 тыс. чел. населения в 4 раза меньше, чем в России.

 

3-я группа. Страны бывшего СССР

По сравнению с другими странами бывшего СССР в России средний показатель численности осужденных в расчете на 100 тыс. населения вдвое выше (табл. 3 приложения). Вряд ли можно сказать, что уровень преступности в странах бывшего Советского Союза сильно отличается от российского. Вероятно, большинство из этих стран просто реже использует заключение под стражу в качестве наказания, в том числе и потому, что не может позволить себе содержать чрезмерно большое число заключенных.

 

Сравнение с Казахстаном и Беларусью заслуживает особого внимания, так как эти страны вместе с Россией входят в Евразийский экономический союз.

Беларусь. Численность осужденных в расчете на 100 тыс. населения в Беларуси почти на 30% ниже, чем в России. По данным официальной статистики Республики Беларусь, за период с 2007 по 2014 г. количество осужденных в стране сократилась на 36% (в России за тот же период – на 23%).

По данным СМИ со ссылкой на документ «Общие сведения о деятельности Республики Беларусь в сфере исполнения наказаний и содержания под стражей», штатная численность сотрудников пенитенциарной системы Беларуси по состоянию на 1 мая 2013 г. составляла 7842 единицы, общая численность осужденных и граждан в учреждениях УИС Республики Беларусь оценивалась в 37 270 человек. Таким образом, в расчете на одного сотрудника приходится 5 заключенных (в России это соотношение составляет 1 к 2). При этом уровень рецидивной преступности в Беларуси ниже, чем в России. По данным МВД Республики, рецидив возвращения в места лишения свободы составляет порядка 50% (в России – около 60%).

 

Казахстан. Численность осужденных в расчете на 100 тыс. населения в Казахстане на 40% ниже, чем в России. По данным официальной статистики Республики Казахстан, за период с 2003 по 2014 г. количество осужденных в стране сократилось более чем в 2 раза (в России за тот же период – на 19%).

 

Выводы:

  • Заключенных в России гораздо больше, чем в других странах с сопоставимым уровнем развития. Как с точки зрения общего количества, так и в расчете на 100 тыс. населения. Ни одна другая страна мира, кроме США, не может позволить себе содержать столько заключенных, сколько Россия.
  • Численность осужденных в России снижается гораздо медленнее, чем в соседних странах. Одной из причин является фактическая ликвидация института условно-досрочного освобождения. Из-за общего снижения преступности в стране число «новых» осужденных уменьшается, при этом лица, осужденные в предыдущие годы, не могут освободиться досрочно из-за препятствий, чинимых в большинстве исправительных учреждений.
  • При обосновании своего бюджета и численности ФСИН России ссылается на международный опыт, но делает это весьма выборочно, используя только те факты, которые выгодны с точки зрения сохранения объемов финансирования. Одним из основных аргументов является необходимость «большого количества обслуживающего персонала в расчете на 1 осужденного». При этом ФСИН даже не пытается оспаривать гипотезу о намеренном сохранении высокой численности заключенных (в т.ч. за счет отказа от УДО) для сохранения штатной численности сотрудников.
  • Несмотря на все заявления о стремлении к гуманизации системы исполнения наказания и использовании опыта зарубежных стран, Россия все больше отдаляется от среднемировых показателей количества заключенных в расчете на 100 тыс. населения. Одновременно с этим растет уровень рецидивной преступности среди ранее отбывавших наказание лиц. Российская исправительная система в своем нынешнем состоянии не справляется со своей основной задачей – исправлением преступников и возвращением их к нормальной жизни.

 

 

Приложение

 

Табл. 1. Сравнение стран с населением более 10 млн чел. и ВВП на душу населения свыше 10 тыс. долл.

 

Находится в местах лишения свободы

Места лишения свободы

ВВП на душу населения, тыс. долл. (данные ООН, 2013)

чел.

в расчете на 100 тыс. чел. населения

доля в мире по числу заключенных

коли-

чество учреж-

дений

средняя вмести-

мость, чел.

 

США

2 217 000

698

25,2%

4575

485

52,4

Россия

667 546

463

7,6%

996

670

14,7

Бразилия

607 730

301

6,9%

1 482

410

11,2

Казахстан

47 939

275

0,5%

93

515

13,7

Тайвань

63 108

269

0,7%

49

1288

20,7

Чили

42 829

240

0,5%

103

416

15,7

Мексика

256 941

214

2,9%

387

664

10,3

Турция

165 033

212

1,9%

355

465

11,0

Польша

76 145

198

0,9%

215

354

13,8

Чехия

20 071

191

0,2%

35

573

19,5

Венесуэла

51 256

166

0,6%

32

1602

12,2

Малайзия

49 200

161

0,6%

47

1047

10,5

Саудовская Аравия

47 000

161

0,5%

116

405

26,0

Аргентина

64 288

154

0,7%

228

282

14,8

Австралия

35 804

151

0,4%

112

320

65,6

Великобритания

85 743

148

1,0%

122

703

42,4

Испания

65 581

141

0,7%

82

800

28,9

Португалия

14 214

137

0,2%

49

290

21,4

Греция

13 147

120

0,1%

33

398

21,7

Канада

37864

106

0,4%

234

162

52,3

Бельгия

11 769

105

0,1%

33

357

47,3

Республика Корея

49 676

101

0,6%

51

974

26,5

Франция

66 761

100

0,8%

190

351

42,3

Италия

53 283

85

0,6%

215

248

35,2

Германия

61 872

76

0,7%

185

334

45,1

Нидерланды

12 638

75

0,1%

77

164

50,9

Япония

61 794

49

0,7%

188

329

38,5

Итого

4 946 232

288

56,2%

10 284

481

 

без США и РФ

2 061 686

165

23,4%

4713

437

 

 

Табл. 2. Сравнение стран БРИКС

 

Находится в местах лишения свободы

Места лишения свободы

ВВП на душу населения, тыс. долл. (данные ООН, 2013)

чел.

в расчете на 100 тыс. чел. населения

доля в мире по числу заключенных

коли-

чество учреж-

дений

средняя вмести-

мость, чел.

 

Россия

667 546

463

7,6%

996

670

14,7

Бразилия

607 730

301

6,9%

1482

410

11,2

ЮАР

159 241

292

1,8%

231

689

7,0

КНР

1 657 812

119

18,8%

700

2368

6,6

Индия

411 992

33

4,7%

1391

296

1,5

Итого

3 504 321

115

39,8%

4800

730

 

без РФ

2 836 775

98

32,2%

3804

746

 

 

 

 

Табл.3. Сравнение стран бывшего СССР

 

Находится в местах лишения свободы

Места лишения свободы

ВВП на душу населения, тыс. долл. (данные ООН, 2013)

чел.

в расчете на 100 тыс. чел. населения

доля в мире по числу заключенных

коли-

чество учреж-

дений

средняя вмести-

мость, чел.

 

Россия

667 546

463

7,6%

996

670

14,7

Туркмения

26 500

522

0,3%

22

1205

8,0

Белоруссия

31 700

335

0,4%

34

932

7,7

Литва

9261

315

0,1%

15

617

15,4

Грузия

10 493

281

0,1%

14

750

3,7

Казахстан

47 939

275

0,5%

93

515

13,7

Латвия

5280

264

0,1%

12

440

15,1

Азербайджан

20 669

218

0,2%

53

390

7,8

Эстония

2853

218

0,0%

4

713

19,3

Молдавия

7548

212

0,1%

17

444

2,3

Украина

71 220

195

0,8%

148

481

4,0

Киргизия

10 060

182

0,1%

17

592

1,3

Узбекистан

46 200

160

0,5%

58

797

2,0

Армения

3923

132

0,0%

13

302

3,5

Таджикистан

9317

121

0,1%

22

424

1,0

Итого

970 509

332

11,0%

1518

639

 

без РФ

302 963

207

3,4%

522

580

 

без РФ и Прибалтики

285 569

204

3,2%

491

582

 

 

 

 

Комментарии по содержанию доклада можно получить по e-mail o.kiyutsina@yandex.ru

Архив журнала
№53, 2017№52, 2017№51, 2017№50, 2016№49, 2016№48, 2016№47, 2015№46, 2015№45, 2015№44, 2015№43, 2015№42, 2015№41, 2014№40, 2014№39, 2014№38, 2014№36, 2014№35, 2013№34, 2013№33, 2013№32, 2013№31, 2012№30, 2012№29, 2012№28, 2012№27, 2011№26, 2011№25, 2011№24, 2011№23, 2010№22, 2010№21, 2010№20, 2009№19, 2009№18, 2008№17, 2008№16, 2008№15, 2008
Поддержите нас
Журналы клуба