Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №132, 2015
1
Томас Роберт Мальтус (1766—1834) был первым теоретиком классической политической экономии, систематически обращавшимся в своих трудах к помощи мысленных экспериментов[1]. В первом издании трактата «Опыт о законе народонаселения» (1798), наряду с многочисленными контрфактическими рассуждениями во второй, пятой и пятнадцатой главах[2], центральное место в аргументации отводится мысленному эксперименту, занимающему всю десятую главу и имеющему форму reductio ad absurdum[3]. Значение, которое Мальтус придает этому мысленному эксперименту, становится очевидным, если учесть тот факт, что во всех шести последующих изданиях своего труда Мальтус слово в слово воспроизводит всю десятую главу, хотя объем эмпирических данных, приводимых им в доказательство своей теории народонаселения, растет от издания к изданию[4]. Для лучшего понимания содержащейся в мысленном эксперименте аргументации (прежде чем приступить к ее изложению и анализу) необходимо вкратце описать саму теорию народонаселения Томаса Мальтуса.
Антиутопический трактат Мальтуса направлен против ранних социалистических общественных утопий того времени, в частности против «Исследования о политической справедливости» Уильяма Годвина (1793). Мальтус пытается опровергнуть тезис Годвина о достижимости социального прогресса посредством перераспределения благосостояния и в силу зависящей от благосостояния органической и нравственной способности человека к самосовершенствованию, приводя один из центральных доводов тогдашней политической экономии: быстро растущему обществу, организованному на принципах равноправия, грозит крах вследствие перенаселения.
Обнаружение связи между ростом народонаселения и состоянием политических и социальных институтов спровоцировало в Англии XVIII столетия дискуссию об осуществимости социальных утопий. В то время как Роберт Уоллес и Джозеф Таунсенд в принципе отрицали такую возможность, отсылая к проблеме перенаселения[5], Уильям Годвин возражал им, приводя двойной довод. Во-первых, он указывал на тот факт, что в связи с обширностью незаселенных территорий на Земле опасность перенаселения возникнет лишь в очень далеком будущем. Во-вторых, Годвин, как и маркиз де Кондорсе, утверждал, что органическая и социальная способности человека к самосовершенствованию взаимосвязаны. Социальный прогресс, то есть вытеснение личного имущества коллективным, будет сопровождаться физическим и нравственным прогрессом по мере продления человеческой жизни (вплоть до бессмертия) и преодоления полового инстинкта вследствие прогрессирующего «одухотворения» жизни[6].
Тезису Годвина и Кондорсе о самосовершенствовании Мальтус противопоставляет свою «отрицательную физико-теологию»[7], в которой принцип Laissez-faire Адама Смита превращается в политику Laissez-mourir[8]. Для Мальтуса существует закон природы, регулирующий и уравновешивающий соотношение величин «народонаселение» и «продовольственная продукция». Взятые по отдельности, величины эти растут с разной скоростью: общее количество продовольствия, которым распоряжается человечество, растет лишь в «арифметической» прогрессии, а народонаселение увеличивается в геометрической — по причине непреодолимости полового инстинкта человека[9]. Из этой предпосылки Мальтус выводит свой lex naturae, согласно которому регулярно и неизбежно возникают различного рода «препятствия» росту народонаселения[10]. Так, с его точки зрения, «нищета и порочность» наиболее эффективно регулируют уровень народонаселения, «естественным образом» поражая именно бедных[11]. В сумме с другими напастями, такими, как голод и болезни, они уравновешивают соотношение мирового народонаселения с общим количеством продовольствия[12].
В этом природном законе Мальтус видит «непреодолимую преграду на пути совершенствования общества»[13]: социальное неравенство автоматически регулирует размер народонаселения и удерживает человечество на уровне «малоразвитого натурального хозяйства, служащего стабильным стимулом к добродетельной и самодостаточной жизни»[14]. С точки зрения отрицательной антропологии Мальтуса человек «инертен, ленив и отлынивает от работы до тех пор, пока нужда не заставит»[15]. Лишь необходимость постоянно удовлетворять половой инстинкт и потребность в питании (в сочетании с необходимостью бороться с нуждой и нищетой) заставляет человечество подняться до уровня цивилизации.
В поиске доказательств своего природного закона, суть которого — бесконечный круговорот следующих друг за другом фаз роста народонаселения, кризисов, вызванных регулирующими препятствиями, и спада роста народонаселения (гл. II—VII), Мальтус находит в истории человечества многочисленные примеры, говорящие в пользу этого движения по спирали. Ловко расправившись с историческими фактами и статистическими данными, Мальтус утверждает:
Не должен ли в таком случае внимательный наблюдатель истории человечества признать, что во всякий век и во всяком состоянии, в котором человек существовал или существует нынче, рост народонаселения вынужденно ограничивается средствами существования, что народонаселение непременно умножается, когда умножаются средства существования, и что высшие силы народонаселения подавляются и его численность сохраняется на уровне средств существования нищетой и порочностью?[16]
Однако чтобы окончательно опровергнуть тезис Годвина о самосовершенствовании и его представление о равенстве, Мальтус отбрасывает в сторону все принципы эмпирического доказательства и обращается в десятой главе к методу мысленного эксперимента[17]. Исходная точка эксперимента Мальтуса — контрфактическое положение, согласно которому утопическое общество, как его представлял себе Годвин, возможно, а цель этого эксперимента — шаг за шагом показать неизбежность (во всяком случае, с точки зрения Мальтуса) антиутопического развития этого общества. В ходе эксперимента Мальтус показывает, какие разрушительные последствия может иметь для социалистического общества проблема перенаселения.
Очевидно, что смена метода обусловлена ходом аргументации: чтобы усилить вес часто приводимого довода, согласно которому конструкция социалистического общества не выдержит постепенно нарастающего веса пере -населения и рухнет, Мальтусу нужно предположить то, что, согласно его теории, нереально в принципе, а именно — что перенаселение при определенных условиях возможно. Таким образом Мальтусу удается отослать новый мир Годвина в сферу несбыточного. Аргументация Мальтуса носит контрфактический характер, как он сам неоднократно подчеркивает: предпосылка существования равноправного общества необходима, чтобы показать внутренние противоречия этой утопии:
Система равенства, предлагаемая мистером Годвином… немногим отличается от грезы, красивого фантома воображения. Эти «великолепные дворцы» счастья и бессмертия, эти «величественные храмы» правды и добродетели развеются… когда мы пробудимся к действительной жизни и задумаемся над истинным, подлинным положением человека на Земле. <...> Но вообразим на мгновение, что прекрасная система равенства мистера Годвина претворилась в жизнь во всей своей полноте, и посмотрим, как быстро невзгоды подберутся к этому совершенному общественному устройству. <...> Мы пред положили, что общественная система мистера Годвина однажды вполне установилась. Но таким образом мы предположили невозможное[18].
Предвосхищая таким образом результаты мысленного эксперимента, автор с самого начала задает и направляет восприятие эксперимента читателем. Затем следует описание «ментальной организации опыта». Перед мысленным взором Мальтуса возникает контрфактическая Англия, которую он моделирует согласно эгалитарным принципам Уильяма Годвина:
Вообразим, что все основания для нищеты и порока исчезли с этого острова. Прекратились войны и раздоры. Опасных для здоровья лавок и фабрик не существует… Все люди равны. Труд, направленный на производство предметов роскоши, прекращен. Необходимый же труд на ниве сельского хозяйства полюбовно разделен между всеми[19].
В этой утопической Англии «половое общение» организованo на принципах «полнейшей свободы»[20]. Отмена института брака и всеобщее благосостояние привели бы к взрыву роста народонаселения. Согласно вычислениям Мальтуса, народонаселение годвиновской Англии удваивалось бы каждые 25 лет, то есть уже после первого цикла составило бы 14 миллионов человек[21]. Для обеспечения же всего народонаселения продовольствием потребовалось бы — так, во всяком случае, утверждает Мальтус — вспахать все плодоносные пажити.
Однако уже на втором цикле развития продовольствие, рассчитанное на 21 миллион человек, потребуется разделить на 28 миллионов[22]. В условиях роста народонаселения в геометрической прогрессии, под давлением голода и нищеты утопическое общество Годвина обнаруживает свою полную несостоятельность и постепенно теряет свою эгалитарную структуру. В итоге человечество возвращается к исходному общественному порядку и вновь вводит институты частной собственности и брака, отсутствовавшие в «экспериментальном» утопическом устройстве:
Следовательно, кажется весьма вероятным, что будет введено распределение собственности, не слишком отличное от того, что существует в цивилизованных государствах в настоящее время, — как лучшее, хотя и недостаточное средство против угнетающего общество зла. <…> Институт брака или, по крайней мере, какого-то открыто выражаемого или подразумеваемого обязательства обеспечивать своих детей, которое брал бы на себя каждый, кажется естественным следствием… в обществе, испытывающем те трудности, наличие которых мы предположили[23].
Так эксперимент «доказывает», что политические и социальные институты не являются первопричиной социально-экономических бедствий, как утверждают Годвин и Кондорсе, а суть лишь неизбежное следствие мальтусовского lex naturae, представляющего собой номологическое основание эксперимента. Наконец, эксперимент вскрывает противоречивость общественной теории Годвина, ее внутреннего порядка и схемы ее развития: идея социалистического общества, вынужденного вновь ввести частную собственность, противоречит сама себе.
По своей аргументационной структуре мысленный эксперимент Мальтуса — опровержение типа reductio ad absurdum. Понятием этим в логике обозначается такой способ опровержения какого-либо положения, который показывает неприемлемые следствия или противоречия («абсурдность»), вытекающие из исходного положения. Reductio ad absurdum может выполнять функцию косвенного (апагогического) доказательства в том случае, если тезис доказывается опровержением его прямой противоположности[24]. Показательным примером reductio ad absurdum служит, как правило, опровержение Галилео Галилеем аристотелевского закона падения в «Беседах и математических доказательствах, касающихся двух новых отраслей науки…» (1638). В качестве отправной точки Галилей контрфактически принимает гипотезу, что Аристотель прав, утверждая, что тяжелые объекты падают с большей скоростью, чем легкие. Затем он показывает, что, исходя из аристотелевской теории, скорость падения двух связанных друг с другом шаров, из которых один тяжелый, а другой легкий, должна была бы быть одновременно и выше, и ниже, чем скорость падения одного тяжелого шара. Доказывая таким образом наличие противоречия в этой теории, Галилей опровергает ее[25].
Однако схема reductio ad absurdum была известной формой аргументации задолго до своего применения в точных науках. Уже в платоновском «Государстве» (I, 338c—343a) эта структура появляется в связи с диалектическим методом[26]. Да и в повседневности использование ее — отнюдь не редкость, ибо reductio ad absurdum — одна из самых распространенных форм контрфактического мышления[27]. Контрфактические гипотезы — это гипотезы о неосу-
ществленных возможностях типа «если бы p, тогда было бы и q», где первая предпосылка, «если бы p», либо очевидно неверна, либо говорящим предполагается, что она неверна. Контрфактические размышления могут при этом принимать более или менее ярко выраженную художественную форму. В таком случае говорят о «контрфактических фантазиях»[28].
Как более сложный вид контрфактической фантазии, состоящей из нескольких наслаивающихся друг на друга контрфактических пластов, мысленный эксперимент Мальтуса — не классическая строгая форма доказательства reductio ad absurdum, а риторическая форма убеждения. Убедительность создается здесь не столько формально-логической структурой reductio ad absurdum, а в первую очередь с помощью нарративных и риторических стратегий.
Не случайно мысленный эксперимент Мальтуса напоминает философские романы Вольтера, задуманные как литературное опровержение тех или иных теорий. Например, рассказ последнего «Человек с сорока экю» (1768) — попытка опровергнуть экономическую теорию физиократов. Вольтер инсценирует художественный мир, в котором теория эта стала действительностью, с целью показать вытекающие из нее абсурдные следствия, доказывающие абсурдность исходных положений[29]. При этом речь идет не о косвенном доказательстве теории, противоположной опровергаемой концепции физиократов, а именно о риторическом опровержении теории, убеждающем в правильности итогов мысленного эксперимента. В ходе эксперимента опровергаемая теория обличается как сугубо художественный, воображаемый феномен[30].
Контрфактическая фантазия Мальтуса является отличным примером мысленного эксперимента, цель которого — спровоцировать обоснованное изменение убеждений читателя, а метод — подчеркнуть перформативную сторону эксперимента. Отчасти убедительная сила мысленного эксперимента основывается на применении именно этого риторического приема, благодаря которому мысленный эксперимент в истории науки зачастую позволял преодолеть косность привычек мышления и спровоцировать изменение точки зрения в эпистемологии[31]. Кроме того, эксперимент Мальтуса показывает, что именно в контрфактических фантазиях, в ходе осмысления заранее «неверного» постулата в художественной форме, риторически-нарративные приемы могут внести существенный вклад в повышение степени убедительности всего эксперимента. Определенные формальной структурой reductio ad absurdum, приемы эти у Мальтуса обуздывают силу художественного заряда контрфактичности, не позволяя эксперименту впасть в абсолютную произвольность. Контрфактичное «чувство возможности»[32] становится, таким образом, в контексте доказательства новой теории источником нового знания.
Среди риторических приемов, используемых Мальтусом для того, чтобы убедить читателя в неизбежности антиутопического конца утопического мира Годвина, особое место занимает evidentia, или enárgeia, то есть подробное, красочное описание, превращающее читателя в «очевидца»[33]. В данном случае с помощью evidential делается наглядным противопоставление утопии и антиутопии, структурирующее контрфактический сценарий. Мальтус конструирует возможный мир контрфактического эксперимента отнюдь не только голыми числами, якобы подтверждающими рост народонаселения в геометрической прогрессии в условиях эгалитарных общественных структур. Поскольку мир Годвина описан подробно, контраст между совершенством идеала, который, однако же, оказывается неосуществимым, и его постепенной деградацией, обусловленной законом народонаселения, проступает особенно резко:
Толпы больше не собираются в огромных, тлетворных городах ради дворцовых интриг, торговли и порочных удовольствий. Простые, здоровые и разумные развлечения пришли на смену пьянству, азартным играм и разврату. <…> Большая часть счастливых обитателей этого земного рая живет на хуторах и фермах, рассеянных по всей стране. Всякий дом чист, дышится в нем при вольно, места достаточно, и ничто не угрожает здоровью. Все люди равны[34].
Степень наглядности увеличивается от того, что Мальтус излагает свой мысленный эксперимент не в форме гипотезы, а повествовательно, в настоящем времени. Прием evidentiaособенно четко прослеживается в изображении антиутопической регрессии утопии и подчеркивается красочной метафорикой и олицетворением нищеты и нужды.
Эта прекрасная ткань воображения рвется от жестокого прикосновения правды. Дух доброты, лелеемый и укрепляемый достатком, подавляется хладным дыханием нужды. Исчезнувшие было гибельные страсти возникают вновь. Могучий закон самосохранения изгоняет все более мягкие и более возвышенные чувства. Искушения зла слишком сильны, чтобы человек мог им противостоять. Зерно собирают раньше срока или раздают несправедливо; и тут же является целая черная процессия пороков, сопутствующих неправде. Нет больше изобильных припасов для пропитания матери с большой семьей. Дети болеют от недостатка пищи. Яркий румянец здоровья уступает бледной щеке и ввалившемуся глазу нищеты[35].
Ритм пугающих картин представляет крах социалистической утопии из-за перенаселения «пляской смерти». Именно нарративное оформление деградации утопии создает внутреннюю согласованность, динамику и доказательную последовательность этого мысленного эксперимента. Рост перенаселения предстает как цепочка все более и более трагических событий. Время повествования делится на отрезки, каждый из которых охватывает 25 лет и представляет собой определенный этап глобального процесса распада. Вследствие жесткого отбора событийных моментов рассказ преобразуется в стаккато перечисления, превращающее изложение событий в драму:
Ежели мы еще не вполне убеждены этой печальной картиной, то посмотрим мгновение на следующие двадцать пять лет и увидим двадцать восемь миллионов душ, лишенных пропитания; еще не кончится первое столетие, а народонаселение составит сто двадцать миллионов человек, пищи же будет только на тридцать пять миллионов, и семьдесят семь миллионов останутся без средств существования. В эти века нужда восторжествует и повсюду будут царить грабеж и убийства[36].
Это «регрессивное» повествование, проходящее через несколько этапов (от распада до состояния полной антиутопии), изображает неизбежность монокаузального процесса, обретающего «утешительное» завершение в возвращении к реальному миру и его общественному порядку:
Таким образом, представляется, что общество, принявшее прекраснейшую форму из всех, что только может создать воображение, движущим принципом которого является доброта, а не себялюбие, во всех членах которого всякая наклонность ко злу исправлена разумом, а не силой, по неумолимому закону природы… вскоре выродится в общество, устроенное на основаниях, не слишком отличных от тех, что преобладают во всех известных государствах сегодня; я разумею общество, разделенное на класс собственников и на класс трудящихся, где главной пружиной великого механизма является себялюбие[37].
Итак, каузально-темпоральные предпосылки смыслообразующего нарратива и его наглядность основывают убедительность контрфактического сценария. Созданная таким образом evidentia обладает ярко выраженным художественным и фантазматичным зарядом, который сдерживается лишь параметрами контрфактического эксперимента и используется в эпистемологических целях.
2
В своем позднем романтическом рассказе «Последнее самоубийство» Владимир Одоевский радикализует фантазии Мальтуса о перенаселении: воображение, составляющее одно из измерений контрфактичности, не обуздывается, а, наоборот, отпускается на волю, дестабилизируя таким образом теорию Мальтуса.
«Последнее самоубийство» — часть «энциклопедического»[38] сочинения «Русские ночи» 1844 года, сборника новелл, обрамленных беседами четырех друзей. Девять ночей подряд они ведут философские разговоры, для которых новеллы — унаследованные рукописи, читаемые друзьями вслух, — служат основанием для разговора[39]. Исследователи творчества Одоевского уже не раз указывали на тот факт, что «Последнее самоубийство» — литературный эксперимент, который опровергает теорию Мальтуса, инсценируя ее как анти утопию и доводя до абсурда[40]. Странно, однако, что они не обратили внимания на следующий момент: «Последнее самоубийство» — отнюдь не самостоятельный мысленный эксперимент, а продолжение мысленного эксперимента Мальтуса, его, так сказать, перерастяжение — практически на разрыв. «Последнее самоубийство» вводится в разговор одним из философствующих друзей, Фаустом, как «развитие одной главы из Мальтуса»[41], а начало рассказа указывает на то, что речь идет именно о проанализированной выше главе: «Род человеческий размножился; потерялась соразмерность между произведениями природы и потребностями человека»[42]. Возможность такого развития Мальтус принял в десятой главе своего трактата только контрфактически, то есть при условиях, которые он считал несбыточными, ибо, согласно закону природы, провидение позаботится о том, чтобы численность населения и количество продовольствия оставались в равновесии вопреки всем колебаниям. Если бы «Последнее самоубийство» было мысленным экспериментом, то эксперимент этот основывался бы на изначально ложной предпосылке, дискредитирующей его с эпистемологической точки зрения.
Вместо этого Одоевский перенимает исходную контрфактическую ситуацию мысленного эксперимента Мальтуса и гиперболизирует ее, рисуя апокалиптические картины перенаселения, завершающиеся коллективным (а потому и последним) самоубийством всего человечества. Жителей Земли стало так много, что они постепенно разрушили все постройки, чтобы использовать всю землю для земледелия. Вся жизнь их — жестокая борьба за выживание, в которой перед самоубийцами преклоняются как перед героями, а спасающих жизнь преследуют как преступников. Складывается философия враждебности к жизни, и человечество находит в конце концов своего «мессию отчаяния»[43], успешно добивающегося взрыва земного шара. При этом интертекстуальная связь с антиутопической составляющей сценария Мальтуса очевидна: эгалитарная система Годвина также распадается оттого, что народонаселение постоянно увеличивается. Кроме того, у Мальтуса Одоевский перенимает описание растущих городов, в которых господствуют голод, разврат и болезни, и описание борьбы за выживание внутри каждой семьи. Элементы эти гиперболизируются и, более того, соединияются в единый апокалиптический сценарий:
…весь земной шар от полюса до полюса обратился в один обширный заселенный город… но над градом вселенной тяготела страшная нищета и усовершенные способы сообщения разносили во все концы шара лишь вести об ужасных явлениях голода и болезней; еще возвышались здания; еще нивы в несколько ярусов, освещенные искусственным солнцем, орошаемые искусственною водою, приносили обильную жатву, — но она исчезала прежде, нежели успевали собирать ее: на каждом шагу, в каналах, реках, воздухе, везде теснились люди, все кипело жизнию, но жизнь умерщвляла сама себя. <...> С рассветом каждого дня люди, голодом подымаемые с постели, тощие, бледные, сходились и обвиняли друг друга в пресыщении… Каждый думал видеть в собрате общего врага своего, и все словами отчаяния вызывали на брань друг друга: мечи обнажались, кровь лилась, и никто не спрашивал о причине брани, никто не разнимал враждующих, никто не помогал упавшему[44].
Итак, если «Последнее самоубийство» — не мысленный эксперимент в литературной форме, опровергающий Мальтусов закон перенаселения, а продолжение того же мысленного эксперимента Мальтуса, то какое место занимает этот рассказ в контексте неприкрытого антимальтузианства, характеризующего все «Русские ночи»? Ибо уже во вторую ночь, то есть во время первой продолжительной дискуссии четырех друзей, один из них утверждает: «Мальтус есть последняя нелепость в человечестве»[45], он «сосредоточил все преступления, все заблуждения своей эпохи и выжал из них законы для общества, строгие, одетые в математическую форму»[46].
Владимир Одоевский — один из первых радикальных критиков Мальтуса, зачинателей антимальтузианского настроения, типичного для русской культуры XIX столетия[47]. Однако в «Русских ночах» обсуждается не социально-экономическая концепция Мальтуса, а логика ее доказательства и модели мышления, на которых она основывается. В целом, философская эстетика Одоевского формируется в 1820-х годах под влиянием трансцендентального идеализма Шеллинга, который распространялся в России журналом «Мнемозина» (1824—1825), издававшегося самим Одоевским. «Русские ночи» же — смесь ностальгии с иронией, взгляд, обращенный в прошлое Одоевского, в 1823—1825 годы, когда он вел дискуссионный кружок «Общество любомудрия»[48]. Этот опыт отразился в диалогической структуре романа. Но несмотря на то, что основным принципом этого сочинения является отказ от веры в абсолютность теории[49], некоторые элементы шеллингианства в «Русских ночах» уцелели. Так, двадцатые годы Одоевского отражаются в фигурах двух скончавшихся «друзей», точнее, «искателей», и в унаследованных от них рукописях и рассказах, которые читают и обсуждают Фауст и его собеседники. Именно поместив энтузиастический идеализм 1820-х годов в одно из измерений своего многопланового сочинения, Одоевскому удается занять по отношению к нему критическую позицию и взглянуть на него через призму иронии.
Наследие шеллингианства в «Русских ночах» проявляется в радикальности противопоставления идеалистического мышления рационалистическому. По одну сторону — органически-синтетическое понимание мира, вера в возможность преодоления распада мира на две части и возвращения к изначальному всеединству при помощи «инстинкта сердца»[50]. По другую — формально-аналитическое мышление утилитаризма и эмпиризма, а также партикуляризм естественных наук, препятствующий приближению к абсолюту[51]. Это сугубо логически-аналитическое направление представлено в «Русских ночах» английской экономикой XVIII столетия, главные «действующие лица» которой — Адам Смит, Иеремия Бентам и Томас Мальтус — подвергаются принципиальной критике. Однако критика направлена не против их социально-экономических идей, а против их «логики», абсурдность и бессодержательность которой постоянно подчеркиваются:
Эта логика — престранная наука; начни с чего хочешь: с истины или с нелепости, — она всему даст прекрасный, правильный ход и поведет зажмуря глаза, пока не споткнется; — Бентаму, например, ничего не стоило перескочить от частной пользы к пользе общественной, не заметив, что в его системе между ними бездна. <...> Так логика Адама Смита споткнулась только в Мальтусе; ею жил наш век до сей минуты, да и теперь многих ли ты уверишь, что Мальтусова теория есть полная нелепость; с нею для них начинается новый силлогизм[52].
Это литературное обличение «нелепой логики политической экономии» в «Русских ночах» осуществляется с помощью нескольких стратегий: во-первых, диалектическим методом диспута в обрамляющем действии. Так, в ходе одной ученой дискуссии обнаруживается целый ряд логических противоречий в аксиомах теории Адама Смита[53]. В рассказе «Город без имени»[54] Одоевский вновь обращается к методу мысленного эксперимента, повествуя о расцвете и упадке вымышленного государства («колонии»), основанного на принципах утилитарной этики Иеремии Бентама. Принцип полезности Бентама берется в качестве основания чисто утилитарной мо дели общества, и логика его развивается вплоть до самых отдаленных следствий, чтобы обнаружить противоречие, опровергающее эту теорию: противоречие между личной выгодой и общественной пользой. Принцип во всем без исключения руководствоваться лишь собственной выгодой временно приводит к резкому подъему общественной жизни, но лишь до тех пор, пока различные представления о полезном не вступают в противоречие друг с другом: для пограничных городов полезное — это нечто совершенно иное, нежели для внутренних. Это радикальное противоречие — выгода для одного всегда означает потерю для другого — неотвратимо овладевает всей колонией. Поэтапно описывается ее распад, в ходе которого принцип полезности превращается в принцип эгоизма. Все это приводит к войне, к развалу общества и в итоге к доцивилизационному состоянию прозябания.
В «Последнем самоубийстве» Одоевский использует более сложный метод, вводя дополнительную фигуру, фиктивного автора. Четвертая ночь содержит шесть рассказов, приписанных молодому экономисту и последователю Томаса Мальтуса, который постепенно теряет веру в разумность политической экономии. Тексты эти обнажают прогрессирующий процесс распада в психике анонимного мальтузианца, осознающего бессмысленность своей состоящей исключительно из статистических таблиц жизни. «Последнее самоубийство» — апогей этого распада, завершающегося смертью молодого экономиста.
Рассказам анонимного мальтузианца предшествует комментарий рассказчика, друга скончавшегося экономиста, который и обнаруживает принадлежавшие тому литературные опыты. В них он видит иллюстрацию экзистенциального кризиса своего друга, обнаружившего за фасадом рациональности невыразимое:
Мне кажется, [эти отрывки] показывают, что логический ум несчастного Б., преследуя с жаром свои выкладки, нашел на конце своих силлогизмов нечто такое, что ускользает от цифр и уравнений, чего нельзя передать другим, что понимается одним инстинктом сердца и к чему нельзя отнести знаменитого присловья: что ясно понимается, то ясно и выражается[55].
«Последнее самоубийство» — «чудовищное создание… и горькая насмешка над нелепыми выкладками английского экономиста»[56], итог его психического разложения. В рассказе сумасшедшего мальтузианца Одоевский выступает с обвинением против «псевдологики» политической экономии, обличая фантазматический аспект контрфактической аргументации Мальтуса. Болезненная фантазия разочарованного мальтузианца высвобождает псевдологику Мальтуса из уз «хитрост[ей] диалектики»[57] и взвинчивает ее до взрыва.
Не случайно в этом рассказе мысленный эксперимент Мальтуса «подхватывается», когда постулируемый Мальтусом закон природы начинает воздействовать на происходящее и стабилизирует контрфактически возникшую ситуацию перенаселения, восстанавливая социальный status quo. У Одоевского отсутствует логический «корсет» контрфактической аргументации. Поэтому фантазии о перенаселении не являются уже подчиненным элементом доказательства, а обретают самостоятельность и, не будучи стесненными какими бы то ни было узами, правят всем художественным миром. За занавесом «псевдологики» мысленного эксперимента скрывается не что иное, как чистое воображение — таково семантическое ядро текста.
Все регулирующие механизмы отказывают, остановить рост населения невозможно, и Мальтусово ограничение эксперимента контрфактической Англией отпадает: человечество заполоняет весь художественный мир Одоевского. Мир Мальтуса окончательно выходит у Одоевского из-под всякого контроля. Одоевский демонстративно обличает скрытое в мире Мальтуса отрицательное представление о человеке и представление о жизни как о «вечной борьбе за существование», утрируя его внушающими ужас картинами в романтическом духе: «…на голой земле лежали два мертвых ребенка, возле них мать; ее зубы стиснули руку грудного младенца»[58]. Фантастический момент контрфактичности порождает, освобождаясь от упорядоченности reductio ad absurdum, мир, перевернутый с ног на голову, в котором человечество возлагает все свои надежды на «мессию отчаяния», а взрыв земного шара кажется спасением. Ибо последнее, коллективное самоубийство — парадоксальный акт освобождения человечества, пойманного в мире Мальтуса в западню и сознающего безвыходность своего положения.
Фантазматический потенциал контрфактического мира Мальтуса расширяет пределы последнего вплоть до его саморазрушения, совпадающего с финалом рассказа. После коллективного самоубийства человечества рассказывать об этом мире просто нечего. Высвободив силу заряда воображения, присущего контрфактичности, Одоевскому удается остановить ход «извращенной логики» Мальтусовой reductio ad absurdum.
Представленное в этой статье исследование частного случая взаимодействия теории Мальтуса с прозой Одоевского показывает необходимость боле е детального анализа соотношения науки с литературой в мысленном эксперименте. Решающим ходом здесь было не уравнивание эксперимента с литературой, а анализ их культурно-исторических особенностей и дискурсивных различий. Так, например, очевидно, что при создании текста Одоевский пользуется стратегиями из арсенала романтизма и стремится преодолеть логику аргументации Мальтуса, «разгоняя» ее безудержной фантазией и распыляя в хаосе своего художественного мира[59].
Кроме того, соотношение между наукой и литературой в данном случае крайне динамично, ибо оба дискурса и приближаются друг к другу, и друг от друга отдаляются: риторические и нарративные приемы создают впечатление убедительности и научности мысленного эксперимента, литературность же разрушает эту убедительность свойственными ей художественными средствами. И хотя этот наглядный пример показывает дискурсивную независимость литературы и ее «противодискурсивную направленность»[60], тем не мене е этот случай — лишь один из возможных вариантов использования мысленного эксперимента в литературе[61].
Пер. с нем. Марии Варгин
[1] См.: Gilbert G. The Critique of Equalitarian Society in Malthus’s Essay // Philosophy of the Social Sciences. 1990. № 20. P. 35—55, 43. Гилберт обращает внимание на то, что до Мальтуса техника мысленных экспериментов применяется только в «Исследовании о природе и причине богатства народов» (1766) Адама Смита, правда, еще не систематически. Статья Гилберта — единственная известная мне работа из всей литературы по Мальтусу, в которой анализируется роль мысленных экспериментов в «Опыте…».
[2] См.: Malthus T.R. En Essay on the Principle of Population [1798]. London, 2007. P. 8—9; 29—30; 112—114.
[3] См.: Ibid. P. 67—80.
[4] См.: Gilbert G. Op. cit. P. 48.
[5] См.: Wallace R. Various Prospects of the Mankind, Nature, and Providence (1761); Townsend J. Dissertation on the Poor Laws (1786). См. об этом: Sieferle P. Bevölkerungswachstum und Naturhaushalt. Studien zur Naturtheorie der klassischen Ökonomie. Frankfurt am Main, 1990. S. 72—74.
[6] См.: Sieferle P. Op. cit. S. 83 и далее.
[7] Kleeberg B. Einleitung // Schlechte Angewohnheiten. Eine Anthologie 1750—1900 / Bernhard Kleeberg (Hrsg.). Berlin, 2012. S. 9—63, 32. О связи роста народонаселения, экономики и религии у Мальтуса см. также: Charbit Y. Economic, Social and Demographic Thought in the XIXth Century. The Population Debate from Malthus to Marx. Berlin etc., 2009. P. 9—49.
[8] См.: Sieferle P. Op. cit. S. 100 и далее.
[9] Malthus T.R. Op. cit. P. 14. Ту же самую демографически-экономическую модель можно найти уже у Джиаммарио Ортеса в его «Reflessioni sulla populazione delle nazioni per rapporto all’economia nazionale» (1790). См.: Tarca M. Malthus Theory and Population Prognosis Models // Thomas Rober t Malthus im Widerstreit der Wissenschaften / Ed. by Parviz Khalatbari. Berlin, 1991. P. 112—127, 117.
[10] Мальтус различает «предупредительные препятствия» (сознательное воздержание, позднее создание семьи) и «разрушительные препятствия», то есть факторы, повышающие уровень смертности.
[11] В своем трактате Мальтус не только оправдывает социальный status quo и ведет полемику против социалистических утопий, но и критикует политические способы борьбы с нищетой. См.: Wrigley E.A. Poverty, Progress, and Population. Cambridge, 2004. P. 229—248.
[12] Malthus T.R. Op. cit. P. 5.
[13] Malthus T.R. Op. cit. P. 6.
[14] Kleeberg B. Op. cit. S. 33.
[15] Malthus T.R. Op. cit. P. 140.
[16] Ibid. P. 54.
[17] Мальтус обращается к помощи мысленного эксперимента, хотя открыто называет себя продолжателем традиции эмпиризма, пытаясь подчеркнуть отличие своего учения от «сугубо спекулятивного мышления» Годвина. См. об этом: Gilbert G. Op. cit. P. 36—39.
[18] Malthus T.R. Op. cit. P. 67 и далее.
[19] Ibid. Р. 70.
[20] Ibid.
[21] Расчеты Мальтуса относительно временного отрезка, на протяжении которого народонаселение увеличится вдвое, основываются на данных о росте народонаселения в США, то есть при условиях, лишь временно благоприятных для беспрепятственного роста. См.: Malthus T.R. Op. cit. Р. 8.
[22] Malthus T.R. Op. cit. Р. 8.
[23] Malthus T.R. Op. cit. Р. 76.
[24] Особенно часто такая аргументация используется в древнегреческой математике. Так, Евклид доказывает, что не может быть наибольшего простого числа, и опровергает предположение, что наибольшее простое число существует, показывая логическую противоречивость этого предположения. См.: Rescher N. Reductio ad absurdum // Historisches Wörterbuch der Philosophie / Ritter Joachim, Gründer Karlfried (Hrsg.). Bd. 8. Basel, 1992. S. 369—370.
[25] См. в том числе: Brown J.R. The Laboratory of the Mind. Thought Experiments in the Natural Sciences. L.; N.Y., 1991. P. 1—3; Gendler T.S. Galileo and the Indispensability of Scientific Thought Experiments // The British Journal for the Philosophy of Science. 1998. № 49. P. 397—424.
[26] См.: Rescher N. Op. cit. S. 369.
[27] См.: Fauconnier G., Turner M. The Way We Think. Conceptual Blending and the Mind’s Hidden Complexities. N. Y., 2002. P. 233—240. По поводу контрфактического мышления см. также: What Might Have Been: The Social Psychology of Counterfactual Thinking / Ed. by N.J. Roese, J.M. Olson. Mahwah: New Jersey, 1995.
[28] См.: Albrecht A., Danneberg L. First Steps Toward an Explication of Counterfactual Imagination // Counterfactual Thinking — Counterfactual Writing / Ed. by Dorothee Birke et al. Freiburg, 2011. P. 12—29.
[29] Физиократы исходили из того, что реальные экономические ценности возникают лишь в процессе земледелия, в то время как иные экономические отрасли вроде промышленности, торговли, финансового рынка лишь утилизируют произведенные земледелием ценности. Исходя из этого положения, физиократы предлагали облагать налогами исключительно сырьевое производство.
[30] См.: Dirscherl K. Der Roman der Philosophen. Diderot — Rousseau — Voltaire. Tübingen, 1985.
Этот вид контрфактического повествования ускользал до сих пор от внимания филологов. Контрфактичность исследовалась по большому счету только в связи с познавательными механизмами, позволяющими читателю погрузиться в мир художественного текста. См.: Ryan M.-L. Possible Worlds, Artificial Intelligence, and Narrative Theo -ry. Bloomington, 1991. Следуя этой традиции, Хиллари Данненберг разработала динамическую теорию «осюжечивания» (plotting), согласно которой контрфактичность реалистических текстов служит в первую очередь для симуляции определенных причинно-следственных связей. Как утверждает автор, таким образом причинно-следственные связи «испытываются» в косвенном наклонении художественного мира в той же мере, что и в обыденном мышлении. См.: Dannenberg H. Concidence and Counterfactuality. Plotting Time and Space in Narrative Fiction. Lincoln; London, 2008.
[31] См.: Kuhn T.S. Eine Funktion für das Gedankenexperiment // Kuhn T.S. Die Entstehung des Neuen. Frankfurt am Main, 1992. S. 327—356. Даже мысленный эксперимент Галилея с аристотелевским законом падения — часть диалога, не служащего одним лишь обрамлением логического доказательства, а обладающего определенными диалектическими свойствами, которые оказывают влияние на убедительность всего доказательства. О диалектически-риторическом методе Галилея см.: Pera M. The Discourses of Science. Chicago; London, 1994. Р. 59—71. В истории науки можно наблюдать, что на том этапе, когда знание (еще) не является точным, не будучи ни эмпирически доказанным, ни поддающимся формализации, мысленный эксперимент зачастую выполняет роль «стимулятора интуиции», создавая видимость доказательства там, где его нет. См.: Brendel E. Intuition Pumps and the Proper Use of Thought Experiments // Dialectica. 2004. № 58. P. 89—108. Самым знаменитым примером в данном случае является «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859) Чарльза Дарвина. Отсутствие экспериментального доказательства заполняется «воображаемыми иллюстрациями», которые являются лишь одним из многочисленных приемов «единого длинного аргумента» Дарвина. См.: Lennox J.G. Darwinian Thought Experiments: A Function for Just-So Stories // Thought Experiments in Science and Philosophy / Ed. by Tamara Horowitz et al. Savage, 1991. P. 173—195.
[32] Контрфактичность считается той способностью человека, которую Роберт Музиль в «Человеке без свойств» называет «чувством возможного»: «...способность думать обо всем, что вполне могло бы быть, и не придавать тому, что есть, большую важность, чем тому, чего нет» (Музиль Р. Человек без свойств. М., 1994. С. 3).
[33] Ueding G. Steinbrink Bernd. Grundriss der Rhetorik. Geschichte, Technik, Methode. Stuttgart, 1986. S. 294.
[34] Malthus T.R. Op. cit. P. 70.
[35] Ibid. Р. 73.
[36] Ibid. Р. 74.
[37] Malthus T.R. Op. cit. Р. 79.
[38] Манн Ю.Русская философская эстетика (1820—1830-е годы). М., 1969. С. 114.
[39] Преемственность этой структуры повествования относительно структуры сборника новелл Гофмана «Серапионовы братья» спорна и самим Одоевским отрицалась. См.: Cornwell N. Vladimir Odoevsky and Romantic Poetics. Collected Essays. Providence; Oxford, 1998. P. 83—89.
[40] Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. М., 1913. С. 263. См. также: Манн Ю. Указ. соч. С. 175; Baumann W. Die Zukun ftsperspektiven des Fürsten V.F. Odoevskij. Literatur, Futurologie und Utopie. Frankfurt am Main, 1980. S. 54; Cornwell N. Op. cit. P. 129; Паперно И. Самоубийство как культурный институт. М., 1999. С. 163; Grigorian N. Thought Experiments in Vladimir Odoevsky’s Russian Nights // Wiener Slavistisches Jahrbuch. 2013. № 58. S. 20—42.
[41] Одоевский В.Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 87.
[42] Одоевский В.Ф. Указ. соч. Т. 1. С. 87.
[43] Там же. С. 93.
[44] Там же. С. 87—89.
[45] Одоевский В.Ф. Указ. соч. Т. 1. С. 49.
[46] Там же. С. 48.
[47] См.: Критика мальтузианских и неомальтузианских взглядов: Россия XIX—начала ХХ в. / Под ред. Г.М. Коростелева, П.А. Бакало, Р.А. Башмаковой, Т.П. Нескромной. М.: Статистика, 1978; Todes D.P. Darwin without Malthus. The Struggle for Existence in Russian Evolutionary Thought. Oxford, 1989. P. 24—44.
[48] См.: Walicki A. The Slavophile Controversy: History of a Conservative Utopia in Nineteenth-Century Russian Thought. Oxford, 1975. P. 64—82.
[49] См.: Манн Ю. Указ. соч. С. 106—113.
[50] Одоевский В. Указ. соч. Т. 1. С. 81.
[51] См.: Murašov J. Jenseits der Mimesis. Russische Literaturtheorie im 18. und 19. Jahrhundert von M.V. Lomonosov und V.G. Belinskij. München, 1999. S. 157—181.
[52] Одоевский В. Указ. соч. Т. 1. С. 95. Курсив автора.
[53] Там же. С. 112—114.
[54] Там же. С. 96—109.
[55] Одоевский В. Указ. соч. Т. 1. С. 68.
[56] Там же. С. 87.
[57] Там же.
[58] Там же. С. 90.
[59] См.: Grob T. Das disziplinierte Chaos. V.F. Odoevskijs litera-rische Phantastik und das Paradoxon der romantischen Phan-tasie // Gedächtnis und Phantasma. Festschrift für Renate Lachmann / Susi K. Frank (Hrsg.). München, 2001. S. 287— 318.
[60] Foucault M. Die Ordnung der Dinge. Eine Archäologie der Humanwissenschaften. Frankfurt am Main, 1999. S. 76.
[61] Примеры художественных текстов, выполняющих функцию мысленного эксперимента, можно найти также в литературе натурализма. С анализом этой формы reductio ad absurdum можно ознакомиться в моей статье: Nicolosi R. Evidenz und Kontrafaktizität im (russischen) Naturalismus. Die reductio ad absurdum des Kampfes ums Dasein in D.N. Mamin-Sibirjaks Roman Chleb // Wiener Slawistischer Almanach. 2013. № 69. S. 247—272.
- See more at: http://www.nlobooks.ru/node/6147#sthash.6vdeWHbu.dpuf