Журнальный клуб Интелрос » Неволя » №15, 2008
Под злостным нарушителем режима закон понимает осужденного, допустившего хотя бы одно из нижеперечисленных нарушений, за которое он был наказан в виде водворения в ШИЗО или ПКТ (ЕПКТ):
– употребление спиртных напитков либо наркотических или психотропных средств (должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным с участием врача; полученные результаты приобщаются к материалам проверки по факту нарушения; употребление осужденными наркотиков является нарушением только в том случае, если данный факт имел место не по назначению врача);
– мелкое хулиганство (согласно ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, другие подобные действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Мелкое хулиганство может быть сопряжено с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, и в таком случае наступает более строгая ответственность);
– угроза представителям администрации ИУ (угрозы могут быть выражены как устно, так и письменно, а также через третьих лиц; в зависимости от характера и степени ее выраженности, реальности в отношении представителя администрации она может образовывать состав преступления, предусмотренного ст. 321 УК РФ – дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества);
– неповиновение представителям администрации ИУ (выражается в открытом, демонстративном отказе от исполнения законных требований, обращенных к осужденному);
– оскорбление представителей администрации ИУ при отсутствии признаков преступления (выражается в умышленном унижении чести и достоинства лиц, ее представляющих, их дискредитации, подрыве морального престижа; формы оскорблений могут быть устные (грубая брань, ругательства, обращение к лицу по кличке или прозвищу), письменные (в виде записок или писем аналогичного содержания), а также в виде неприличных телодвижений и жестов);
– изготовление запрещенных предметов (под изготовлением запрещенных предметов следует понимать любые действия, в результате которых были получены данные предметы без соответствующего на то разрешения);
– хранение запрещенных предметов (под хранением понимаются любые умышленные действия, связанные с нахождением запрещенных предметов во владении осужденного – при себе, в помещении, тайнике и других местах);
– передача запрещенных предметов (под передачей запрещенных предметов понимаются любые умышленные действия по их перемещению, независимо от способа и места осуществления этих действий);
– уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера (например, неявка без уважительной причины по вызову врача);
– уклонение от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии (например, самовольное приостановление лечебных процедур, нарушение больничного режима);
– мужеложство;
– лесбиянство;
– организация забастовок или иных групповых неповиновений (организатором признается осужденный, создавший группу из других осужденных, которая способствовала бы достижению цели – забастовки, вовлекающий в такую группу других осужденных, руководящий ее проведением);
– активное участие в забастовках или иных групповых неповиновениях, а равно участие в них;
– организация группировок осужденных, направленных на совершение вышеперечисленных нарушений, или активное участие в них (под группировкой понимается устойчивая группа из двух или более лиц);
– отказ от работы (не является отказом от работы болезнь осужденного, исключающая возможность выполнения трудоемкой работы, отсутствие спецодежды, инструмента и т. д.);
– прекращение работы без уважительных причин.
Кроме того, осужденный, совершивший в течение года повторно любое нарушение установленного порядка отбывания наказания (не из числа вышеперечисленных), если за каждое из этих нарушений он был подвергнут взысканию в виде водворения в ШИЗО, также может быть признан злостным нарушителем режима.
В соответствии со ст. 116 УИК РФ осужденный признается злостным нарушителем постановлением начальника ИУ по представлению администрации ИУ одновременно с наложением взыскания. Если же осужденный был наказан (водворен в ШИЗО, переведен в ПКТ и др.), но одновременно не был признан злостным нарушителем, то признать его таковым позже (вынести постановление) нельзя. Признание злостным нарушителем должно оформляться одновременно с наложением взыскания одним постановлением, с которым осужденный должен быть ознакомлен под роспись.
Осужденный считается злостным нарушителем порядка отбывания наказания в течение года со дня отбывания взыскания при условии, если с его стороны не будет нарушения, за которое он будет подвергнут новому взысканию.
Осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.
Тескст подготовлен вместе с Дмитрием Фоминым
Порядок этапирования регламентируется Инструкцией «О порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения» (утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1.12.2005 г. № 235 в ред. приказов Минюста РФ от 10.02.2006 г. № 20, от 25.09.2007 г. № 193). В этой статье вопросы, связанные с этапированием вследствие болезни не рассматриваются.
Этапирование (правильнее – направление осужденных к лишению свободы) для отбывания наказания в исправительные учреждения, их перевод в другие исправительные учреждения осуществляются на основании приговоров либо изменяющих их определений или постановлений судов, вступивших в законную силу.
Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией СИЗО извещения из суда о вступлении приговора в законную силу. Направление осужденных осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены. Осужденные, не имеющие места жительства, как правило, направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуждены (ч. 1 ст. 73 УИК РФ).
При реализации этого условия решается несколько задач: это и поддержание социально полезных связей осужденных, и более широкие возможности для связи с родными и близкими, и возможность привлечения общественности к ресоциализации осужденных. Территориальный принцип отбывания наказания создает возможности для улучшения организации производства в ИУ, бытовых условий и т. д.
Положение, согласно которому осужденные, как правило, отбывают наказание по месту жительства, ориентировано на более гуманное к ним отношение, обеспечение их прав на свидания с родственниками, успешную адаптацию в обществе после освобождения от наказания.
Отправка осужденных в исправительные учреждения на территории других субъектов Российской Федерации (по месту жительства) производится администрацией следственных изоляторов только после того, как через территориальные органы ФСИН России убедится в наличии исправительного учреждения соответствующего вида.
В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
С соблюдением перечисленных требований направляются в исправительные учреждения для отбывания оставшегося срока лишения свободы:
– осужденные, которые по приговору суда часть срока наказания отбыли в тюрьме;
– лица, переведенные в порядке поощрения из колоний особого режима в колонии строгого режима;
– осужденные, переведенные в соответствии с требованиями УИК РФ из воспитательных колоний либо из изолированных участков воспитательных колоний, функционирующих как исправительные колонии общего режима, в исправительные колонии общего режима;
– осужденные, которым судом изменен вид исправительного учреждения по другим основаниям, в том числе в связи с изменением законодательства.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с ФСИН России в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
В отдельные исправительные учреждения направляются осужденные – бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные.
Поскольку не во всех субъектах Российской Федерации имеются исправительные учреждения, предназначенные для отбывания наказания в них женщин и несовершеннолетних, то эти категории осужденных направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений. Как правило, они направляются в ближайший от их постоянного места жительства регион.
Ранее осужденные-иностранцы для отбывания наказания направлялись в специально отведенные для них учреждения. В настоящее время это положение УИК РФ отменено, и осужденные – иностранные граждане должны направляться для отбывания наказания по общим правилам. Отмена такой нормы полностью соответствует международным нормам, согласно которым деление осужденных на граждан и неграждан страны, где они осуждены, не предусмотрено.
Для ряда категорий осужденных в УИК РФ (ч. 4 ст. 73) определены особые правила их этапирования для отбывания наказания. К ним относятся:
– осужденные за преступления, предусмотренные ст. 126, ч.ч. 2 и 3 ст. 127.1, ст.ст. 205, 206, ч. 1 ст. 208, ст.ст. 209–211, 275, 277–279, 281, 317, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 360 УК РФ;
– осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
– осужденные к пожизненному лишению свободы;
– осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме;
– осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.
Эти категории осужденных направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определенных ФСИН России.
При этом лица, осужденные за преступления, предусмотренные вышеперечисленными статьями УК РФ, как правило, направляются для отбывания наказания в пределах того субъекта Российской Федерации, где они были осуждены. В случае невозможности содержания таких лиц по месту осуждения они направляются для отбывания наказания в другой субъект РФ по решению ФСИН России.
Осужденные, переведенные в тюрьму за нарушение установленного порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов, после отбытия установленного для них срока тюремного заключения направляются для отбывания оставшегося срока наказания в исправительное учреждение, в котором они содержались. При отсутствии такой возможности они могут быть направлены в иное исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, где они отбывали наказание до направления в тюрьму.
Направление и перевод осужденных – иностранных граждан и лиц без гражданства для дальнейшего отбывания наказания за пределы Российской Федерации, а также принятие из-за рубежа осужденных российских граждан осуществляются по решению суда в соответствии с международными договорами Российской Федерации либо письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности.
В соответствии со ст. 81 УИК РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в следующих случаях:
– в случае болезни осужденного;
– для обеспечения его личной безопасности;
– при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения;
– при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Если с первыми тремя случаями все понятно, то в последнем случае речь идет прежде всего о направлении осужденных в лесные колонии-поселения и переводах, связанных с просьбами родственников, которые проживают на территории других субъектов РФ. Эти вопросы решаются индивидуально с учетом всех факторов, обусловливающих необходимость такого перевода.
Перевод на основании заявлений осужденных, их родственников или законных представителей, а также по ходатайству заинтересованных лиц осуществляется только при наличии письменного согласия осужденного.
Хулиганство (ст. 213 УК РФ)
Тескст подготовлен вместе с Дмитрием Фоминым
1. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:
а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы
наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. (ч. 1 в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка,
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
Состоявшийся 15 ноября 2007 года Пленум Верховного Суда РФ (ВС РФ) принял Постановление «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных их хулиганских побуждений» и дал разъяснения по вопросам применения законодательства в этой части.
Разъяснены, в частности, особенности квалификации действий обвиняемых в совершении указанных преступлений, вопросы отграничения хулиганства от иных преступлений, совершенных из хулиганских побуждений. Также судам рекомендовано реагировать на обстоятельства, способствовавшие совершению этих преступлений, путем вынесения частных определений (постановлений).
Пленум дал следующее определение: уголовно наказуемым хулиганством может быть признано только такое грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, которое совершено с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
При этом, как разъяснил Пленум ВС РФ, при решении вопроса о наличии в действиях подсудимого грубого нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, судам следует учитывать целый ряд обстоятельств (способ, время, место их совершения, а также их интенсивность, продолжительность и др.). Такие действия могут быть совершены как в отношении конкретного человека, так и в отношении неопределенного круга лиц. Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним.
При этом в выносимых приговорах суды обязаны не просто указывать, что тот или иной подсудимый совершил грубое нарушение общественного порядка, а устанавливать, в чем конкретно оно выражалось, какие обстоятельства свидетельствовали о явном неуважении виновного к обществу.
Зачастую хулиганские действия сопровождаются применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (под такими предметами понимаются любые материальные объекты, которыми, исходя из их свойств, можно причинить вред здоровью человека). Под применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, как указал Пленум ВС РФ, следует понимать умышленные действия, направленные на использование лицом таких предметов как для физического, так и для психологического воздействия на потерпевшего, а также иные действия, свидетельствующие о намерении применить насилие посредством этого оружия или этих предметов.
Пленум ВС РФ разъяснил порядок квалификации хулиганства, совершенного группой лиц по предварительному сговору. Указано, что суды должны исходить из требований, предусмотренных ч. 2 ст. 35 УК РФ («Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления»). При решении вопроса о квалификации таких действий по ч. 2 ст. 213 УК РФ суды должны иметь в виду, что предварительная договоренность должна быть достигнута не только о совершении совместных хулиганских действий, но и о применении оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо о совершении таких действий по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы любым из соучастников. Для квалификации содеянного не имеет значения, всеми ли лицами, договорившимися о совершении такого преступления, применялись оружие или предметы, используемые в качестве оружия.
Зачастую лица, совершающие хулиганские действия, при задержании оказывают сопротивление представителю власти. Пленум ВС РФ разъяснил: под сопротивлением представителю власти или иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка, следует понимать умышленные действия лица по преодолению законных действий указанных лиц, а также действий других граждан, пресекающих нарушение общественного порядка (например, при задержании лица, совершающего хулиганство, его обезоруживании, удержании или воспрепятствовании иным способом продолжению хулиганских действий). При этом отмечено, что хулиганские действия, связанные с сопротивлением представителю власти, в ходе которого применено насилие, как неопасное, так и опасное для жизни и здоровья, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 213 УК РФ и соответствующей частью ст.ьи 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»).
Пленум ВС РФ отметил также, что судам следует отграничивать хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст. 213 УК РФ, от других преступлений, в том числе совершенных лицом из хулиганских побуждений, в зависимости от содержания и направленности его умысла, мотива, цели и обстоятельств совершенных им действий.
Под уголовно наказуемыми деяниями, совершенными из хулиганских побуждений, указано в постановлении, следует понимать умышленные действия, направленные против личности человека или его имущества, которые совершены без какого-либо повода или с использованием незначительного повода. При этом для правильного установления указанных побуждений в случае совершения виновным насильственных действий в ходе ссоры либо драки судам необходимо выяснять, кто явился их инициатором, не был ли конфликт спровоцирован для использования его в качестве повода к совершению противоправных действий. Если зачинщиком ссоры или драки явился потерпевший, а также в случае, когда поводом к конфликту послужило противоправное поведение потерпевшего, лицо не подлежит ответственности за совершение в отношении такого потерпевшего преступления из хулиганских побуждений.
Причинение вреда здоровью человека различной степени тяжести или совершение убийства по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы при отсутствии иных признаков преступления, предусмотренного ст.ьей 213 УК РФ, следует квалифицировать по соответствующим статьям, частям и пунктам УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности.
При этом, отмечено Пленумом ВС РФ, учитывая, что субъективная сторона хулиганства характеризуется прямым умыслом, оскорбления, побои, причинение вреда здоровью человека различной степени тяжести, совершенные в семье, в отношении родственников, знакомых лиц и вызванные личными неприязненными отношениями, неправильными действиями потерпевших и т. п., при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 213 УК РФ, должны квалифицироваться по статьям Особенной части УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности.
Разъяснено также, что умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенные из хулиганских побуждений и повлекшие причинение значительного ущерба, следует квалифицировать по ч. 2 ст. 167 УК РФ («Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия»).
При решении вопроса о том, причинен ли потерпевшему значительный ущерб, судам следует исходить из стоимости уничтоженного имущества или стоимости восстановления поврежденного имущества, значимости этого имущества для потерпевшего, а также материального положения потерпевшего.
Вандализм, отмечено в постановлении ВС РФ, совершенный по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, следует отличать от хулиганства, совершенного по тем же мотивам. При вандализме нарушается не только общественный порядок, но и причиняется вред имуществу путем осквернения зданий и иных сооружений, порчи имущества на транспорте или в иных общественных местах. В тех случаях, когда наряду с вандализмом (ст. 214 УК РФ) лицо совершает хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст. 213 УК РФ, содеянное следует квалифицировать по совокупности этих двух статей УК РФ.
Изменения, внесенные в УИК в 2007 году
В 2007 году в Уголовно-исполнительный кодекс РФ изменения и дополнения вносились шесть раз:
1. В связи с тем, что предприятия, существующие в пенитенциарных учреждениях, постепенно заменяются на центры трудовой адаптации, федеральным законом № 91-ФЗ от 6 июня 2007 г. внесены изменения в ст.ст. 103 и 141.
Ч. 1 ст. 103 изложена в следующей редакции: «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных».
В ч. 2 ст. 141 слово «предприятия» заменить словами «учебно-производственной (трудовой) мастерской» (речь идет о воспитательных учреждениях для несовершеннолетних).
2. 19 июля 2007 года федеральным законом № 142-ФЗ внесены изменения в ст. 73. Эти поправки касаются направления осужденных для отбывания наказания, а также осужденных – иностранных граждан.
Ч. 2 этой статьи изложена в следующей редакции: «При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения».
В ч. 3 этой статьи исключены слова «а также осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства». Это означает, что в российской пенитенциарной системе больше нет специализированных учреждений для иностранцев и они должны отбывать наказание вместе с осужденными – гражданами России.
3. 21 июля 2007 г. федеральным законом № 194-ФЗ внесены изменения в ст.ст. 108, 112 и 144. Эти поправки касаются получения осужденными образования.
Так, ч. 4 ст. 108 изложена в следующей редакции: «Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования». Основное отличие от предыдущей редакции заключается в том, что администрация исправительных учреждений теперь «обязана оказывать содействие», тогда как в предыдущей редакции указание на «обязанность» отсутствовало.
В новой редакции изложена и ч. 1 ст. 112. Теперь закреплено положение о том, что осужденные, не достигшие 30-летнего возраста, обязаны получать общее образование. В предыдущей редакции осужденные, не достигшие возраста 30 лет, обязаны были получать лишь основное общее образование.
4. В связи с образованием Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации федеральным законом № 214-ФЗ от 24 июля 2007 г. внесены изменения в ч. 1 ст. 77.1, которая изложена следующим образом: «При необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему руководителя специализированного следственного органа или его заместителя, руководителя территориального следственного органа по субъекту Российской Федерации следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) или его заместителя – на срок, не превышающий двух месяцев, с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или его заместителя, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) – на срок до трех месяцев, а также постановления дознавателя с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему прокурора или его заместителя – на срок, не превышающий двух месяцев, а с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя – на срок до трех месяцев».
5. 2 октября 2007 года федеральным законом № 225-ФЗ внесено изменение в ч. 2 ст. 31. Эта статья относится к осужденным к наказанию в виде штрафа. Из текста статьи исключены слова «и заключению судебного пристава-исполнителя». В настоящее время эта часть статьи звучит следующим образом: «В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству может рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет».
6. И наконец, 1 декабря 2007 года федеральным законом № 299-ФЗ внесены изменения в ст.ст. 135 и 138.
В ст. 135 «Особенности применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях» добавлена часть 4 следующего содержания: «Досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные в порядке меры поощрения производится не ранее чем по истечении трех месяцев отбывания наказания в строгих условиях при соблюдении требований, установленных ч. 4 ст. 114 настоящего Кодекса». По сути это означает, что для осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, добавлен еще один вид поощрения. Что касается упоминания ч. 4 ст. 114 УИК, то это означает, что досрочный перевод из строгих условий в обычные возможен в том случае, если у осужденного нет иных взысканий, полученных во время пребывания в строгих условиях.
Из ч. 2 ст. 138 («Должностные лица воспитательной колонии, применяющие меры поощрения и взыскания к осужденным») убрано положение, согласно которому начальник отряда в качестве поощрения мог предоставить осужденным разрешение на дополнительный телефонный разговор. Этот вид поощрения был излишен, так как в ч. 1 ст. 92 закреплено право осужденных по поддержанию контактов с родственниками и иными лицами в форме ведения телефонных разговоров, причем без ограничения их количества.