Журнальный клуб Интелрос » Неволя » №15, 2008
Архангельская область, к счастью, не избалована милицейским беспределом. Конечно, среднестатистический человек в погонах всегда остается человеком в погонах со всеми присущими ему наклонностями, но об Архангельске можно с уверенностью говорить, что здесь не встретишь повального применения пыток, выбивания показаний и прочего. Но и без исключений не обходится. Чаще всего нарушения в среде правоохранителей встречаются не в части гражданских взаимоотношений, а в части коррупции в самой системе и политической составляющей.
Взять хотя бы неразумное поведение региональной прокуратуры в делах мэра областного центра Александра Донского, когда прокуратура показала себя полностью зависимой от власти, реализуя так называемый административный ресурс, чтобы избавиться от неудобного мэра. Шоу с арестом мэра прогремело на всю страну, когда его выводили из дома в нижнем белье под вспышки фотокамер, а затем несколько часов возили по городу, заметая следы, дабы никто не узнал, в какой изолятор везут градоначальника.
Яркий пример административного подчинения – арест экс-губернатора Ненецкого автономного округа Алексея Баринова, которому инкриминировались махинации на прежнем месте работы. В конечном итоге Баринов был оправдан почти по всем статьям обвинения и отпущен на свободу. Однако задача-минимум выполнена – неудобный губернатор отстранен для последующего объединения округа и области в один субъект Федерации, ярым противником чего он являлся.
Цинизм общения власти и прокуратуры достиг апогея, когда губернатор области Киселев после опубликования нашумевшего видеоролика (где Киселев получает деньги и кладет их в конверт, используя два карандаша в качестве пинцета) вышел из прокуратуры и заявил, что приезжал поздравить прокурора области с днем рождения. А через час прокурор области дал пресс-конференцию, на которой заявил, что на пленке заметны следы монтажа по звуку.
Но это все большие, федерального уровня, политические игры. На местном же уровне наибольший интерес, с правовой точки зрения, вызывает дело теперь уже бывшего начальника УФСИН Игоря Болотина, которое длится уже не первый год и, кажется, подходит к концу.
Поселок Боры находится всего в нескольких километрах от Архангельска. Деревянными заборами трехметровой высоты, напоминающими заборы в колониях строгого режима, огорожены два больших участка земли. Здесь начиналось строительство дач Болотина и бывшего главы одного из архангельских округов. Официально участки оформлены на их родственников, жену и сына соответственно. Рядом третий участок – начальника отдела лесной промышленности УФСИН Андрея Савельева.
Трехметровые заборы возводились силами осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении № 7. Дом Болотина также начинали возводить они. Эти же люди в то же самое время официально трудились на территории своей колонии. По словам источника в УФСИН, заключенным была обещана своеобразная плата: условно-досрочное освобождение.
Во время строительных работ заключенным возили обеды из исправительной колонии № 1. Оттуда же поставлялись цемент и доски. Часть стройматериалов поставлялась из колонии № 7. По бумагам? все это добро шло на строительство комбината и ограждения в одной из колоний.
Болотин строил дачу исключительно из казенного материала. Из поселка Конвейер, где осужденные разбирают нежилые дома, в Боры привезли деревянный брус, из Катунина – аэродромные плиты, от бывших танковых боксов в самом поселке Боры начальнику УФСИН достались кирпичи. Колония № 7 услужливо предоставила технику.
О строительстве представители средств массовой информации узнали случайно. По иронии судьбы Болотин разместил свое строительство таким образом, что заборы в стиле а-ля зона мешали местным жителям свободно проходить к карьеру, где они брали питьевую воду. Жители немедленно пожаловались в газеты.
Но на пути трехметрового забора оказался еще и погреб и огород соседок, местных жительниц. Часть огорода по приказу Болотина просто сравняли трактором. Хозяйке предложили возместить ущерб, но та отправилась с заявлением к окружному главе администрации. Копии заявления, подписанные несколькими жителями деревни, были отправлены в прокуратуру области.
Дальше Болотину и его коллегам не повезло еще больше. Трое заключенных, занятых на строительстве дачи? совершили побег, однако задержаны были в течениt нескольких часов. На суде беглецы заявили, что не собирались уклонятся от дальнейшего отбывания наказания. По версии заключенных Владимира Афанасьева, Дениса Игнатюка и Василия Езынгова, целью ухода со стройплощадки было обращение в правоохранительные органы. Стоит отметить, что все они были осуждены за нетяжкие преступления и вскоре должны были выйти на свободу.
Обращения жителей, побег заключенных и атака средств массовой информации все же вынудили прокуратуру провести проверку. Вскоре были возбуждены уголовные дела в отношении троих тюремных начальников. Дела были возбуждены по фактам злоупотребления должностными полномочиями в отношении начальника управления УФСИН Игоря Болотина, начальника УГ-42/1 Шабана Дибраева, начальника УГ-42/7 Рахиба Абдуллаева.
Болотину и Дибраеву вменялось превышение полномочий в связи со строительством дачи, а Абдуллаеву – попытка скрыть побег троих осужденных.
Когда информация о заведенных уголовных делах стала публичной, из ближайшего окружения Болотина потекли слухи и рассказы. Например, одна из газет Архангельской области опубликовала воспоминания одного из сотрудников УФСИН о том, с чего началась вся «дачная история».
Идея строительства дачи в поселке Боры возникла во время отдыха руководства УФСИН на объекте № 9. Официально объект называется реабилитационным центром и находится на территории колонии в поселке Пирсы. Шикарное место: с русской баней, сауной, бильярдной, комнатами отдыха. Все дорого и с комфортом обставлено. Колонии объект обошелся, по слухам, в три миллиона рублей. Официально объект строился для реабилитации сотрудников. В один из визитов на трехмиллионный объект Болотин мечтательно вздохнул: эх, такую бы дачку! «И закрутилось-завертелось», как пишет газета «Правда Севера».
С землей проблем не возникло: бывший окружной глава Владимир Лангеман – друг заместителя начальника УФСИН Зиновия Загродского. Лангеман и сам решил строиться по соседству, возможно, рассчитывая на помощь тюремных начальников. Вторым соседом Болотина, как мы уже писали выше, стал начальник отдела лесной промышленности УФСИН Андрей Савельев. Савельев – земляк Болотина, оба из Самары. С Болотиным в архангельский УФСИН и другие сферы на высокие должности пришел не один земляк. Подтянулись на Север и родственники.
Уходил Болотин из системы исполнения наказаний неохотно. Сначала он заявил о своей отставке и даже подал рапорт, но затем его отозвал и, как будто ничего не произошло, вернулся к исполнению обязанностей начальника управления. Следствие в это время продолжалось. 12 февраля 2007 года прокуратура области внесла представление начальнику УФСИН по Северо-Западному федеральному округу, где был поставлен вопрос о несоответствии занимаемой должности начальника УФСИН по Архангельской области И.В. Болотина.
В результате проверок деятельности учреждений УФСИН были выявлены многочисленные нарушения бюджетного законодательства, касающиеся размещения государственного заказа: допускалось заключение договоров без предусмотренных за их неисполнение санкций, а также неэффективное использование бюджетных средств; имели место случаи финансирования учреждений, минуя счета, открытые в органах Федерального казначейства.
Говорят, что Болотин объяснял своим сотрудникам причину отзыва рапорта так: северо-западное начальство заставило, а потом он сам решил, что отзовет рапорт, поскольку ни в чем не виноват, и через полгода все устаканится.
Но 20 апреля судебным решением Болотин отстранен от занимаемой должности. Болотин пожаловался в вышестоящую судебную инстанцию. Кроме основного решения, Болотин не согласился с тем, что за время вынужденного безделья ему будут платить всего лишь пять минималок, посчитав, что имеет право на полное денежное содержание. Областной суд оставил решение районного в силе. Тем более что следствие инициировало эту процедуру из-за того, что Болотин оказывал давление на одного из осужденных, проходящего по делу в качестве свидетеля.
Никто не спорит, заключенные должны работать, но на благо государства, поскольку оно их содержит. Но, судя по всему, не всякий начальник способен устоять перед соблазном использовать подневольную рабсилу в своих целях. Говорят, что и ремонт в квартире Болотина сделан руками заключенных...
18 октября, указом Президента РФ Болотин был освобожден от занимаемой им должности. Сейчас он «кормящий» отец, находящийся в отпуске по уходу за ребенком.
В конце ноября 2007 года Болотину было предъявлено обвинение по фактам злоупотребления служебными полномочиями. Он обвиняется в том, что в 2005–2006 годах на земельных участках в поселке Боры по его указанию были организованы строительные работы с привлечением осужденных и использованием служебного транспорта без оплаты.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что предъявленное Болотину и иже с ним обвинение состоялось благодаря активной гражданской позиции отдельных представителей СМИ, которые на протяжении почти двух лет не оставляли без внимания эту тему и буквально заваливали прокуратуру области и руководство УФСИН вопросами. В результате начавшихся проверок в системе исполнения наказаний Архангельской области выявлены нарушения трудового законодательства, административные нарушения, заведено уже более десятка уголовных дел.
P.S. Болотин знакомится с материалами дела. В январе 2008 года прокуратура передала дело в суд. Дата рассмотрения пока неизвестна, но именно суду предстоит поставить точку в одном из самых громких коррупционных дел за последние годы.