Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №140, 2016

Александр Скидан
От редактора

Андре Бретону приписывают фразу, вошедшую в цитатники сюрреализма и подозрительно напоминающую высказывание В.И. Ленина о кино: «Из всех искусств важнейшим для нас является террор». Даже если Бретон ничего подобно­го не говорил (а он говорил — достаточно вспомнить о пальбе из револьвера по толпе во «Втором манифесте сюрреализма»), эту фразу стоило ему приписать. В ней затронут нерв всех эстетических революций, их парадоксальной, (само)­убийственной устремленности к революции политической, социальной. Самоубийственной, прежде всего, постольку, поскольку в пределе эстетический ради­кализм ведет к упразднению искусства как автономной сферы, растворению его в жизнестроительстве, в формах самой жизни. Три статьи, представленные в этом блоке, на разных исторических примерах обращаются к этой узловой проблеме, пытаясь нащупать внутреннюю, имманентную логику, приводящую теоретиков и практиков авангарда к эстетическому террору, «террору остранения». Для Анатолия Рыкова такой парадигматической фигурой выступает теоретик футуризма и литератор Николай Пунин. В статье «Между консервативной ре­во­люцией и большевизмом. Тотальная эстетическая мобилизация Николая Пуни­­н­а» в центре внимания находится тоталитарная утопия раннего Пуни­на «Против цивилизации» (1918) и ее отголоски в позднейших работах русского искусствоведа. В исследовании Сергея Фокина «Бланшо, Нанси, Лаку-Лабарт: забвение, ожидание, предание» рассматриваются сложные взаимосвязи между творчеством Мориса Бланшо, одного из самых влиятельных литературных критиков и теоретиков современной Франции, и таким проявлением национализма во французской литературе, как антисемитизм. В частности, подробно обсуждается участие Бланшо в 1930-е годы в ультраправых французских изданиях. Наконец, в статье Дениса Иоффе «К вопросу о радикальной эстети­ке Второго русского авангарда. Поэтика Михаила Гробмана: живопись, жизнетворчество и кинический террор» представлен случай Михаила Гробмана, художника и поэ­та, образцово, по мнению автора, воплощающего в своей работе субверсивную программу авангарда, его установку на шок и брутальный жест.  

Александр Скидан

 



Другие статьи автора: Скидан Александр

Архив журнала
№164, 2020№165, 2020№166, 2020№167, 2021№168, 2021№169, 2021№170, 2021№171, 2021№172, 2021№163, 2020№162, 2020№161, 2020№159, 2019№160, 2019№158. 2019№156, 2019№157, 2019№155, 2019№154, 2018№153, 2018№152. 2018№151, 2018№150, 2018№149, 2018№148, 2017№147, 2017№146, 2017№145, 2017№144, 2017№143, 2017№142, 2017№141, 2016№140, 2016№139, 2016№138, 2016№137, 2016№136, 2015№135, 2015№134, 2015№133, 2015№132, 2015№131, 2015№130, 2014№129, 2014№128, 2014№127, 2014№126, 2014№125, 2014№124, 2013№123, 2013№122, 2013№121, 2013№120, 2013№119, 2013№118, 2012№117, 2012№116, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба