Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №128, 2014
SILENCE, SCREEN, AND SPECTACLE: Rethinking Social Memory in the Age of Information and New Media / Eds. Lindsey A. Freeman, Benjamin Nienass, Rachel Daniell. — N.Y.; Oxford: Berghahn, 2014. — X, 249p. — (Remapping Social History.Vol. 14).
История развития исследований памяти (memory studies) приближается уже к своему столетию, если за точку отсчета принять выход в 1925 г. книги М. Хальбвакса «Социальные рамки памяти». Развитие это не было поступательным, для него была характерна прерывистость, чередование периодов активного взлета с периодами полной стагнации и забвения. «Мемориальный бум» последних 25— 30 лет является вторым «пиком» в истории этой научной области после подъема в первой трети ХХ в., когда оформились первые исследовательские программы и была сформулирована основная проблематика исследований памяти. Интересно, что эти «пики» совпадали с медийными революциями, коренным образом менявшими не просто формы коммуникации, а формы жизни людей в прошлом веке.
Ключевая для рецензируемой книги взаимосвязь памяти и медиа также начала осмысляться в самом начале становления исследований памяти. Так, сравнивая между собой раннюю работу М. Хальбвакса «Социальные рамки памяти» и опубликованный в 1950 г., уже после его трагической смерти, сборник поздних статей ученого под названием «Коллективная память», один из наиболее авторитетных и глубоких исследователей творчества М. Хальбвакса Жерар Намер говорит о наличии у французского социолога двух систем социологии памяти. В основе первой, изложенной в «Социальных рамках памяти», лежит идея соотношения памяти индивида и внешних рамок, которые для нее задают социальные группы. Вторая же, связанная с текстами «Коллективной памяти», сконцентрирована вокруг феномена социальной памяти, понимаемой как «поток памяти» (un courant de memoire), процесс «передачи памяти (ипе transmissionтёmorielle), которая не опирается на группу и поэтому не может быть названа памятью коллективной»[1]. «Потоки памяти» (или «потоки мысли») влияют на человека невидимым и неощутимым образом, подобно атмосферному давлению. Это — трансисторические образы и тексты, закрепленные в формах культуры. «Между памятью индивидуальной и памятью коллективной возникают отношения, которые можно было бы назвать на зиммелевский манер интеракцией. Виртуальные миры коллективных воспоминаний находятся в моей памяти. Именно моя память, действуя изнутри, следуя собственному выбору, идентифицирует себя с различными потоками циркулирующих в социальном пространстве воспоминаний. Индивидуальная память может свободно актуализировать тот или иной поток социальной памяти и идентифицировать себя с ним»[2].
Однако механизм функционирования и сущность этих «потоков мысли» и «потоков социальной памяти», состоящих из зафиксированных культурой систем значений, в силу фрагментарности высказываний Хальбвакса остался до конца не выясненным. Прояснить его может помочь обращение к культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.
В соответствии с идеями выдающегося российского психолога, память и мышление не содержатся в голове индивида, а «социально распределены» между агентами и культурными инструментами (к числу которых относятся разнообразные знаковые системы), опосредующими социально значимые значения и смыслы[3]. Поэтому социокультурная обусловленность высших психических функций, в том числе и памяти, подчеркивалась Выготским не менее решительно, чем школой Дюркгейма.
Ключевыми для этой школы являются понятия знака и опосредованного действия. Знак, пишет Выготский, «первоначально выступает <...> как средство социальной связи, как функция интерпсихическая; становясь затем средством овладения собственным поведением, он лишь переносит социальное отношение к субъекту внутрь личности. <...> История высших психических функций раскрывается здесь как история превращения средств социального поведения в средства индивидуально-психологической организации»[4]. Знаковые системы культуры, развиваясь исторически, управляют человеческим поведением и преобразуют его. Создание человеком искусственного знака, говорит Выготский, «есть поворотный момент в истории развития его памяти», «на место внутреннего развития становится развитие внешнее»[5]. С этого момента развитие памяти становится зависимым от социальной среды.
Таким образом, социология памяти Хальбвакса и культурно-историческая психология Выготского, сложившиеся практически одновременно и как бы взаимно дополняющие друг друга, раскрыли сущность медийных механизмов формирования коллективной памяти, социальной обусловленности индивидуальной памяти, а также взаимодействия личности и зафиксированных при помощи медийного инструментария культуры текстов социальной памяти.
Именно теоретическому осмыслению и конкретно-историческому анализу функционирования социальной памяти на новом витке развития медиа, в эпоху информационного взрыва и посвящен рецензируемый сборник — «Молчание, экран и спектакль: Переосмысление социальной памяти в эпоху информации и новых медиа». Его составители — Линдси Фримен, Бенджамин Ньенас и Рэйчел Даниэль — справедливо отмечают, что «новые технологии массовых коммуникаций и социальные медиа изменили характер нашей вовлеченности в настоящее и прошлое, возникли новые вызовы для этики памяти, так же как и для воспоминаний, однажды подвергшихся замалчиванию, возникли новые возможности проявиться или возродиться». Это означает, что вызов со стороны новых медиа «будет все более значимым для изучения социальной памяти и коммуникаций» (с. 3). Перефразируя известный тезис М. Маклюэна, можно сказать, что медиум — это не только сообщение, но и воспоминание. Медийные трансформации и революции всегда влекли за собой изменения и в форме «культур воспоминания». Так, например, известный антрополог Ж. Гуди выделил пять периодов процесса на пути «приручения неприрученной мысли»: 1) «этническая память» бесписьменных традиционных обществ; 2) развитие памяти от устной формы передачи к письменной на протяжении периода от первобытности до античности; 3) средневековый тип памяти как баланс устной и письменной ее форм; 4) прогресс письменной памяти с XVI в. до современности и 5) современный мемориальный бум.
Его периодизации предшествовала работа А. Леруа-Гуран, который также разделил историю коллективной памяти на пять периодов: 1) период устной передачи; 2) письменный период с использованием табличек и значков; 3) память, основанная на простых заметках; 4) механизированная память; 5) электронная память.
Можно приводить и другие примеры — из Ж. Ле Гоффа, Е. Эспозито и других авторов, предлагавших периодизацию истории мемориальных культур в зависимости от господствующего медиума. Елена Эспозито, например, называет современную постмодернистскую память «процедурной», а господствующей метафорой, описывающей данную мемориальную культуру, считает сеть, в которой информация не сохраняется, а воссоздается каждый раз заново на основе определенных заложенных в системе операций[6]. В современных исследованиях коллективной памяти общепринятым является тезис Астрид Эрль о том, что независимо от эпохи и типа медиа «как на индивидуальном, так и на коллективном уровне мы имеем дело с зависимостью памяти от медиа и с воплощенностью памяти в медиуме»[7].
Именно в этом направлении рассуждают и составители рецензируемого сборника. Они отмечают в Заключении, что «каждая новая технология приносит с собой новые методы и способы запоминания, привлечения внимания к прошлому и создания сообществ, осведомленных о нем, посредством виртуальных, цифровых, а также и воплощенных средств и практик», а «одним из самых драматических изменений социальной памяти в последние годы» называют «все возрастающую возможность разделять с другими и архивировать прошлое, как индивидуально, так и на коллективном уровне, посредством цифровых технологий» (с. 239).
Авторы сборника стремятся рассмотреть взаимодействие трех элементов — молчания, экрана и спектакля — как системообразующих по отношению к современной «культуре воспоминания» и формирующих социальную память сегодня. Сборник разделен на три раздела, в соответствии с тремя ключевыми понятиями; понятие «молчание» в общих чертах совпадает с понятием «забвение», два же других требуют более подробного комментария.
Влияние современных медийных, особенно экранных, технологий на коллективную память — одна из наиболее обсуждаемых тем как среди теоретиков медиа, так и среди занимающихся исследованиями памяти. Так, главный редактор журнала «Memory Studies» Эндрю Хоскинс, ссылаясь на концепцию Хальбвакса, утверждает, что «рамки памяти» сегодня самым фундаментальным образом опосредованы (mediated), пронизаны влиянием современных медиа. Телевидение (как господствующий медиум) вплетает фрагменты прошлого в настоящее; за счет непрерывного потока новостей и прямого эфира оно живет в вечном настоящем, мгновенностью, одновременностью. Глобальные медиа — своеобразная «черная дыра», «аттрактор», силой своей гравитации поглощающий память и историю своим полем «вечно-настоящего-реального-времени»[8]. Действительно, сегодня, как отмечается в Заключении сборника, «память проходит через большее, чем когда-либо прежде, количество медиа и коммуникативных платформ» (с. 239). Однако для авторов книги это повод говорить не о «коллапсе», а о специфике социальной памяти в такой ситуации.
Разговор об экране приводит нас к новой актуализации проблем «рамок памяти». Ведь экран и в силу своих медийных свойств, и просто как физически ограниченное прямоугольное пространство является «рамкой», «фреймом» памяти. В связи с этим вспоминаются слова известного теоретика медиа Льва Мановича об экране: «Экран отнюдь не является нейтральным средством представления информации. Он агрессивен. Он фильтрует, отсеивает, берет под контроль, делает несуществующим все, что находится за его рамками»[9]. Таким образом, экран становится совершенно адекватным медиумом для деборовского «спектакля».
Именно изучению феномена «экранизации отсутствия», представления средствами экранных технологий того, кого (или чего) уже нет, выведению на сцену ушедшей реальности посвящены три статьи второй части книги.
В статье Сесилии Сосы сравниваются две общественные кампании, проводившиеся в Аргентине и связанные с памятью о пропавших без вести в период военной диктатуры 1976—1983 гг. Первая кампания проводилась активистами еще в период диктатуры и заключалась в расклеивании по Буэнос-Айресу силуэтов человеческих тел, а вторая была проведена в «Фейсбуке» в 2010 г., в годовщину военного переворота 24 марта. Пользователи удалили свои изображения, оставив лишь силуэты в память о жертвах диктатуры. Так был создан «цифровой монумент» пропавшим без вести. Причем если первое «сообщество памяти» объединяло родственников жертв, то второе, созданное в «Фейсбуке», уже имело гораздо более широкий масштаб. В работе Лалива Меламеда рассматриваются израильские домашние фильмы, посвященные погибшим на военной службе членам семьи. Изначально предназначенные для домашнего просмотра и призванные сохранить память о любимых, эти фильмы затем используются на телевидении, приобретая уже иной контекст восприятия. Теперь это уже репрезентация павшего воина, гражданина, отдавшего жизнь за Родину. Особое внимание автор уделяет используемой в этих фильмах популярной или фольклорной музыке, которая сама превращается в важное «место памяти». Таким образом, преодолевается сфокусированность анализа кинопродукции как формы памяти исключительно на изображении. Самуэль Тобин рассматривает память, воплощенную в телесных практиках компьютерных игр. Телесные практики, сформированные в социальных пространствах видеоигр в жанре «аркада», популярных несколько десятилетий назад, воплотились затем в новые ритуалы и практики, связанные с современным поколением игровых устройств.
Ключевым компонентом методологической конструкции рецензируемого сборника является «спектакль». Понятие это заимствовано из книги Ги Дебора «Общество спектакля» (1967). Фактически целью всех представленных в сборнике работ является проверка на эвристическую ценность понятия «спектакль» для исследований памяти. Составители подчеркивают, что концепция Дебора для них — не инструкция для применения, а вдохновляющая идея.
Внимание авторов привлекает «презентистский» аспект определения спектакля. Одним из главных признаков спектакля как метафоры современного общества Дебор считает его одержимость настоящим моментом и неспособность заглянуть за пределы происходящего «здесь и сейчас». Отсюда — проблематизация забвения (молчания). Для спектакля существует только то, о чем он говорит и пока он об этом говорит; когда спектакль на три дня перестает говорить о чем-то, отмечает Дебор, это что-то как бы и не существовало. Здесь есть перекличка с Вальтером Беньямином, на идеи которого авторы сборника также опираются. Обеднение памяти и стандартизацию восприятия немецкий философ считал основными характеристиками современного общества. В таком случае память выступает как сила, направленная против генерируемой спектаклем амнезии, «память может помочь выстроить репозиторий для критики и политических изменений» (с. 2). Однако «контрпамять» тоже «спектакулярна», она создает свой «контрспектакль», в котором происходит использование инструментов спектакля против него самого. Сложность борьбы со «спектакулярностью» современного мира, по Дебору, состоит в том, что для этой борьбы приходится использовать средства самого спектакля. Однако современные технологии открывают перед человеком больше технических возможностей для этого, обеспечивая очень широкий доступ к информации, а также предоставляют ему эффективные средства для производства и распространения ее по всему миру.
Причем «спектакли» памяти современного глобального мира тоже могут быть глобальными. Современные средства коммуникации делают возможным одновременное воспоминание и переживание определенного события прошлого в глобальном масштабе. Сегодня часто ведутся дискуссии о том, насколько возможно возникновение «глобальной» («космополитической») памяти, однако пока единственным «местом памяти», бесспорно претендующим на глобальное признание, является лишь Холокост.
Статьи первого раздела сборника как раз и посвящены различным формам «спектаклей», репрезентирующих травматическую память. Это — анализ трех примеров мемориального «театра жестокости». Статья Ами Содаро посвящена музею тоталитарных режимов, правивших на территории Венгрии в ХХ в., — будапештскому Дому террора. В работе показано, как и почему этот проект быстро превратился в политический инструмент правых политических сил. Музей, отмечает автор, буквально бомбардирует зрителя памятью определенного рода, оказывая на него сильное эмоциональное воздействие. Происходящий в нем «спектакль» памяти (при минимальном использовании текста основная нагрузка падает здесь на изображения и звуки) автор называет «принесением информации в жертву». Дом террора, по ее мнению, является не музеем, а тематическим парком, посвященным преступлениям коммунистического режима. Рэйчел Даниэль в статье «Делая видимым» рассматривает процесс музеефикации Манзанара — одного из американских лагерей, построенных во время Второй мировой войны для содержания американских граждан японского происхождения. Автор анализирует «спектакль», который разворачивается перед посетителем музея, созданного государством в память о практике нарушения гражданских прав этим же государством ранее. Этот лагерь стал мемориалом в результате длительной борьбы местных активистов; в статье много внимания уделяется тому, какую информацию может получить посетитель о борьбе за превращение этого места в музей и о неоднозначности его восприятия. Таким образом, развивается идея «саморефлексивных музейных пространств», которые представляют зрителю процесс собственной му- зеефикации во всей его сложности, создавая тем самым связь прошлого с настоящим и будущим. Статья Наоми Энджел«Повседневность как спектакль» посвящена архивным фотографиям из индейских школ, создававшихся канадским правительством для «цивилизации» индейских детей; автор рассматривает их как «спектакль», то есть социальное отношение, опосредованное образами (по одному из определений Дебора). Она показывает многообразные возможности прочтения «сообщения» этих снимков и их функционирования в работе над примирением с коренным индейским населением в современной Канаде.
Высказывания о презентизме современной глобальной культуры, убивающем память, стали уже более или менее общепринятыми в современном гуманитарном дискурсе. Специфика рассматриваемого сборника заключается в том, что, говоря о пронизывающем современное общество презентизме спектакля, авторы в то же время не отказывают этому обществу в наличии у него коллективных форм памяти. Вместо этого они задаются вопросом о специфике присущей ему «культуры воспоминания». Ключевую роль в этой культуре играет экран. ХХ в. — трагическое столетие, накопившее огромный массив невербализуемого травматического опыта. Очень часто стремившаяся выразить себя боль сталкивалась не только с политическими запретами и умолчанием, но и с психологическим барьером сопротивления вербализации травмы. В связи с этим обращает на себя внимание феномен экрана, который стал новым средством выражения («экранирования») травматической памяти. «В современную эпоху, — пишут составители во Введении, — воспоминание оформляется не только при помощи традиционных способов коммеморации и скорби, таких как фестивали, памятники и мемориалы, но и при помощи видеоактивизма, социальных медиа и цифровых архивов» (с. 7). Новые формы памяти и коммуникационных технологий, как сказано в упоминавшейся статье Сесилии Сосы, работают «не только как "экраны", но и как коллективные интерфейсы и медиа для производства памяти» (там же).
Вошедшие в сборник статьи так или иначе затрагивают ключевые вопросы исследований памяти, к числу которых относятся проблемы сущности памяти как коллективного феномена, тесно связанные с «медийной» проблематикой, вопросы соотношения индивидуальной и коллективной памяти, памяти и забвения, манипулирования коллективной памятью и политики памяти.
Вопрос о медиа и осуществляемой с их помощью коммуникации играет важнейшую роль в современных дискуссиях об онтологическом статусе коллективной памяти. Тезис о коллективном характере памяти — центральный для исследований памяти. Именно он позволил ввести и развить такие понятия, как «социальная память», «публичная память» и «культурная память». Однако этот же тезис и породил самую принципиальную философско-методологическую дискуссию в рамках исследований памяти. В каком смысле можно говорить о существовании коллективной памяти? Существует ли такой объект реально или это только метафора для обозначения феномена влияния социального контекста на индивидуальные воспоминания? Вопрос, таким образом, выходит на классическую социолого-культурологическую дилемму реализма/номинализма[10]. Может ли коллективная память быть сведена к совокупности индивидуальных воспоминаний или ее следует рассматривать как надындивидуальную сущность?
Современная теоретическая социология исходит из того, что противопоставление социального (коллективного) и индивидуального непродуктивно. Социальное создается в индивидуальных действиях, а сами эти действия, в свою очередь, социально обусловлены. Таким образом, и коллективная память рассматривается сегодня не в «сильной версии» (Дж. Верч), предполагающей наличие некоего параллельного индивидуальному коллективного сознания (что было бы ближе к логике мышления Дюркгейма), а в медийно-коммуникативной перспективе. Коллективная память становится в таком случае результатом объединяющих ту или иную социальную общность актов коммуникации по поводу прошлого, в которых используются внеиндивидуальные медийные средства создания, хранения и передачи информации. Именно в этом направлении пролегает сегодня магистральная линия исследований памяти. Так, В. Канштайнер пишет: «Коллективные воспоминания возникают из общих коммуникаций, касающихся значения прошлого, которое укоренено в жизненных мирах индивидов, принимающих участие в совместной жизни соответствующих коллективов»[11]. Именно из этой медийно-коммуникативной перспективы исходят и составители обсуждаемого сборника, когда отмечают, что вслед за Авишаи Маргалит[12] они рассматривают социальную память «не как простой агрегат индивидуальных памятей», а как совокупность памятей, «которые требуют объединения "различных перспектив" посредством коммуникации» (с. 3).
Еще один важнейший постулат исследований памяти — положение о взаимосвязи памяти и забвения в культуре. Забвение как на индивидуальном, так и на коллективном уровне отнюдь не является дефектом, негативной стороной памяти. Напротив, нормальное функционирование памяти предполагает селекцию запоминаемого материала, отбор важного и вытеснение неактуального или болезненного опыта. Меморизация, фиксация определенной информации как значимой предполагает одновременное забвение другой информации. И наоборот, вытеснение одних элементов памяти из активного употребления в область забвения предполагает выдвижение на передний план и меморизацию других. Появление каждого нового набора воспоминаний сопряжено с формированием системы умолчаний, селекцией запоминаемого материала, отбором важного и вытеснением неактуального или болезненного опыта. Алейда Ассман, следующая во многом традиции Московско-тартуской школы, различает память как хранилище (Speichergedachtnis) и активную функциональную память(Funktionsgedacht nis), память как ars и память как vis. Функциональная память ориентирована на будущее, она связана с группой, имеет нормативный и селективный характер, тогда как память-хранилище — это резервуар для будущих функциональных памятей, источник творчества и всякого рода «ренессансов»[13]. Точно так же и во Введении к сборнику указывается: «Присущая памяти селективность означает, что для каждого нарратива, репрезентации, образа или звука, воскрешающих прошлое, есть другие, которые стали молчанием, — преднамеренно забытые, небрежно пропущенные или же просто проигнорированные» (с. 1).
Очевидно, что проблематика соотношения памяти и забвения приводит к вопросу о возможности целенаправленного воздействия на соотношение памяти и забвения в обществе, о пределах возможной манипуляции образами памяти, о субъектах, играющих в этом решающую роль. Традиционно дискуссия ведется здесь вокруг того, насколько всесильны в этом отношении политические элиты, в какой мере стратегии политики памяти, реализуемые государством, могут быть ограничены контрстратегиями других агентов мемориального пространства. При этом разговор так или иначе сводится к обсуждению концепции «изобретенных традиций», изложенной в известной одноименной книге под редакцией Э. Хобсбаума и Т. Рейнджера. В рецензируемой книге эти вопросы ставятся в контексте современных медиа и звучат так: «Что означает замалчивание прошлого в эпоху цифровых медиа? Продолжает ли молчание в значительной степени оставаться продуктом гегемонистских проектов или же оно сегодня является скорее побочным продуктом хаоса и разноголосицы дебатов о памяти, возникающих в результате подхода к прошлому под лозунгом общедоступности? Является ли молчание следствием многочисленности параллельно идущих спектаклей, слишком большого шума, или же молчание следует по-прежнему понимать как отсутствие или как подавление одного нарратива другим? Иначе говоря, является ли само по себе отсутствие единого нарратива молчанием? Следует ли рассматривать диверсификацию нарративов как вызов для контролируемой немногими подавляющей памяти? А если так, то как мы должны обсуждать сосуществование различных взглядов на прошлое в эпоху все возрастающей доступности и расширившихся возможностей хранения информации?» (с. 3).
Четыре главы последнего, третьего раздела рецензируемой книги сосредоточены вокруг этой темы молчания, стирания/восстановления информации в социальной памяти. В статье Тимоти Макмиллана «Помня о забвении» речь идет о практике коммеморации роли чернокожих рабов, участвовавших в строительстве и развитии Университета Северной Каролины. Николь Доер путем этнографического исследования рассказов выявляет умолчания и лакуны в нарративах памяти, влияющие на взаимоотношения левых европейских политических активистов — участников Европейского транснационального социального движения.Джоанна Михлик рассматривает сложные отношения польской национальной памяти с темой евреев и Холокоста, процессы проработки травматического опыта, создания лакун и умолчаний о болезненных аспектах этой истории. И наконец, в работе Сьюзан Пирс «1989 г. как "рефолюция" коллективной памяти»[14] рассматривается работа с памятью о событиях 1989 г. в семи странах Центральной и Восточной Европы, в которой умолчание и забвение также играют важную роль.
Что же касается «спектакля», то, учитывая расплывчатость этого понятия у Дебора (а также скорее художественный, нежели строго научный характер концепции французского философа), его эвристическая ценность и необходимость его введения в теоретический арсенал исследований памяти представляются сомнительными. Впрочем, как было сказано, и сами составители сборника подчеркивали, что использовали концепцию французского автора лишь как отправную точку, вдохновляющую их на поиск новых исследовательских горизонтов изучения новой глобальной «культуры воспоминаний», возникающей и трансформирующейся на наших глазах.
Авторам сборника удалось дать ряд прекрасных примеров исследования «способов, которыми прошлое рассказано, представлено, вынесено на экран, передано по радио и телевидению, помещено в "Фейсбуке" и представлено в "Твиттере", а также рефлективно и спектакулярно рассмотрено в новых контекстах» (с. 242). Эта книга — вдохновляющий пример поиска путей анализа глобальной «культуры воспоминания» современного мира, постоянно трансформирующейся вместе с новыми медиа.
[1] Namer G. Halbwachs et la memoire sociale. P.: L'Harmattan, 2000. P. 8.
[2] Ibid. P. 122.
[3] Wertsch J.V. Voices of Collective Remembering. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. P. 11, 26.
[4] Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. С. 442.
[5] Выготский Л.С, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 87, 91.
[6] Esposito E. Soziales Vergessen: Formen und Medien des Ge- dachtnisses der Gesellschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2002. S. 43.
[7] Erl lA. Kollektives Gedachtnis und Erinnerungskulturen: Eine Einfuhrung. Weimar: Metzler, 2011. S. 125.
[8] См.: Hoskins A. Television and the Collapse of Memory // Time and Society. 2004. № 1 (13). P. 109.
[9] Манович Л. Археология компьютерного экрана // Экранная культура: Теоретические проблемы: Сб. статей / Отв. ред. К.Э. Разлогов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. С. 57.
[10] Collected vs. collective memory — так обозначил эту проблему современный американский социолог Дж. Олик. См.: OlickJ.K. Collective Memory: The Two Cultures // Sociological Theory. 1999. № 17:3. P. 337—343.
[11] Kansteiner W. Finding Meaning in Memory: A Methodological Critique of Collective Memory Studies // History and Memory. 2002. № 41. P. 188.
[12] См.: Margalit A. The Ethics of Memory. Cambridge (MA): Harvard University Press, 2002.
[13] См.: Assmann A. Erinnerungsraume: Formen und Wandel des kulturellen Gedachtnisses. Munchen: C.H. Beck Verlag, 1999.
[14] «Refolution» — сочетание реформы и революции. Термин, предложенный в 1990 г. британским историком Тимоти Гартоном Эшем для описания ненасильственных форм трансформации коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы.