Журнальный клуб Интелрос » Неволя » №25, 2011
В Гражданскую комиссию по правам человека Санкт-Петербурга обратился Н.Н. Егоров с жалобой на психиатра, обследовавшего его семилетнего сына Станислава. На предшкольном психиатрическом осмотре врач за «чрезмерную» любознательность поставил Станиславу диагноз «cиндром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) и порекомендовал «тормознуть его нервную систему» препаратом «сонапакс».
Станислав ходил в специальный детский садик из-за того, что он очень живой и подвижный ребенок. Персонал детского сада отнесся к нему с должным вниманием, и Станислав успешно справился с его программой. Он успешно прошел предшкольную медицинскую комиссию, однако из-за посещения коррекционного садика потребовалось и заключение психиатра.
Мать отвела Станислава на прием в амбулаторное отделение Центра восстановительного лечения (ЦВЛ) «Детская психиатрия». В кабинете психиатра Станислав проявил «излишнюю» любознательность – с интересом изучил и потрогал все находящиеся там предметы. При этом, по словам матери, ему никто и не запрещал это делать. Однако, несмотря на то что на все вопросы психиатра ребенок ответил верно, это послужило поводом к постановке ему (с одного осмотра!) диагноза СДВГ. Психиатр сказала, что с таким диагнозом Станислав со школьной программой не справится, предложила коррекционную школу. Также Станиславу был выписан «сонапакс» для того, чтобы «тормознуть его нервную систему».
Вообще-то препарат «сонапакс» применяется для лечения тяжелейших психических расстройств, таких как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, абстинентный синдром, выраженное психомоторное возбуждение. Естественно, препарат обладает целым букетом тяжелых побочных эффектов: обмороки, спутанность сознания, психомоторные нарушения, возбуждение, бессонница, галлюцинации, эмоциональные нарушения, нарушение терморегуляции, снижение судорожного порога, нарушение зрения, тошнота, рвота, бронхоспастический синдром, заложенность носа. Наверно, ни одному родителю не придет в голову разрушить физическое и психическое здоровье ребенка лишь для того, чтобы он был менее подвижным. Тем более что подвижность совершенно не мешает Станиславу в полном объеме усваивать необходимые знания.
Родители Станислава, Егоровы Николай и Ольга, считают назначение своему сыну «сонапакса» абсолютно незаконным и необоснованным. Гражданская комиссия по правам человека в этом разделяет их мнение. Данный случай показывает, что, несмотря на обратные утверждения, разрушительный диагноз-ярлык «СДВГ» ставится российским детям и для его лечения используются опасные для здоровья препараты.
В статье по материалам Международной гражданской комиссии по правам человека «Навязывание психиатрических препаратов детям. Разрушение работоспособной системы образования» [ http://www.child-drugging.ru/razr-s-o.htm – по состоянию сайта на 15.04.2011 г. ] приводятся примеры обычных средних школ Великобритании, Австралии, Канады, США и некоторых школ Мексики. Ощущение, что это клиники для душевнобольных, потому что дети там выстраиваются в очередь за ежедневной дозой стимулирующего препарата, применяемого и при СДВГ. Иногда и сами школьники незаконно торгуют наркотиками, продавая те самые препараты, которые им назначали для того, чтобы справиться с предполагаемыми трудностями в обучении. Гражданская комиссия по правам человека Санкт-Петербурга убеждена: недопустимо, чтобы подобная ситуация повторилась и в российских школах, поэтому мы помогли Н.Н. Егорову написать заявление в защиту прав его сына в Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга.