Журнальный клуб Интелрос » Русская жизнь » №13, 2008
Нет, мы вас предупреждали. Мы пытались договориться.
Мы склоняли повинные (на самом деле, ни в чем, в отличие от ваших,
не повинные) головы и пытались протянуть теплые пальцы навстречу вашей
руке: «Да, это была страшная эпоха, вся эта советская власть. Эпоха
ужаса и трагедий. Давайте вообще не будем об этом больше. Давайте
думать о завтрашнем дне, о будущем. У нас так много забот».
Слова получались неловкие, деревянные, клацали боками, как поленья. Клац-клац.
Мне очень не хотелось спорить с либералами. Пока я клацал боками,
либералы смотрели на меня насмешливо. Ну-ну, продолжайте, молодой
человек. Продолжайте-продолжайте. Что вы там сказали: давайте забудем?
Семьдесят лет кровавого режима забудем? Черную дыру, засосавшую Россию?
Две трети столетия, потраченные впустую? Всю эту бездарную, неустанную,
бессмысленную бойню? Растоптанные понятия о справедливости, милосердии
и чести?
Я пожимал плечами: ну, что мы можем, в конце концов, со всем этим сделать? — вопрошал я.
«Вы тоже, — опрометчиво, но еще миролюбиво говорил я, — совершили немало ошибок...»
Ну, конечно, ага. Российские либералы — совершили немало ошибок? Ну, конечно.
Вообще не совершили, как выясняется, ни одной.
Все эти ошибки, да-да-да, были заложены еще тогда, в мрачные годы
проклятой советской власти. Кризис географии и демографии государства.
Гибель деревни. Упрощение культуры. Экономический коллапс. Падение
нравов. Распад оборонки. Чечня. Буденновск. Немыслимые взрывы домов
в столице нашей Родины. Подлодка «Курск». Битцевский маньяк. Квачков.
Женя Родионов. Торговля детскими органами. Торговля курсантами
в военных училищах. Беспризорность. Пахучие стада бомжей. Шприцы
в подъездах. Гастарбайтеры. Таджикская девочка. Русский мальчик.
Цветущие публичные дома, расположенные в частных квартирах ровно
напротив зданий внутренних органов. Очень длинный список ошибок.
Огромный, беспощадный состав, накативший на нас из небытия семи
десятилетий, — и если бы не мужественные либеральные деятели, стоявшие
плечом к плечу на путях, состав обрушил бы нас в кромешную бездну.
Но не обрушил. Нас спасли. До сих пор спасители носят на лицах розовые маски благодетелей.
Когда я слушаю непобедимо надменных либералов, когда я вижу, как,
скажем, раскудрявый нижегородский реформатор одергивает зарвавшихся
«левых», объясняя, что их место на свалке, в который раз снисходительно
бросая: «... мы знаем, чем все это закончилось», меня немного ломает,
и где-то в подсердечье бьется раздражительная жилка, которая вот-вот
лопнет.
Мы зарвались только в том, что зовем их, вместе с нами, наряду с нами,
не оставляя друг друга и не предавая, разрешить несколько насущных
проблем.
Но разве с нами можно иметь дело — им, белоснежным, с яркими глазами, с яркими губами.
Послушайте, я, человек безусловно левых взглядов, готов принести вам
вины за то, что я не совершал. Готов простить вам вины, которые
вы совершили. Уже простил, потому что вы во многом правы (только
не пытайтесь сейчас же откусить мне всю руку, и еще часть туловища,
если я только что ненароком подал вам палец). Я готов вообще жить вне
идеологий и забыть о своей, если вы не будете с утра до вечера
попрекать меня ею, подсовывая вашу, единственно верную, точку зрения.
Но только уберите эту вашу невыносимую самоуверенность с лиц. Но только
станьте в конце концов либералами, хоть ненадолго. Я тоже буду
либералом вместе с вами. Останемся каждый при своем касательно истории
прошлого столетия, в нашем либеральном благодушии и равноправии.
Так я просил. Так просили мы. Искренне и доверчиво глядя честными глазами.
В ответ смотрели лица, похожие на яблоки. Глаз на них разыскать было
совершенно невозможно. Смотрелись эти лица красиво и розово,
но неизменно возникало ощущение, что у яблока повсюду сплошной затылок.
Может, я чего-нибудь не заметил, но я вообще не помню, чтобы нам хоть кто-нибудь ответил.
Если только так, сквозь зубы: флаг перекрасили? Сталина прокляли?
Ленина признали земляным червяком? Не-ет? И даже с тем, что война
велась бездарно и погибло на ней 27 миллионов человек, тоже
не согласны? Зачем вы тогда вообще сюда пришли?
Б... дь, я не пришел. Я тут стоял. Идите сами откуда пришли.
В разговоре с либералами все время нужно выбирать выражения. Только они выражений не выбирают.
Знаете что? Я свободу люблю не меньше вас. Идите к черту.
Идите к черту вместе с вашими девяностыми годами, когда вы, ну, или
ваши, так и не оставленные вами вожди, раз за разом предали все: и само
понятие свободы, и само понятие мужества, и само понятие либерализма,
и само понятие чести.
Больше не люблю их, эти годы, хотя уже готов был полюбить. Но вы мне
не дали. Больше не терплю их, и терпеть не буду. Больше девяностых
годов я не люблю только нулевые, но только вы не делайте вид, что
нулевые вас не касаются. Вы их и породили, и по сей день стремитесь
в них разместиться.
В детстве, засыпая, я мечтал стать стремительным, на черных крыльях,
ангелом и иногда обрушиваться на голову всяким дурным людям. Мечты
об этом по-мальчишески забавляли меня, и в мечтаниях своих я засыпал.
Сейчас, вдохновленный вами, снова мечтаю о том же, только заснуть больше не умею.
Глядя на вас, я по-мальчишески хочу обвалиться куда-нибудь
в Беловежскую пущу и бить их, всех собравшихся там, голова о голову,
до полного остервенения.
Глядя на вас, я мечтаю ворваться за стекло голубого экрана, и эдак
по-булгаковски, по-мастер-маргаритовски, в прямом эфире оторвать
Сванидзе голову. Живой Николай Карлович пусть живет, а экранному голова
не нужна, пусть она под столом валяется и шевелит активными губами.
Глядя на вас, я хочу, чтоб вы прожили тысячу жизней, накапливая рубль
за рублем, и чтобы вас ограбили дважды подряд, на все эти рубли. И чтоб
еще тысячу лет прожили вы в Приднестровье, а следующую тысячу —
в Абхазии, и далее везде, особенно в Чечне, и не важно, какая у вас там
будет национальность, русская, чеченская или еврейская.
Ай, как дрогнул зрачок, ну-ка, перечитайте еще раз абзац выше, вдруг там что не так, нет ли там чего такого.
И главное, чтоб после всех этих ограблений вы так и остались жить
в стране пустой, бессмысленной, нищей и ничтожной, лишенной и космоса
над головой, и твердой почвы под ногами, и гордости за то, что
вы, ее дети, здесь родились, а не на другой щеке земного шара.
Потому что сколько ни грабили и ни мучили отцов моих и дедов, — вот это чувство — радости и гордости — их не покидало.
Я, впрочем, о своих отцах и дедах говорю, а не о ваших. Ваши не знаю, что чувствовали, я за них не ответчик.
Глядя на вас, я хочу устроить над вами самый честный, самый
пронзительный, самый независимый человеческий суд, потому что грехов
у вас хватит на десять тысяч пожизненных сроков. Не у всех, не у всех,
конечно, — но у тех, кого вы до сих пор носите на своих иконах, — у них
хватит, зуб даю. Осудить их, доказать их бесконечную, чудовищную вину,
а потом простить, конечно, — когда все эти сроки впаяют. Простить
и отпустить с миром.
Чтоб вы, наконец, сняли с себя эти белые одежды и презрительные лица,
чтоб заткнулись говорить на тему покаяния моего народа за весь
двадцатый век, за все его муки, и страдания, и Победы — и Победы, черт
возьми. Какие вам и не снились, каких вы и не видели, каких вам, при
вашей нынешней остервенелости, и не достичь никогда.
А мы хотим быть наследниками Побед. Так.
Потому что наша Победа вмещает всех. И даже вас там примут, и приютят, и пожалеют.
Потому что она и ваша тоже, эта Победа. Она выше всех, надо только научиться быть ее достойным.