Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Ориентиры... » №5, 2008

Введение

Метафизика как часть философии обычно рассматривается на историческом материале западноевропейской мысли. Сюжетная линия этой истории обычно строится по такой схеме: Платон нашел место для метафизики, «умное место», где обитают идеи. Аристотель утвердил метафизику в качестве учения о сущем как оно есть само по себе, о наиболее общих категориях его постижения. Далее инициативу перехватило христианство, развивая метафизику под водительством теологии. В философии Декарта, Лейбница, Спинозы метафизика начинает себя осознавать как основание научного знания (в особенности в сформулированном Лейбницем положении о достаточном основании). Кант – это переломный момент в отношении философии к метафизике. Разрыв со старой догматической и нереализованный проект новой, «послекритической» метафизики, которая могла бы ответить не только на вопросы «что я могу знать?» и «что я должен делать?», но и на вопросы «на что я могу надеяться?» и «что такое человек?». Отношение к метафизике после Канта оставалось двойственным. После окончательного разрыва с ней позитивизма философия решительно переориентирована на науку. Философия как строгая наука (феноменология) вдохновляет Хайдеггера на проект метафизики как онтологии (т.е. на ее возрождение), а М.Шеллера – метафизики как антропологии...
Архив журнала
№5, 2008№4, 2007№3, 2006№2, 2003№1, 2001
Поддержите нас
Журналы клуба