Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Плавучий мост » №4, 2019

Алексей Чипига
Весть в невесомости
Просмотров: 89

Татьяны Грауз. «Внутри тишины» (М.: Союз Дизайн, 2019 – 300 с.)

Стихи Татьяны Грауз похожи на воспоминания космонавта о далёкой Земле. В самом деле, столь заповедное место, полное прелести незаживающих коленок, крыш, облаков, августовской прозрачности, хранящей в зимние дни, едва ли может воспроизводить повседневность, перед нами скорее облик, лелеемый щемящей ностальгией. Но не нужно обманываться: эта ностальгия имеет решительный оттенок некой важной миссии, о чём говорят как краткость стихотворений, так и название новой книги поэта «Внутри тишины». Внутри тишины предстоит узнать весть о сокровенном, но вместе с тем она уже здесь, так что в книге нередок мотив возвращения, оказавшегося в порядке вещей:

я не могу всё это забыть и оставить
……это сияющее июльское утро
………и возвращаюсь
в ту себя иногда возвращаюсь
стою с коленкой ушибленной и загорелой
и вижу мглистое небо и арку
…………неясную арку моста

Слова здесь – из ряда единственно важных, корневых (укоренённость – ещё один мотив книги), но погружены они в атмосферу чуткости и обещаний. Не так ли космонавт будущего, увидев на неизвестной планете неизвестного зверя, пытается приманить его?
И правда, даже чисто графически строки стихотворения напоминают то удаляющиеся, то приближающиеся шаги. Видимо, такая походка нестерпимых желаний, переплетённых с чувством долга («не могу всё это забыть и оставить») нащупывает место, где её можно оставить в качестве послания. Место, где важно ощущение обречённости на встречу.

небо осеннее в берегах тёмных крыш
не испить его не исправить не остановить

Название этого стихотворения – «Без запятых без точек» — как раз настраивает на тройном «не» в конце, передавая упоение неизбывностью, близостью неба. Отрицание движется от наиболее представимого – «не испить», проходя фазы неподконтрольности и достигая пика в «не остановить», поэтому образ неба-реки из предыдущей строки становится понятен, как и понятен становится скрытый диалог статики, покоя (берег – остановить) с живой изменчивостью реки, действий.
Территории, где покой и движение слышат друг друга здесь особенно интенсивно – кладбище и больница. И тут и там можно оставить упомянутую весть другому миру, и тут и там в людях мерещатся его знаки: в больнице обращают на себя внимание «дежурный огонёк-сестра», «лицо узбечки-бабочки» и тут же раздаётся признание «как обезболить день в палате душно», что наталкивает на мысль о двойственности здоровья, давшего дню его духоту и боль; на кладбище боль утраты сближает труд муравьёв «у тёмного провала» и женщин «в отдалении», готовящих поминальный ужин. Здесь уже сам покой уравнивает далёкие и близкие нам заботы, питательная весть которых – семечки, оставленные птичке, о которой так рассыпчато сказано:

такая птичья пе
……чаль в её глазах

Примечание:
Алексей Чипига – поэт, эссеист. Родился в 1986 г. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького, живёт в Таганроге. Стихи публиковались в журналах «Воздух», «Text Only», «Пролог», «Новая реальность», на сайте «Полутона», эссе и критические статьи – в журнале «Лиterraтура», «Интерпоэзия», на сайте «Арт-Бухта» и др. Автор трёх поэтических книг.



Другие статьи автора: Чипига Алексей

Архив журнала
№1, 2020№1, 2014№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018
Поддержите нас
Журналы клуба