Журнальный клуб Интелрос » Русская жизнь » №12, 2007
I.
Пышные имена — отрада бедных семейств. Красавицу — кудри, щеки, глаза! — зовут Эвелиной, недавно ей исполнился год. Она сидит на ковре голой попой и хохочет — радуется гостю. Манежа нет, но есть коляска, кроватка,
Девочка Катя заявилась к Тамаре, когда Антона забрали в армию (у метро перехватили в день 18-летия, потом позвонили: придите проводить — и Тамара обижена, что забрали вот так, грубо и стремительно, «мы же и не собирались прятаться»). Жду, говорит, ребенка от вашего внука — и куда денешься, а? «Девочка приезжая?» — «Нет, здесь рядом живет. Но там папа-мама, братья, бабушка, тесно». — «А у вас?» — «Знаете, меня все ругают, зачем ты взяла. Но вот не могу, вся семья у нас такая, все близко к сердцу». Она заваривает чай, извиняется, что чай не очень, хотя недавно, знаете, недавно был у нас и хороший, да закончился. Видимо, это «Гринфилд» — коробка от него стоит в комнате «для украшения». Еще комнату украшают открытки, бумажные иконки, фотографии молодой Тамары (прехорошенькой) и пейзажики с перламутром. Над телевизором — венециановская «Девушка в платке».
Считаю: Тамара — тридцать девятого года рождения, две ее дочери тридцати восьми лет и сорока одного года, внук, внучка, жена внука и дитя Эвелина — семь человек, четыре поколения в двух комнатах коммунальной квартиры. У до-черей сложная личная и производственная жизнь; когда есть деньги, они пытаются снимать комнаты, но деньги есть не всегда, хотя работают они, туманно сообщает Тамара, «в торговле»; иногда появляются летучие мужья. Сама Тамара спит на крохотном топчане, в спальне — два дивана, на полу матрас. Холодильник идеально пуст — кроме детского питания в нем нет ничего. Пенсия у Тамары — 2300, несмотря на 36 лет трудового стажа и инвалидность, был
II.
Покидать родной проспект Художников Тамара позволяет себе раз в год — она ездит в Лугу на могилы родных: папа завещал похоронить себя там, где воевал, а где папа, там и мама, там и братики, у нее была хорошая семья, все очень любили друг друга. (Я начинаю понимать, что собачку — отважную маленькую шавку, которая кидается мне под ноги, — не выгуливают, и она тоже участвует в орошении ковра.) «Умерли папа, мама, оба братика, один за другим», — будто Таня Савичева, перечисляет Тамара, и я не спрашиваю, как давно и за какой срок, — время в этой квартире смещено и размыто, все происходило в каком-то ближайшем вчера. «Моя бабушка — вы только не думайте, что я придумываю, в это странно поверить, — она из петербургской аристократии. Из небогатых, не высший свет. Фамилию не помню. Я домик их нашла потом на Обводном, небольшой такой домик. Сбежала с гувернером в деревню, а у него обнаружилась чахотка, он и умер, она с двумя детьми осталась. Мне потом рассказывали деревенские: ничего не умела твоя бабка, доить, готовить ручки нежные, избалованные, но, правда, вышивала, дворянских девочек учили вышивать. Она говорит про папу — блестящего военного, домик в Выборге, эвакуацию, маргарин для пленных немцев, квартиру в Автово, свою работу воспитателем в общежитии, потом завскладом, про дочку, которая в восемнадцать лет увидела в окно молодого человека — и прощай учеба, а ведь была такая способная, начитанная, про блаженные времена, когда вся эта квартира — вся! — принадлежала им четверым.
Как превращается в коммунальную трущобу обычная трехкомнатная квартира в спальном районе? Да обычно: развод, размен. Двадцать восемь лет назад развелись, можно было разменяться на «двушку» и комнату, но муж («из мести», — уточняет Тамара) поменял свои десять метров — и началась коммуналка. Мальчику, который родился в той комнате, сейчас 23 года. Прошу разрешения посмотреть их комнату — Максим без особенного удовольствия, но впускает меня, это воспитанный, интеллигентный мальчик, ему неловко сказать «нет». По загроможденности комната похожа на китайское общежитие, порядок здесь невозможен, но чисто;
Семья Тамары — не опустившаяся, но безнадежно смирившаяся с нищетой. Кажется, все поколения послушно воспроизводят этот уклад и быт — и минует ли Эвелину? «Места общего пользования» в квартире вполне чудовищны — если в комнатах чувствуется хоть слабое бытовое усилие, то в коридоре и на шестиметровой кухне (ровно половину свободного пространства занимает соседский кот) — кричащее гниение и распад. Куда деть эти тряпки, эту прущую с каждого сантиметра ветошь, щепу и проволоку, моток рваной кружевной ленты, чем прикрыть прогнивший пол, куда переставить сломанный
Тамара хочет
III.
О специфике петербургской бедности мы говорим с соседом Тамары, писателем Петром Валерьевичем Кожевниковым, человеком «парадоксальных биографических подробностей», как написала про него одна городская газета. Петр был самым молодым из участников легендарного «Метрополя» (повесть «Мелодии наших дневников»), выпустил несколько книг прозы и получил несколько литпремий, но самое захватывающее произведение Кожевникова — его биография. Он прав-
нук знаменитых переводчиков Ганзенов, художник, член Пен-клуба, основатель
Помимо всего прочего, Петр — депутат муниципального собрания в Выборгском районе Петербурга.
На вопрос про жизнь «социально уязвимых слоев» в его округе Петр отвечает кратко:
— Достойно, гордо и мученически вымирают.
Он хорошо знает нравы спальных районов, хотя родился на Васильевском. Но уже много лет он здешний, озерковский и видит беспощадную смену поколений:
«Их дети спились, те самые дети, которые говорили: „Мама, не пей! Мама, не кури!“, теперь спились сами, и уже их дети им это говорят: „Папа, не пей!“ А я их встречаю, как городской дурачок, и говорю: „Ребята, милые мои! Не пейте, не курите, не колитесь!“ — „Ой, да, дядя Петя, а мы вас видели в „Ментах“, как вы там в рыло дали!“ — и весь разговор. Живу на последнем этаже, рядом чердак, все вижу как на ладони — и шприцы, и как убегают, и через мою парадную все проходит, вся эта социальная жизнь.
… Старики приходят очень робко, можно сказать, коленопреклоненно. Ты с ним просто разговариваешь, не орешь матом — они оттаивают. Больше всего им надо с кем-то поговорить, такое страшное одиночество, такая богооставленность. Вот недавно такая бабушка с детьми, и мальчик говорит с отчаянием: ну я же сэкономил, сэкономил эти тридцать копеек. Тридцать копеек, ну ты подумай! Плюнуть в лицо тем, кто это сделал.
… Я пошел в ночную палатку, беру то, то и то, и понимаю — очень сложный подсчет. А она без калькулятора — р-раз, и мгновенно все подсчитала. Я говорю: „Как?“ А она: „У меня, видите ли, два высших образования“. Вот скажи — это правильно? Так и должно быть?
… Идет жестокая видовая борьба. Кругом хищники — и старики попадают. Ну, если меня чуть не в бане ловят, вот вам 500 тысяч кредит, не надо никаких залогов, поручительств —
В начале октября в Петербурге проходил международный форум «Империя. Четыре измерения Андрея Битова», посвященный
Вечером мы с Петром Валерьевичем на его «пятерке» едем в театр Ленсовета, на премьеру спектакля по рассказу Битова «Пенелопа».
На Московском проспекте не работает светофор, мигает желтым. Совершенно деморализованный гаишник на перекрестке зажат четырьмя потоками машин.
— Петя, у тебя, помню, книжка такая была,
— Была! — подтверждает Кожевников. — Дело в том, что миром правят людоеды. У меня есть такая теория…
Стоим уже пятнадцать минут. Машины отчаянно сигналят, водители матерятся, гаишник мечется.
— Политики, олигархи, вся мировая элита — все это каннибалы. Путь наверх, желание власти над миром — это клиническое людоедство, это страсть к поеданию людей.
— И факты есть?— спрашиваю я с уважением.
— Ну, ты же понимаешь — они скрываются!
Приходит второй гаишник, в машинной массе