Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №139, 2016
Как, в силу какого опыта возникает литературное сообщество? Что связывает, удерживает людей вместе, отделяя их в то же время от общества как целого? Какие коммуникативные стратегии при этом задействуются? В чем особенность текстов, порождаемых этим особым типом общности? Таковы вопросы, которые обсуждают авторы этого блока. Статья Ивана Болдырева «Тайна и сообщество: место истории в “Элевсине”» представляет собой комментарий к стихотворению Г.В.Ф. Гегеля «Элевсин», написанному в 1796 году и посвященному Гёльдерлину. В этом стихотворении Гегель, с одной стороны, констатирует онтологическую несостоятельность языка, его неспособность передать высшее, сокровенное знание, а с другой — возвещает приход сообщества посвященных. Впервые в истории поэтический текст связывает критику языка с утопическим измерением коллективности. Для Гегеля эта связь имеет не только религиозно-философский, но и политический смысл. В статье Анны Глазовой «Ночное сообщество» на примере современных русскоязычных авторов (от Л. Аронзона до М. Гронаса и А. Цибули), наследующих европейским поэтам-модернистам, рассматривается поиск путей к созданию общности, основанной не на религиозных догматах, общей идеологии или эстетических принципах, а на свободе творчества и «одиноком отказе от одиночества». Путеводной нитью для А. Глазовой выступает высказывание О. Мандельштама: «Нет равенства, нет соперничества, есть сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия» («Утро акмеизма»). Та же проблематика коллективности, но уже сквозь призму работ Ж.-Л. Нанси и М. Бланшо, обсуждается в статье Игоря Гулина «Сообщества по ту сторону текста». В центре внимания автора — «затекстовое пространство» современной «сложной», новаторской прозы и поэзии, разворачивающееся вокруг (скрытой, с трудом выговариваемой) исторической травмы и предельно личного опыта взаимодействия с этой последней.