Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №122, 2013
Gottschall J. LITERA TURE, SCIENCE, AND A NEW HUMANITIES. — N.Y.: Palgrave Macmillan, 2008. — XVI, 217 p. — (Cognitive Studies in Literature and Performance).
Книга молодого американского литературоведа Джонатана Готшелла посвящена проблеме, которая уже успела стать привычной, — кризису гуманитарного знания, и в частности литературной теории. Однако, в отличие от многих других работ на эту тему, в этой книге не только констатируется кризис, но и предлагаются определенные пути решения задач, которые, по мнению автора, стоят перед современным литературоведением. Автор полагает, что общее решение заключается в придании гуманитарным дисциплинам большей научности, в приближении их к социальным или даже естественным наукам.
Суть кризиса, в котором находятся гуманитарные науки, по мнению автора, становится понятной, если сравнить их с более точными дисциплинами. Последние основаны на принципе «сужения поля возможностей» (с. 7), то есть на постепенном приближении к правильным ответам за счет отбрасывания возможных неправильных ответов. Этот принцип, по большому счету, в гуманитарных науках не работает: ученые здесь часто задают одни и те же вопросы, увеличивая количество ответов и обычно не имея возможности проверить, какие же из них являются верными. Очень часто все сводится к «вечным» вопросам, впервые заданным еще во времена Древней Греции (ответы на которые, впрочем, часто тоже не слишком отличаются от предложенных древними греками). Здесь нужно сделать уточнение, которое позволит избежать возможных недоразумений. Несмотря на то что в книге говорится о «гуманитарных науках» (humanities) или «литературоведении», на самом деле речь идет о более узкой дисциплине — литературной теории. Автор не касается вопросов истории литературы, и некоторые из описываемых им проблем не имеют к ней отношения. Объектами критики Готшелла являются, прежде всего, постмодернистские и постструктуралистские подходы. Автор полагает, что работы, принадлежащие к этим направлениям, написаны слишком сложным и запутанным языком, а идеи, которые в них излагаются, остаются при этом банальными и малоинтересными. Хуже всего, что такие работы подрывают саму идею позитивного знания и прогресса в науке. Распространение постструктуралистских теорий, не сопровождаемое продвижением в литературоведческих исследованиях, привело к тому, что литературовед в последнее время стал постоянным объектом насмешек в прессе, литературе и кино. Кризис литературоведения становится более очевидным на фоне прогресса современной технологии, не перестающей удивлять новыми изобретениями и открытиями.
Выход из этого кризиса, по мнению автора, состоит в заимствовании научного подхода. Этот ответ, на первый взгляд, может показаться не очень оригинальным: научность собственных исследований подчеркивали структуралисты, семиотики, нарратологи, некоторые психоаналитики, марксисты и др. Но, хотя они использовали научные теории и терминологию, всем им, по мнению Готшелла, не хватало главного — научного метода. Чтобы давать позитивные результаты, любая наука должна не ограничиваться качественными подходами, но также использовать количественные методы[1]. Идея важности количественных методов, в сущности, — основная в книге. Их применение является главной особенностью «новых гуманитарных наук», необходимость которых провозглашает автор в своей книге-манифесте. Именно они могут помочь определить, какие же из многочисленных теорий, предложенных теоретиками литературы, правильные, а какие — ошибочные. В качестве примера дисциплины, существенно выигравшей от использования количественных подходов, автор приводит социологию, которая до введения статистических методов была в приблизительно таком же неопределенном состоянии, как и современное литературоведение.
Как обычно доказываются гипотезы в литературоведении? Исследователи находят определенное количество примеров явления, существование которого они хотят подтвердить. Проблема такого подхода, по мнению Готшелла, в том, что, во-первых, исследователи в большинстве случаев склонны находить только «позитивные доказательства», то есть те примеры, которые подтверждают их теорию, а не опровергают ее. Во-вторых, та небольшая подборка примеров, которую исследователи обычно приводят, не может быть достаточным аргументом за или против определенной теории. Часто трудно сказать, что же подтверждают приведенные примеры — правило или исключения из правила. Единственное решение этой проблемы состоит в существенном увеличении количества примеров — именно на этом настаивает Готшелл. Нужно сделать исследования литературы более масштабными — только тогда мы сможем подтвердить или опровергнуть существующие теории и, возможно, увидеть новые закономерности в развитии литературы, обычно незаметные при изучении небольшого количества текстов. Вместе с тем, автор далек от «количественного радикализма» — он не отрицает важности качественных методов, рассматривая количественный и качественный методы как дополняющие друг друга.
Готшелл — не первый, кто высказывается в пользу количественных методов в литературоведении. Важные попытки применять их были и раньше. Многочисленные количественные исследования на пересечении литературоведения и психологии проводились представителями так называемого «эмпирического литературоведения»: Вилли ван Пиром, Дэвидом Мяллем, Доном Куикеном, Соней Зынгер и др.[2]Основной идеей этого направления, возникшего еще в конце 1980-х гг., была проверка определенных теорий (в частности, теории остранения Шкловского) с помощью психологических экспериментов. Похожий подход характерен для стилистики в ее британском варианте — в частности, для работ Кэтрин Эммотт или Майкла Тулана[3]. И все же наиболее продуктивными и оригинальными примерами количественных исследований представляются работы итальянского литературоведа Франко Моретти, в частности две его резонансные книги: «Атлас европейского романа 1800—1900» и «Графики, карты, деревья»[4]. На основе обширного материала Мо- ретти делает убедительные выводы об особенностях эволюции литературных произведений, их повествовательной структуре, закономерностях их распространения.
Хотя количественный метод — самая важная составляющая «новой гуманитарной науки», но все же не единственная. Другое необходимое условие, по мнению автора, — это использование гуманитариями правильной теории. Такой теорией, которая должна стать фундаментом нового литературоведения, является эволюционная психология. Центральная гипотеза этого направления, получившего признание в 1990-х гг., состоит в том, что человеческий мозг следует изучать с точки зрения эволюционных процессов, так как именно они привели к тому, что мозг является таким, какой он есть. По мнению эволюционных психологов — Леды Космидес, Джона Туби, Дэвида Басса[5] и других, — множество когнитивных механизмов, призванных улучшить приспособленность человека к окружающей среде, до сих пор активно работают, влияя не только на физиологические, но и на культурные аспекты нашей жизни. Другими словами, если имеет место какой- либо психологический феномен (например, страх змей, мужская ревность или удовольствие от калорийной пищи), то это значит, что он в некотором смысле выгоден для человека или же был выгоден на определенном этапе его эволюции. Использовать эволюционную психологию в литературоведческих исследованиях начал уже в середине 1990-х гг. Джозеф Кэрролл. В 2000-х гг. этот подход получил распространение и приобрел сторонников[6], одним из которых и является автор рецензируемой работы. Некоторые из последователей этого подхода называют себя «литературными дарвинистами», а само направление — «литературным дарвинизмом»[7], другие же выступают против такого самоназвания, предлагая термин «эвокритика»[8]. Кроме того, представителей этого направления можно разделить на тех, которые поддерживают эволюционную теорию, используя при этом традиционные качественные методы, и новаторов, занимающихся преимущественно количественными исследованиями. Суть эволюционного подхода к литературе состоит в попытке показать, что действия некоторых персонажей в произведении (обычно рассматривается именно тематический, а не формальный пласт текста) мотивированы потребностью в адаптации. К примеру, Готшелл в другой своей книге — «Уничтожение Трои»[9] — доказывает, что причиной Троянской войны стало неравномерное распределение женщин между мужчинами в обществе и, соответственно, попытка компенсировать недостаток женщин за счет получения их силой. На основании анализа, опирающегося на эволюционный подход, обычно делается вывод, что: а) текст отображает особенности социального (или, скорее, экологического) устройства своего времени и/или б) текст является моделью для подражания, призванной укрепить в обществе определенный тип поведения, выгодный с точки зрения адаптации.
Хотя Готшелл позиционирует количественный метод и эволюционную теорию как две необходимые составляющие нового подхода в гуманитарных науках, все же представляется, что они совсем не обязательно должны сопутствовать друг другу. Однако перед тем, как попытаться оценить эти два основных нововведения, стоит сказать несколько слов о собственно исследовательской части книги. Описанные выше идеи высказаны в первой, «манифестной» части. Вторая же состоит из четырех исследований, призванных продемонстрировать правильность и целесообразность утверждаемых принципов. Эти исследования схожи как методом, так и материалом, поэтому для примера приведем только одно из них.
В разделе «Романтическая любовь: литературная универсалия?» Готшелл предлагает рассмотреть, насколько широко распространено понятие романтической любви. По мнению автора, вопрос явно не лишен смысла, поскольку в гуманитарных исследованиях традиционным уже успел стать ответ, что романтическая любовь — явление, имеющее культурное происхождение, и что она отсутствует во многих культурах. Для того чтобы проверить этот тезис, автор решает проанализировать сказки разных народов мира, при этом использовав как можно большее количество текстов. В основе этого анализа лежит следующее предположение: если удастся показать, что романтическая любовь описана в большинстве из них, то тезис о сконструированности этого чувства будет опровергнут. Объем охваченного материала действительно непривычно велик для гуманитарных исследований: 75 сборников сказок. Для того чтобы определить, в скольких из них встречаются описания романтической любви, Готшелл выбрал около сорока слов и словосочетаний, обычно встречающихся в описаниях этого чувства (такие как «невеста», «любовь», «страсть», «жених» и т. д.), после чего с помощью компьютера выделил все случаи использования этих слов в исследуемых сборниках. Чтобы выяснить, в каких из них эти слова использованы в смысле, действительно имеющем что-нибудь общее с любовью, нужно понять контекст их употребления, и поэтому Готшелл воспользовался помощью 18 «кодировщиков» (coders) — студентов, которые читали необходимые сказки и решали, соответствует ли описание некоторого чувства в сказке определенным критериям понятия «романтической любви». Причем каждую из сказок читало несколько «кодировщиков», и вывод в пользу того, что описывается действительно любовь, делался лишь в том случае, когда все они, независимо друг от друга, приходили к такому заключению. Общий результат показал, что в большинстве сборников действительно упоминается романтическая любовь (Готшелл приводит статистические данные), хотя, что интересно, этому чувству могут даваться крайне различные оценки. На этом основании Готшелл делает вывод, что любовь — отнюдь не сконструированный феномен, а универсальное психологическое явление, функция которого, по-видимому, — повысить успешность продолжения рода.
Приведенное исследование является примером использования обоих важных для Готшелла принципов: в нем задействованы и количественные методы, и эволюционная теория. Тем не менее кажется, что оба эти принципа вовсе не обязательно должны идти рука об руку. Наверное, в некоторых случаях эволюционная психология действительно может помочь литературоведению (или же наоборот: литературоведение — эволюционной психологии), однако круг тем, охватываемых «литературными дарвинистами», довольно узок. Обычно они показывают, что некоторое явление, описанное в литературном произведении, способствует адаптации, то есть сводится к узкому набору заданий: выживанию, спариванию, выращиванию потомства и т. д. И хотя такие выводы редко можно опровергнуть, все же вряд ли они существенно увеличивают наши знания о культуре, и в частности о литературе.
А вот поле применения количественных методов в литературоведении представляется значительно более широким. В них нет ничего провокационного или радикально новаторского. Начать использовать количественный метод следовало уже давно, и трудно сказать, почему этот мощный инструмент так долго оставался без внимания. Одним из возможных объяснений является его трудоемкость. Одно — делать выводы на материале пяти—десяти текстов и совсем другое — на материале нескольких сотен. Правда, использование оцифрованных текстов, как показывает пример Готшелла, может существенно упростить эту задачу. Трудоемкость количественных исследований литературы (и, шире, культуры) — существенная преграда, однако это та цена, которую стоит заплатить за переход на принципиально новый уровень научной работы. Этот переход уже сделан лингвистикой, опережающей литературоведение на насколько шагов. Именно он помог превратить лингвистику в дисциплину, которая смогла существенно утвердить свой научный статус и начать сотрудничать с такими науками, как нейропсихология или генетика. Вполне возможно, что то же самое может произойти и в случае литературоведения. Более массивный, более неоднородный материал часто делает количественные литературоведческие исследования более сложными, чем лингвистические, однако хочется вместе с Готшеллом воспринимать это скорее как вызов, чем как причину отказаться от новых подходов.
Ответ на этот вызов представляется необходимым, и он будет вполне созвучен переменам, назревающим в современных гуманитарных науках. Во многих дисциплинах заметны сдвиги в сторону подходов, применяемых в естественных и точных науках. К ним можно причислить нейроэстетику, клиодинамику, системное музыковедение, некоторые направления в нарратологии[10], не говоря уже о лингвистике. Поэтому «сциентизация» литературоведения — не что-то исключительное, а, скорее, один из элементов более масштабного процесса обновления гуманитарных наук.
[1] Очевидно, что количественными подходами научный метод не исчерпывается. Скорее, имеется в виду, что использование квантитативного подхода — то, чем естественные и социальные науки (обозначаемые в английском языке словом «science» и воспринимаемые автором как более «научные») отличаются от наук гуманитарных («humanities»).
[2] См.: Peer W. van. Stylistics and Psychology: Investigations of Foregrounding. L.: Croom Helm, 1986; Directions in Empirical Literary Studies: In Honor of Willie van Peer / Ed. S. Zyn- gier, M. Bortolussi, A. Chesnokova, J. Auracher. Amsterdam: John Benjamins, 2008.
[3] См.: SanfordA., Emmott C. Mind, Brain and Narrative. Cambridge: Cambridge University Press, 2012; Toolan M. Narrative Progression in the Short Story: A Corpus Stylistic Approach. N.Y.; Amsterdam: John Benjamins, 2009.
[4] Moretti F. Atlas of the European Novel 1800—1900. L.; N.Y.: Verso, 1998; Idem. Graphs, Maps, Trees: Abstract Models for Literary History. L.; N.Y.: Verso, 2005.
[5] См.: ToobyJ., Cosmides L. The Psychological Foundations of Culture // The Adapted Mind: Evolutionary Psychology and the Generation of Culture / Ed. J. Barkov, L. Cosmides, J. Tooby. N.Y.; Oxford: Oxford University Press, 1992. P. 19—136; Buss D. Evolutionary Psychology: A New Paradigm for Psychological Science // Psychological Inquiry. 1995. Vol. 6. № 1. P. 1—30.
[6] См., например: Boyd B. On the Origin of Stories: Evolution, Cognition, and Fiction. Cambridge, MA; London: The Belknap Press of Harvard University Press, 2009; The Literary Animal: Evolution and the Nature of Narrative / Ed. J. Gottschall, D. S. Wilson. Evanston, IL: Northwestern University Press, 2005; Evolution, Literature, and Film: A Reader / Ed. B. Boyd, J. Carroll, J. Gottschall. N.Y.: Columbia University Press, 2010.
[7] См., например: CarrollJ. Literature and Evolutionary Psychology // The Handbook of Evolutionary Psychology / Ed. M. Buss. Hoboken, N.J.: Wiley, 2005. P. 931—952.
[8] См., например: Boyd B. For Evocriticism: Minds Shaped to be Reshaped // Critical Inquiry. 2012. № 38. P. 394—404.
[9] Gottschall J. The Rape of Troy: Evolution, Violence, and the World of Homer. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
[10] О нейроэстетике см.: Neuroaesthetics: Cognition and Neurobiology of Aesthetic Experience [Special Issue] / Ed. M. Nadal, M. Skov // Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts. 2013. Vol. 7. № 1. О клиодинамике см.: Turchin P. Historical Dynamics: Why States Rise and Fall. Princeton: Princeton University Press, 2003; Turchin P., Nefedov S. Secular Cycles. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2009. О системном музыковедении см.: Huron D. Sweet Anticipation: Music and the Psychology of Expectation. Cambridge, MA: MIT Press, 2006. О более точных подходах (в том числе основанных на эксперименте) в нарратологии см., например: Narrative Impact: Social and Cognitive Foundations / Ed. M. Green, J. Strange, T. Brock. Mahwah, N.J.; London: Lawrence Erlbaum, 2002; Bortolussi M, Dixon P. Psychonarrato- logy: Foundations for the Empirical Study of Literary Response. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.