Журнальный клуб Интелрос » Неприкосновенный запас » №137, 2021
В1996 году Жак Деррида выступил в нью-йоркском Музее современного искусства с лекцией об Антонене Арто, приуроченной к открытию выставки его графических работ и столетию со дня рождения. Это далеко не первое обращение Деррида к творчеству Арто, но одной из ключевых тем этого доклада стала правомерность подобного разговора в стенах музея. Название доклада – «Арто-Мома» – обыгрывало аббревиатуру MoMA (Museum of Modern Art) и одновременно отсылало к заголовку поэтического сборника «Artaud le Moˆmо» («Дурачок Арто»). В 1946 году издание этой книги ознаменовало возвращение пятидесятилетнего Арто из психиатрической лечебницы Родеза после многолетнего заточения. Полувеком позднее – числовые совпадения впечатляют – Деррида задается вопросом, как быть с присвоением этого предельного опыта институтами вроде музея или выставки, само предназначение которых в корне противоположно природе представленных работ.