Журнальный клуб Интелрос » Политико-философский ежегодник » №4, 2011
Размышления о природе государства, хотя и с различной степенью интенсивности в разные периоды времени, не оставляли Маркса в течение всей его жизни. Наиболее пристально и активно он работал над этой проблематикой в ранние годы своего творчества, когда считал важнейшим для немецких философов делом «критику политики», о чем свидетельствуют, например, его письма к А.Руге. Тогда же, приблизительно в 1842–1843 гг., Маркс начал постепенно освобождаться от влияния гегелевской концепции государства, которая была ему близка ранее, во время работы в «Рейнской газете». Это освобождение означало для Маркса не отказ, а исследовательский анализ гегелевской философии государства и права, которую он продолжал высоко ценить. Он называл эту философию «самым значительным, универсальным, возведенным в науку»1 выражением немецкого политического и правового сознания. В то же время Маркс ассоциировал критику гегелевской философии права с критикой «современного государства и связанной с ним действительности»2. Материалом такого критического исследования послужила работа Гегеля «Философия права» – авторитетнейший источник по социально-политической и правовой проблематике для учеников и последователей Гегеля, к отдельной ветви которых, младогегельянству, Маркс тогда принадлежал