Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №124, 2013
Политическую акцию сегодня трудно отличить от акции художественной, пикет — от перформанса, транспарант — от поэтического высказывания в духе дада или Мая 68-го, демонстрацию — от «монстрации». И наоборот, искусство, и особенно поэзия (что еще трудно было представить десятилетие назад), заметно политизируется. Политическое и эстетическое проникают друг в друга. Границы размываются. Но кто субъект этих процессов? Как он сконструирован? Кому адресованы его высказывания? Вокруг этих вопросов и строится этот блок. Открывается он статьей Кирилла Корчагина, в которой — на примере текстов Кирилла Медведева, Станислава Львовского, Антона Очирова и Эдуарда Лукоянова — рассматриваются разные модели политизации субъекта, а само политическое в современной поэтической практике осмысляется под углом теории Жака Рансьера. Размышления Евгении Сусловой о возможных точках сборки, сочленения поэтического и политического берут за основу, с одной стороны, предельно личный, экзистенциальный опыт, с другой — методологический треугольник «мысль — речь — действие», вне которого любая попытка такого сочленения обречена, с точки зрения автора, на провал. Павел Арсеньев, в свою очередь, обращается к лингвистическим моделям для прояснения механизмов субъективации; перформативные «жесты» Валерия Нугатова, Романа Осминкина и Евгении Сусловой он обсуждает в категориях прагматики, позволяющих эксплицировать социально обусловленную конкретную речевую ситуацию, в которой эти жесты производятся. В качестве контрапункта в блоке также представлена статья Павла Митенко, посвященная истории московского акционизма (от группы Э.Т.И. до Войны и Pussy Riot) и анализирующая этот феномен в контексте «политики сообщества» — низовых, внепартийных, самоорганизованных инициатив, ставящих под вопрос традиционное разделение политики и искусства.