Журнальный клуб Интелрос » Русская жизнь » №3, 2007
«Русская жизнь» № 2: обсуждение на форуме rulife.ru и в блогах
«Малолетка беспечный» Дмитрия Ольшанского
Невроз, который сам себя описывает. Завораживающее зрелище.
Странный какой-то черно-белый мир получился — либо древнее французское королевство дома, либо головой в унитаз в школе. Видите ли, не у всех была возможность в детстве играть в театре на Чистых прудах, не обо всех отзывался Катаев; я играла вместе с одноклассниками в школьной самодеятельности; переделывала древнегреческие пьесы Софокла и Еврипида (у меня все герои трагедий оставались в живых, Антигона например). Мы, бывало, осенними вечерами с учителем наблюдали за звездами через маленький телескоп — как сейчас помню кольца Сатурна, спутники Юпитера, звезду Ригель, которая светит как 23 тысячи солнц. От всего этого у меня остались самые приятные воспоминания, головой в унитаз меня никто не макал. Родители мне, конечно, обьясняли, что жизнь состоит не из одного сахарного миндаля, но чтобы от этого отдавало сапогом, чтобы я чувствовала себя боевым тараканом, которого тренируют на дихлофос, — нет, это уж чисто субьективные впечатления самого автора.
Глупо сталкивать лбами две крайности, ибо истинная проблема — как совместить поиск индивидуальности с участием в коллективе. Рефлексирующий неумеха-аутсайдер, он же агрессивный эгоцентрист, — объект скорее клинический, нежели социальный. Родительское воспитание, как и любое другое, — это средство и способ социализации ребенка. И поощрять надо не патологический эскапизм, а естественный и непринужденный контакт с окружающим миром. И еще — привычку и уважение к труду. Главный инструмент домашнего воспитания, как известно, это ночная полоска света под дверью отцовского кабинета. Мне жаль дурно воспитанного автора этой статьи.
А как по мне, так главное не лишать ребенка возможности свободного выбора, открыть ему его наклонности и развивать в нем их лучшие стороны. Всякий, кто с открытыми глазами живет, вам скажет, что есть дети «книжные», а есть и такие, кому «головой в унитаз засовывать» много интереснее будет. Тут уж главное не тиранить книжками-то. Довод о том, что не «книжные» только те, кого не приучили, — полная чушь, не принимается. А бегство от реальности еще никого сильнее не сделало, кстати.
«Ленин и Блок» Дмитрия Быкова
Да-да. «Большое внешнее сходство». А еще они писали и какали и поэтому одинаковы. Это что, упражнение в сравнении на экзамене в третьеразрядном вузе? Должен же быть какой-то уровень, здесь его нет. Впрочем, есть определенный уровень кощунства. Сравните еще Ленина с Гумилевым, который был расстрелян в юном возрасте с ведома вождя революции. Получится еще «прикольнее».
Бросьте, Ленина уже не отмыть — это Блока можно утопить окончательно, поставив рядом с этим подпрыгивающим и потирающим ручонки упырем.
Концепция и имидж
Готов обозначить, какой журнал про русскую жизнь я хотел бы читать, вооружившись бокалом розового, а то и просто из чувства локтя.
1. В этом журнале должен быть очень некрасиво и старомодно сверстан текст. Примерно так, как в американском «Плейбое», который делают люди, предполагающие, что любой текст однажды тоже будет прочитан. Например, хваленый русский «Эсквайр» делают люди, не всегда понимающие, зачем они имеют дело со словами, сложенными в фразы.
2. В любом тексте этого журнала должен напрочь отсутствовать целый корпус слов. Например, там ни разу не должны встретиться такие слова, как «тусовка», «братва», «мобила», «прикол», «киллер», «олигарх», «достал», а также термины вроде «стритрейсер» и т. п. Ни одного анекдота или кроссворда, боже упаси.
3. Ради бога, никакой «духовности» вроде перепечаток из незаслуженно и заслуженно забытых житий, перепечатывания икон, советов по исцелению или омолаживанию. Ничего имеющего отношения к здоровью, как духовному, так и физическому.
4. Должен также отсутствовать некий набор имен. Например, таких, как «Путин», «Боннэр», «Фриске», «Пугачева», «Ходорковский», «певица Валерия», все эти люди мне неинтересны, и я хотел бы читать журнал, которому было бы также неинтересно про них рассказывать.
5. В этом журнале не должно быть новостей об Америке или любой другой стране, ни одной переводной новости или темы, украденной из интернета или полученной по каналам международных агентств. Ни слова о вручении «Оскаров» и о том, кто прошелся по красному ковру в каком наряде, ни звука о Дрю Берримор или Пэрис Хилтон.
Ну и так далее. Отжимаем до сухого остатка, пока не останется русская жизнь. Должно остаться довольно много, прежде хватало на многотомные собрания сочинений.
Этот журнал — об умирании, увядании, о смерти. О том, как тихо уходит через дырочки и пробоины жизнь, о том, как слабеют руки и воля... О прошлом, в котором «мы были молоды, полны сил и все было правильно, не так, как сейчас». И слеза катится по каждой странице журнала, на которой умирает то маленькая школа, то мораль, то великая Россия, то маленький мальчик, уткнувшийся в энциклопедии. В общем... умирает все хорошее. Журнал прямо-таки специализируется на некрологах.
Не нашла в журнале ни одной идеи, как эту ползущую мертвечину остановить. Этакий последний романс, поющийся скрипящим сиплым шепотом. Спела — и умерла.